Файл: Курсовая работа по дисциплине Автоматизация в электромеханике.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования

«Пермский национальный исследовательский политехнический университет» Кафедра электротехники и электромеханики


Курсовая работа


по дисциплине: «Автоматизация в электромеханике»

«Расчет системы автоматического управления двигателем постоянного тока независимого возбуждения»




Выполнил студент гр. ЭМ- 20-1б Шалабот С.С.
Проверил преподаватель Кавалеров Б.В.

Оценка

дата
Пермь 2023

Цель курсовой работы
Применить полученные на лекционных, практических и лабораторных занятиях, а также при выполнении самостоятельной подготовки и изучении дополнительной литературы знания, умения и навыки для расчета системы автоматического управления двигателем постоянного тока независимого возбуждения.
Задачи курсовой работы


  1. Получить математическую модель двигателя постоянного тока (ДПТ)

на основании его номинальных данных и паспортных параметров.

  1. Составить алгоритмическую структурную схему ДПТ.

  2. Получить передаточную функцию ДПТ по заданию и по возмущению.

  3. Получить математическую модель преобразователя.

  4. Рассчитать регулятор системы автоматического управления (САУ)

ДПТ.

  1. Проанализировать показатели качества синтезированной САУ ДПТ.

  2. Выполнить программную реализацию и получить переходные

процессы
в системе визуального моделирования Matlab/Simulink(лицензия

568405).

  1. Проанализировать полученные результаты и сделать выводы.


Объект исследования
Система автоматического управления частотой вращения двигателя постоянного тока независимого возбуждения.
Предмет исследования
Математическая модель САУ частотой вращения ДПТ.

Номинальные данные и параметры двигателя 2ПН100МУХЛ4

Мощность – 3,6 кВт

Напряжение – 110 В

Номинальная частота вращения – 3150 об/мин

Максимальная частота вращения – 4000 об/мин

Коэффициент полезного действия – 78,5%

Сопротивление обмотки якоря при 15ᴼС – 0,084 Ом

Сопротивление обмотки добавочных полюсов при 15ᴼС – 0,089 Ом

Сопротивление обмотки возбуждения при 15ᴼС – 129 Ом

Индуктивность цепи якоря – 1 мГн

Момент инерции – 0,015 кг*м^2

Содержание курсовой работы

  1. Получение математической модели двигателя постоянного тока (ДПТ) на основании его номинальных данных и паспортных параметров.

    1. Полное сопротивление якорной цепи:

(Ом) (1)

где Ra– сопротивление обмотки якоря, RДП – сопротивление добавочных полюсов, RКО – сопротивление компенсационной обмотки.

    1. Нагретое сопротивление якорной цепи:

(Ом) (2)

где tхол = 15ºС, tгор = 90ºС.

    1. Электромагнитная постоянная времени:


= (с) (3)

1.4. Номинальный ток якоря двигателя:

(А) (4)

1.5. Угловая скорость якоря двигателя номинальная:

(рад/с) (5)

1.6. Коэффициент ЭДС двигателя:

(В·с) (6)


1.7. Угловая скорость якоря холостого хода:

(рад/с) (7)

1.8. Номинальный вращающий момент двигателя:

(Н·м) (8)

1.9. Ток короткого замыкания двигателя:

(А) (9)

1.10. Электромеханическая постоянная двигателя:

(с) (10)

1.11. Номинальная ЭДС двигателя:

(В) (11)

1.12. Момент короткого замыкания двигателя:

(Нм) (12)

1.13. Механическая характеристика двигателя:



Рисунок 1 – Механическая характеристика двигателя

  1. Составить алгоритмическую структурную схему ДПТ



    1. Алгоритмическая структурная схема ДПТ



Рисунок 2 – Структурная схема ДПТ

    1. Для того, чтобы иметь возможность явно измерять ток якоря, преобразуем эту структурную схему к преобразованному виду (рисунок 3).



Рисунок 3 – Структурная схема ДПТ

  1. Получение передаточной функции ДПТ по заданию и по возмущению. Сначала получить в общем виде, потом подставить конкретные численные значения.



    1. Передаточная функция ДПТ по заданию:

. (13)

Подставив значения параметров:



    1. Передаточная функция ДПТ по возмущению:

, (14)

Подставив значения параметров:



  1. Получение математической модели преобразователя.


Учитывая сильное влияние на тиристорный преобразователь (ТП) импульсных помех, на входе СИФУ устанавливают фильтр в виде апериодического звена с постоянной времени TФ = 0,003 – 0,005 с. В этом случае влияние дискретности и полууправляемости можно не учитывать.

Выпрямленная ЭДС тиристорного выпрямителя:

, (15)

где g = 1 – нулевая схема, g = 2 – мостовая схема, E2 – действующее значение ЭДС вторичной обмотки.

Ed0 = 1,17 E2 – для нулевой схемы, Ed0 = 2,34 E2 – для мостовой схемы.

При моделировании параметры тиристорного преобразователя относят к эквивалентным параметрам системы ТП – ДПТ в виде суммы сопротивления якорной цепи двигателя и сопротивления ТП (рисунок 4):

, (16)

аналогично для индуктивностей:

, (17)



Рисунок 4 – Модель ДПТ и ТП

    1. Рассчитать эквивалентные параметры системы ТП – ДПТ по формуле (18).



(18)

где Rв – сопротивление открытых вентилей (принять: ), Rщ – сопротивление пары щеток (для угольно-графитовых принять падение напряжения на пару щеток ΔUщ =2,0 В, тогда ), Rд, Lд – сопротивление и индуктивность дросселя, устанавливаемого для уменьшения пульсаций якорного тока при питании от тиристорных преобразователей, Rтр, Lтр – сопротивление и индуктивность трансформатора.

Принять Rтр = 0,254 Ом, Lтр = 0,00126 Гн ; Rд = 0,0068 Ом, Lд = 0,0015 Гн.


    1. Пересчитать по формулам (19 – 28) эквивалентные параметры электромеханической системы с учетом ТП.

      1. Электромагнитная постоянная времени:

(с) (19)

      1. Номинальный ток якоря двигателя:


(А) (20)

      1. Угловая скорость якоря двигателя номинальная:

(рад/c) (21)

      1. Коэффициент ЭДС двигателя:

(В с) (22)

      1. Угловая скорость якоря холостого хода:

(рад/c) (23)

      1. Номинальный вращающий момент двигателя:

(Н м) (24)

      1. Ток короткого замыкания двигателя:

(А) (25)

      1. Электромеханическая постоянная двигателя:

(с) (26)

      1. Номинальная ЭДС двигателя:

(В) (27)

      1. Момент короткого замыкания двигателя:

(Н м) (28)

    1. Учесть момент инерции исполнительного механизма Jмех = 10 кг м2, при номинальной частоте вращения исполнительного механизма nмех = 150 об/мин.

(19)

где – приведенный момент инерции исполнительного механизма

( =10/212 , i =21 – передаточное число редуктора).

Рассчитать электромеханическую постоянную времени (10) с учетом .

    1. Постоянную времени ТП с учетом фильтрации принять равной: Tп = 0,005 с.

Поэтому ТП учесть приближенно апериодическим звеном с постоянной времени Tп и коэффициентом усиления k = 48:

(20)

    1. Аналогично (3.1) найти передаточные функции ДПТ с эквивалентными параметрами (с учетом параметров ТП) по заданию и по возмущению.





  1. Расчет регулятора одноконтурной системы автоматического управления (САУ) ДПТ.