Файл: Удк. 003. 13 338. 47. 061. 53 Эффективность управления логистическими цепями на предприятии канд техн наук, доц. Ж. М. Банзекуливахо.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление № 6
25
УДК .003.13:338.47.061.53
ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИМИ ЦЕПЯМИ НА ПРЕДПРИЯТИИ
канд. техн. наук, доц. Ж.М. БАНЗЕКУЛИВАХО
(Полоцкий государственный университет)
Рассматриваются связи между понятиями «логистическая система», «логистический канал»,
«логистическая цепь» и «цепь поставок». Отмечено сходство понятий «логистическая цепь» и «цепь
поставок». Раскрыто понятие «логистическая система» и проанализированы все ее подсистемы. Для
каждой подсистемы установлены цели и задачи, подлежащие решению для достижения соответст-
вующих результатов. Даны определения логистического канала, логистической цепи, цепи поставок,
установлены четкие границы между ними. Определены главные звенья, способствующие формированию
логистической цепи, по которой проходит материальный и информационный поток от поставщика к по-
требителю. Выявлены объективные основы развития управления логистическими цепями в деятельно-
сти предприятия. Предложены основные направления повышения эффективности управления логисти-
ческими цепями на предприятии, установлены количественные и качественные показатели ее оценки.
Введение. Основная цель логистики – это доставка груза в нужное время, в нужное место с мини- мальными затратами. Необходимость логистики резко возрастает в ходе расширения производства и по- требности в оперативной деятельности с целью обеспечения конкурентной борьбы.
Требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулирова- нию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на вхо- де или выходе материалопотока, но и на выходе и входе у партнера.
Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в обслуживании заказчиков, повышении качества поставки про- дукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспо- собности на товарных рынках.
В настоящее время логистика рассматривается как направление хозяйственной деятельности, за- ключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также в поиске новых возможностей повышения эффективности материальных потоков.
В зарубежной литературе понятие логистики чаще всего трактуется как процесс управления дви- жением и хранением сырья, частей, компонентов и готовой продукции в хозяйственном обороте с мо- мента уплаты денег поставщикам до момента получения денег за доставку готовой продукции потреби- телю (принцип уплаты – получения денег).
Главная цель логистики – нужная продукция в нужном месте в нужное время при нужных затра- тах и в нужном состоянии.
Логистика, прежде всего, включает организацию и осуществление товаропередвижения в сфере обращения. К логистической деятельности правомерно относить такие функции, как формирование хо- зяйственных связей, определение потребности в перевозках продукции, их объемах и направлениях, по- следовательности и звенности передвижения продукции через места складирования, координация опера- тивного управления поставками и перевозками, формирование и регулирование запасов продукции, раз- витие, размещение и организация складского хозяйства, выполнение операций, непосредственно пред- шествующих и завершающих перевозку продукции и др.
Указанным функциям присущ ряд особенностей. Во-первых, они представляют собой комплекс взаимосвязанных функций по формированию, организации, регулированию и реализации материалопо- тока в процессе товарообращения. Во-вторых, носителями таких функций являются в той или иной мере все субъекты, участвующие в этом процессе (поставщики и транспортные организации, дилеры, тамо- женные органы и т.п.). В-третьих, критерием эффективной реализации данных функций выступает ми- нимум удельных совокупных затрат на перемещение продукции, поскольку каждому из элементов этих затрат принадлежит значительный удельный вес в их общей сумме. В реализации этих функций ведущее место принадлежит эффективности управления логистическими цепями.
Основная часть. Вместе с понятием «логистическая система – logistical system» в литературе ши- роко используются понятия «логистический канал – logistical canal», «логистическая цепь – logistical chain»
и «цепь поставок – supply chain». Во многих случаях эти понятия не очень четко разграничены и иногда употребляются как синонимы, особенно в зарубежной логистической практике, где понятие «логистиче-
ская система» используется гораздо реже, чем «логистическая цепь» и «цепь поставок» [1].
Одним из базовых понятий в логистике является логистическая система, которую по праву можно рассматривать как одну из самых ранних среди созданных человеком социально-экономических систем.
2013 ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D
26
Логистическая система (logistical system) – это сложная организационно завершенная (структури- рованная) экономическая система, состоящая из элементов (звеньев), взаимосвязанных в едином процес- се управления материальными и сопутствующими им потоками. Иными словами, логистическая систе-
ма – это система, состоящая из нескольких подсистем, выполняющая логистические функции и имеющая развитые связи с внешней средой, т.е. с рынком.
Для изучения понятия «логистическая система» необходимо, прежде всего, исходить из анализа подсистем, формирующих систему, ее свойств и связей.
К основным подсистемам логистической системы относятся следующие: закупка, склады (склад- ское хозяйство), запасы, транспорт, производство, распределение, сбыт, информация, кадры [1 – 4].
Рассмотрим каждую подсистему логистической системы в отдельности.
Закупка – это выделенная подсистема, обеспечивающая логистическую систему материалопото- ком в виде сырья, материалов и т.п. непосредственно от первоисточника.
Склады (складское хозяйство) являются подсистемой логистической системы, которая представлена изначально складскими площадями в виде зданий, сооружений, площадок, а также необходимыми техниче- скими средствами для перемещения и переработки материалопотока в складском пространстве. Основное предназначение складов – размещение и хранение материального потока, преобразованного в запас, его пере- работка на складе и формирование в требуемый потребителем формат для более удобной транспортировки.
Запасы являются своеобразным показателем жизнеспособности логистической системы. Наличие запаса гарантирует логистической системе высокую адаптивность к изменяющейся рыночной ситуации.
В то же время это одна из затратных подсистем. Экономичность логистической системы зависит от эко- номически обоснованной оптимальной величины запаса.
Транспорт связывает определенные элементы логистической системы (закупку, склады, запасы, производство, сбыт) транспортным процессом, обеспечивая одновременно бесперебойность и своевре- менность ее функционирования.
Производство обеспечивает трансформацию (переработку) поступающего материального потока в востребованную рынком продукцию с минимальными затратами и заданным качеством.
Распределение представляет собой подсистему логистической системы, обеспечивающую выбы- тие материального потока из подсистемы производства и поступление его через логистические каналы и цепи с минимальными затратами к местам возможного потребления.
Сбыт – это подсистема, интегрированная с маркетингом. Основным ее предназначением является своевременная реализация готовой продукции потребителям с сопутствующим логистическим сервисом в нужном месте и в назначенное время.
Информационная подсистема – одна из основных подсистем, обеспечивающих деятельность логи- стической системы. Данная подсистема поддерживает информационную связь между всеми подсистема- ми логистической системы, одновременно выполняя функцию управления и контроля.
Кадры являются важным элементом логистической системы, задействованным при выполнении всех логистических операций и обеспечивающим целенаправленную деятельность логистической системы.
Указав и кратко описав основные подсистемы логистической системы, представим ее в виде схемы.
Схематическая модель логистической системы [2]:
M
1
– закупка; M
2
– склады (складское хозяйство); M
3
– запасы; M
4
– транспорт;
M
5
– производство; M
6
– распределение; M
7
– сбыт; M
8
– информация; M
9
– кадры
На схеме наглядно показана последовательность срабатывания каждой из подсистем (M
1
– M
9
) при сквозном прохождении материального потока через логистическую систему.
М
1
М
5
М
6
М
7
М
3
М
2
М
3
М
4
М
8
М
9
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление № 6
27
Для обеспечения эффективности функционирования логистической системы каждая подсистема должна четко преследовать свойственные ей определенные экономические цели:
- логистическая подсистема закупки удовлетворяет потребности предприятия в продукции с макси- мально возможной экономической эффективностью, т.е. минимизирует затраты на приобретение сырья, материалов, комплектующих, деталей и т.п. Основу экономической эффективности подсистемы закупки составляют поиск и закупка необходимых материалов удовлетворительного качества по минимальным ценам. В изучении рынка главным является вопрос цен, но существенную роль также играет анализ дру- гих факторов, таких как возможные логистические расходы и сроки поставок. Логистическая подсистема закупки является важной составляющей производства, охватывающей значительную часть сферы обра- щения, обеспечивающей физическое перемещение материальных ресурсов от изготовителя до потреби- теля, а также внутри предприятия потребителя;
- логистическая подсистема складского хозяйства обеспечивает минимизацию затрат на хранение запасов и сопутствующую грузопереработку их в складском пространстве. Для этого необходимо орга- низовывать надлежащее хранение материальных ценностей, обеспечивать бесперебойное обслуживание производства соответствующими материальными ресурсами, максимально сокращать затраты, связанные с осуществлением складских операций;
- логистическая подсистема запасов преследует экономическую цель – обеспечение эффективно- сти управления ими путем их оптимизации. Для этого следует уменьшать величину замороженных (не- работающих) денежных средств предприятия, сокращать расходы по хранению и управлению запасами, определять ассортимент запасов, поддерживать необходимый уровень запасов. Для определения и под- держания должного уровня запасов необходима информационная база, включающая оценку текущего уровня запасов, расчет необходимого уровня запасов на предстоящий период, планируемый уровень продаж и срок восстановления запасов, а также наличие складских помещений;
- логистическая подсистема транспорта минимизирует затраты на транспортировку материаль- ного потока предприятия, которая достигается путем совместного планирования транспортных процес- сов на различных видах транспорта (в случае смешанных перевозок), обеспечения технологического единства транспортно-складского процесса, выбора способа транспортировки и транспортного средства, определения рациональных маршрутов доставки грузов:
- логистическая подсистема производства ставит перед собой цель оптимизации затрат на изго- товление продукции путем создания и обеспечения эффективного функционирования интегрированной системы управления материальными потоками в организации;
- логистическая подсистема распределения минимизирует затраты на распределение продукции орга- низации. Для этого в организации должны осуществляться планирование, процесс реализации продукции, выбор надлежащей упаковки продукции, ее комплектация и консервирование, эффективная организация от- грузки продукции, контроль за транспортировкой к месту потребления и доставка продукции потребителю.
- логистическая подсистема сбыта способствует минимизации затрат на реализацию продукции и сопутствующий логистический сервис, например, организация послереализационного обслуживания;
- информационная логистическая подсистема преследует цель минимизации затрат на хранение, передачу и переработку информации путем обеспечения высокой степени наполнения информацией сис- темы управления, а также предоставления каждому уровню иерархии управления логистической систе- мы необходимой ему информации должного качества и в необходимые сроки;
- кадровая логистическая подсистема содействует оптимизации выполнения логистических функ- ций системы путем обеспечения организации и управления процессом исполнения логистических опера- ций на предприятии.
Элементы, или подсистемы, логистической системы можно объединить в логистическую сеть на основе материального, финансового, информационного потоков.
Логистическая система призвана решать такие основные задачи, как правильное и четкое описание ло- гистической системы предприятия, сбор данных о конкретной логистической системе, выявление назначе- ния каждого элемента логистической системы, установление степени взаимосвязи целей логистических систем со средствами их достижения, установление нескольких вариантов развития логистических систем при воздействии внутренних и внешних факторов, выбор оптимального курса развития объекта логистиче- ской системы, проверка эффективности взаимодействия логистических систем, выявление эффективности организации управления предприятием в соответствии с установленной логистической системой, опреде- ление конкретных показателей эффективности функционирования логистической системы предприятия.
Что касается логистического канала (logistical canal), то он представляет собой частично упорядо- ченное множество элементов объекта «логистическая система», по которым может осуществляться дос- тавка материального потока от производителя к потребителю. Это множество частично упорядочено до тех пор, пока не выбраны конкретные участники процесса продвижения материального потока от по- ставщика к потребителю. После того как выбраны конкретные участники процесса продвижения матери- ального потока от конкретного поставщика к его потребителю, логистический канал преобразуется в ло-
гистическую цепь (logistical chain). Возможность выбора логистического канала является существенным резервом повышения эффективности логистических процессов.
2013 ВЕСТНИК ПОЛОЦКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. Серия D
28
Следовательно, логистическая цепь (logistical chain) представляет собой линейно упорядоченное множество участников логистического процесса, которое связывает потребителя с производителем, и осуществляет логистические операции по доставке внешнего материального потока от одной логистиче- ской системы к другой в случае производственного потребления или до конечного потребителя в случае личного непроизводственного потребления [5].
Существует и другая интерпретация логистической цепи, под которой понимают совокупность ло- гистических операций, выполняемых последовательно от момента зарождения до момента угасания по- тока товаров, работ, услуг на соответствующем потребительском рынке.
В таком подходе есть своя логика, которая заключается в следующих основных моментах:
- в линейно упорядоченной совокупности логистических посредников проще анализировать из- держки, оптимизировать ресурсы и принимать управленческие решения;
- в линейно структурированной логистической цепи проще распределить риски, ответственность и прибыль как между функциональными подразделениями предприятия, так и между третьими сторонами в логистике;
- в линейно упорядоченном множестве логистических посредников можно более эффективно ор- ганизовать мониторинг выполнения логистического плана предприятия.
Следует отметить, что для зарубежной литературы характерно употребление термина «цепь по-
ставок (supply chain)» вместо термина «логистическая цепь (logistical chain)». Однако экономическое содержание этих двух терминов идентично. Например, в своем терминологическом словаре А.Н. Родни- ков указывает, что «логистическая цепь – линейно-упорядоченное множество физических и/или юриди-
ческих лиц (поставщиков, посредников, перевозчиков и др.), непосредственно участвовавших в доведении
конкретной партии продукции до потребителя» [5]. По нашему мнению, данное определение практиче- ски ничем не отличается от определения термина «логистическая цепь».
Впервые термин «управление логистическими цепями (logistical chain management)» был употреб- лен в 1982 году. Развитие управления цепями поставок имеет объективные основы. Массовое развитие
управления логистическими цепями на практике относится ко второй половине 90-х годов ХХ века, и явно обозначились три тенденции: преобладание предложения над спросом, глобализация рынков и ин- форматизация общества. Эти тенденции вызвали изменения в стратегиях обеспечения конкурентоспо- собности и доходности бизнеса в целом.
В настоящее время управление логистическими цепями прочно заняло место одной из основных функций управления предприятием и фактора конкурентоспособности.
Управление логистическими цепями наряду с управлением финансами, жизненным циклом изде- лий и логистикой является одним из основных элементов успеха бизнеса.
Все субъекты хозяйствования, вне зависимости от формы собственности (промышленные пред- приятия, торгово-распределительные сети, провайдеры логистических услуг, логистические и транс- портно-логистические центры, транспортно-экспедиторские организации и т.п.), являются объектами управления логистическими цепями.
Целью управления логистическими цепямиявляется максимизация общей стоимости, создаваемой цепью поставок. Данная величина определяется как разница между тем, что клиент готов заплатить за продукт, и затратами, которые в совокупности возникают в логистической цепи. Для большинства логи- стических цепей этот показатель может называться прибыльностью логистической цепи, определяемой как разность между доходом, полученным от клиента, и совокупными затратами в логистической цепи [1; 2].
Все методы и инструменты управления логистическими цепями для повышения прибыли предприятия направлены на достижение двух основных эффектов: 1) увеличение дохода от реализации продукции за счет повышения уровня сервиса, точности поставок и прогнозирования спроса; 2) сокращение логистических за- трат за счет снижения уровня запасов, сокращения накладных и трансакционных издержек в закупках, скла- дировании и сбыте, а также улучшения использования производственных и логистических мощностей.
Заключение. В целях повышения эффективностиуправления логистическими цепями и достиже- ния поставленных перед предприятием целей следует принимать во внимание следующие основные мо- менты: увеличение количества заказов и повышение стабильности спроса, снижение страховых запасов
(замена запасов точной информацией), снижение рисков и повышение надежности планов и поставок, снижение накладных и трансакционных издержек.
Источниками повышения эффективности управления логистическими цепями являются: по-
вышение точности планирования за счет единых информационных каналов, синхронизации бизнес- процессов, совместного прогнозирования спроса, сокращения времени вывода новых товаров на рынок;
повышение качества оперативного управления за счет непрерывного мониторинга всей логистической цепи, своевременного определения отклонений и нарушений в логистической цепи; сокращение части за-
трат на маркетинг и логистику за счет ликвидации бизнес-процессов, связанных с неопределенностью в закупках, складировании и сбыте. Практика реализации проектов по внедрению управления логистически- ми цепями во многие субъекты хозяйствования показала возможность снижения уровня запасов до 60 %;
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ И ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ. Экономика и управление № 6
29 снижения времени изготовления за счет согласования процессных цепей до 50 %; повышения прибыли за счет оптимизации процесса создания стоимости и снижения трансакционных издержек до 30 %; повы- шения качества продукции до 30 %; увеличения оборота и доли рынка за счет повышения гибкости и скорости реакции и изменения отношений с клиентами до 55 %.
Показатели, являющиеся ключевыми индикаторами оценки эффективности управления логистически- ми цепями, носят как количественный, так и качественный характер. К количественным показателям оценки эффективности управления логистическими цепями относятся: точность поставок, сроки поставок, использо- вание имеющихся мощностей, время производственного цикла, логистические затраты, запасы, устойчивость поставок, стоимость бизнеса; к качественным – уровень сервиса, объем продаж, скорость реакции, конку- рентоспособность, доля рынка, транспарентность, гибкость, качество поставок, качество управления.
В мировой практике крупные компании используют четыре ключевых показателя эффективности управления логистическими цепями: максимальное качество, минимальные затраты, минимальные сроки поставок, максимизация уровня сервиса.
Следовательно, говоря об эффективности управления логистическими цепями, следует понимать, что цели, которые ставятся перед управлением логистическими цепями (например, максимизация уровня сервиса или увеличение прибыли), являются так называемой потенциальной эффективностью. Реальная же эффективность реализуется через устойчивость логистических цепей. Поэтому, наряду с экономиче- ской эффективностью логистических цепей, большое значение для их комплексной эффективности име- ет обеспечение их устойчивости.
Мировая практика управления логистическими цепями свидетельствует, что эффективность управ- ления ими определяет до 30 % дохода предприятия. От этапа конфигурирования логистических цепей зави- сит до 80 % стоимости продукции, и до 75 % операционных затрат приходятся на логистические цепи.
Современной тенденцией понимания эффективности управления логистическими цепями является проектирование таких логистических цепей, которые характеризовались бы высоким уровнем экономи- ческой эффективности и необходимым уровнем устойчивости. Вместе с тем снижение экономической эффективности управления логистическими цепями возможно вследствие таких воздействий, как повре- ждение и хищение грузов, неэффективность использования транспортных средств, нарушения в финан- совых потоках, а также недостаточная координация в логистических цепях (колебание спроса, несоот- ветствие объемов производства и закупок и т.д.).
ЛИТЕРАТУРА
1. Аникин, Б.А. Логистика и управление цепями поставок / Б.А. Аникин, Т.А. Родкина. – М.: Проспект,
2011. – 408 с.
2. Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2009. – 660 с.
3. Проценко, О.Д. Логистика и управление цепями поставок – взгляд в будущее: макроэкономический аспект / О.Д. Проценко, И.О. Проценко. – М.: Дело, 2011. – 486 с.
4. Управление складированием в цепях поставок / В.В. Дыбская. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 720 с.
5. Родников, А.Н. Логистика: Терминологический словарь / А.Н. Родников. – 2-е изд., испр. и доп. – М.:
Инфра-М, 2000. – 352 с.
Поступила 04.02.2013
THE EFFICIENCY OF LOGISTICAL CHAIN MANAGEMENT ON AN ENTERPRISE
J. BANZEKULIVAHO
Relations between the concepts “logistical system”, “logistical canal”, “logistical chain” and “supply chain”
are considered. The similarity of concepts “logistical chain” and “supply chain” is noted. The concept “logistical
system” is disclosed and all its subsystems are analyzed. For each subsystem objectives and tasks to be solved to
achieve the objectives are set. The definitions of the logistical canal, logistical chain, supply chain are given, distinct
boundaries between them are established. Key links, contributing to the formation of the logistical chain, through
which the material and information supply from the supplier to the consumer goes are identified. The objective basis
for the development of the logistical chain management in the activity of an enterprise is identified. Main directions of
improving the efficiency of logistical chain on the enterprise are proposed, quantitative and qualitative indicators of its
evaluation are established.