Файл: особенности обучающихся с нарушениями опорнодвигательного аппарата и приемы обучения и взаимодействия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Ф.И.О. | Булаев Иван Сергеевич |
№ группы | ПиР-105 |
ПРАКТИЧЕСКОЕ РАБОТА ПО ТЕМЕ:
«ОСОБЕННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ С НАРУШЕНИЯМИ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ»
ЗАДАНИЕ 1.
Составьте и заполните таблицу «Трудности обучающихся с НОДА и пути их преодоления».
Трудности обучающихся с НОДА | Пути их преодоления |
Стойкое равномерное снижение работоспособности, астенические проявления | Тренируем зрительно-моторную координацию через разрезные картинки, разные виды мозаики, кубики и др. |
Неравномерный (мерцательный) характер умственной работоспособности. | Конструирование по образцу, конструирование на заданную тему и свободное конструирование. Этот метод обучения является наиболее эффективным средством умственного развития ребенка. |
Недостатки памяти | Работаем над ментальной и мышечной памятью, пишем на муке, крупе, стекле, наждачной бумаге, обводим по кальке. |
Недостатки внимания | Безотрывное письмо слов с удержанием «точки фиксации» на записываемом элементе. |
Нарушение зрительного, тактильного и слухоречевого восприятия. | Проговаривание записываемого слова вслух (подключаем другие анализаторы для лучшего восприятия). |
Дети с НОДА трудно включаются в работу в начале урока, у них наблюдается «рассеянность» внимания | в первые 5-7 минут урока используются активные методы обучения на развитие психических процессов учащихся. Например, это может быть: счѐт-игра, «вспомни как надо, что надо…», «доскажи словечко…», «найди что лишнее..» и др. |
Ограниченный набор речевых и эмоциональных реакций. | В этом случае целесообразно предложить ему самому прочить задание вслух, спросить: что нужно в задании сделать. В это время другие дети успеют с помощью своих частично сохранных анализаторов воспринять информацию и подумать, как выполнить задание. |
У многих детей отмечаются нарушения восприятия и формирования пространственных и временных представлений, схемы тела. | «метод совершения действий с реальными предметами», перемещая их в пространстве, меняя их функциональные зависимости, ребенок получает возможность преодолеть статичность восприятия, развить мышечную память. |
ЗАДАНИЕ 2.
Разработайте перечень требований по доступности инфраструктуры образовательной организации для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Требования
В здании (пандусы; поручни и коляски. ручки, скобки, за которые ребенок может держаться стоя и передвигаться; туалеты; лифты — для зданий, имеющих более 1 этажа; съезды на тротуарах и другие приспособления); приспособления для дверей (автоматическое открывание), для лестницы (площадка подъемник); наличие оборудованных гардеробов; для туалета (стульчик, ручки и перила, подъемник для ванны, кушетки, для смены памперсов.); |
Средства, облегчающие самообслуживание детей (специальные тарелки, чашки, лупа (если есть зрительные нарушения), ложки); |
Средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатные, прогулочные, функциональные, спортивные), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли; |
Наличие помещений, как общих для всех типов школ, так и специальных: логопедического кабинета, кабинета медицинского назначения, кабинета для ЛФК и массажа, специально оборудованного физкультурного зала, кабинета психолога, сенсорной комнаты релаксации, |
Специальная мебель и специальные приборы (ручки и карандаши, держатели, утяжелители для рук), мягкие маты, специальные средства передвижения: кресло-каталка тренажеры ; |
оборудование класса мультимедийным проектором, макинтошами; |
Зонирование пространства класса на зоны для отдыха, занятий и прочего с закреплением местоположения в каждой зоне определенных объектов и предметов. расположение парт с возможностью проезда; |
Средства, помогающие разговаривать, писать, читать, говорить по телефону; средства альтернативой коммуникации (планшеты, коммуникаторы, специальная клавиатура, свичкнопки и др.) Специальное адаптированное (ассистивное) оборудование для детей с различными нарушениями развития |
Комфортное освещение, и минимальное количество предметов в поле зрения, и специальные приспособления для закрепления предметов на поверхности стола и др.. Дополнительный стол для размещения компьютера, который должен быть легко доступен, в том числе и с инвалидного кресла. устройства для чтения с кнопками, которые не нужно держать руками, альтернативные способы загрузки и выведения данных; |
ЗАДАНИЕ 3.
Выделите компоненты доступности образовательной среды для обучающихся с разными вариантами двигательных расстройств.
Кадровые условия.
В штат специалистов образовательной организации для обучающихся с НОДА должны входить учителя-дефектологи, учителя-логопеды, воспитатели, педагоги-психологи, специалисты по адаптивной физкультуре (лечебной физкультуре), социальные педагоги, медицинские работники. Педагоги должны иметь высшее профессиональное образование.
Материально-технические условия
Материально-технические условия должны соответствовать соблюдению:
-
• санитарно-гигиенических норм образовательного процесса (требования к водоснабжению, канализации, освещению, воздушнотепловому режиму и т. д.); -
• санитарно-бытовых условий (наличие оборудованных гардеробов, санузлов, мест личной гигиены и т. д.); -
• социально-бытовых условий (наличие оборудованного рабочего места, комнаты психологической разгрузки и т.д.); -
• пожарной безопасности и электробезопасности; -
• требований охраны труда; -
• своевременных сроков и необходимых объемов текущего и капитального ремонта; -
• возможности для беспрепятственного доступа обучающихся к информации, объектам инфраструктуры образовательного учреждения1. -
средства передвижения: различные варианты инвалидных колясок (комнатных, прогулочных, функциональных, спортивных), подъемники для пересаживания, микроавтобус, ходунки и ходилки (комнатные и прогулочные), костыли, крабы, трости, велосипеды; специальные поручни, пандусы, съезды на тротуарах и др.. Во многих многофункциональных креслах-колясках дети могут проводить значительное время. В них имеется столик для приема пищи и занятий, съемное судно, отделение для книг, специальная емкость для хранения термосов с пищей. -
• средства, облегчающие самообслуживание детей (наборы посуды и столовых приборов, приспособления для одевания и раздевания, открывания и закрывания дверей, для самостоятельного чтения, пользования телефоном; особые выключатели электроприборов, дистанционное управление бытовыми приборами-те- левизором, приемником, магнитофоном); -
• подбор мебели, соответствующей потребностям ребенка.
ЗАДАНИЕ 4.
Разберите на выбор одну из ситуаций:
1. В Вашу образовательную организацию на очное обучение планирует поступать абитуриент с инвалидностью (нарушение опорно-двигательного аппарата). Он передвигается самостоятельно, использует костыли.
2. В Вашу образовательную организацию на заочное обучение планирует поступать абитуриент с инвалидностью (нарушение опорно-двигательного аппарата). Он передвигается самостоятельно, использует кресло-коляску.
Ключевые вопросы:
-
Подходит ли учебный корпус образовательной организации с точки зрения доступности архитектурной среды для категории лиц, к которым относится абитуриент? Оценку проведите по следующим критериям: прилегающая территория, вход в здание, пути перемещения внутри корпуса, санитарно-гигиенические помещения, аудитории, наличие системы информации. -
Возможно ли обучение студента с НОДА в условиях имеющегося учебного корпуса?
ОТВЕТ: Наш главный учебный корпус, нулевой, оформлен достаточно хорошо, там имеются пандусы для людей с НОДА, однако лифтов все-таки не имеется, поэтому с перемещением студента по этажам могут возникнуть проблемы, скорее всего, придется прибегнуть к помощи других лиц.
В любом случае считаю, что обучение для такого студента организовать можно, можно например организовать его без всякой необходимости перемещения между этажами, и сделать так, чтобы к нему преподаватели приходили сами и рассказывали материал в удобном и возможном месте для студента и нарушениями опорно-двигательного аппарата. Можно задействовать органы местного управления для постройки дополнительных лифтов и пандусов для студентов с НОДА.
Результат кейса: развернутые ответы на поставленные вопросы; минимальный набор мероприятий по улучшению архитектурной доступности и/или организации мероприятий по сопровождению лица с инвалидностью, который позволит приспособить учебный корпус для обучающегося с двигательными нарушениями; модель образовательной среды для включения студента с НОДА в совместную деятельность.