Файл: Государственная образовательная политика и ее отражение в нормативноправовой базе образования по программе профессиональной переподготовки Экология детства.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 26

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Факультет профессиональной переподготовки
Кафедра комплексной безопасности и физической культуры

Самостоятельная работа № 1. Государственная образовательная политика и ее отражение в нормативно-правовой базе образования
по программе профессиональной переподготовки

«Экология детства»

слушателя

Научный руководитель - к.п.н., доцент

Анализ основных нормативно-правовых документов, регламентирующих право инвалидов и лиц с ОВЗ на получение образования



Название нормативно-правового документа (рекомендуемые части для анализа)

Ключевые слова

В чем суть?

1

Конституция Российской Федерации.

Статья 43

Основные понятия:

- право на образование;

- основное общее образование

-Каждый имеет право на образование;
-основное общее образование обязательно


Каждый имеет право на образование.

Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Запрещается проявление любой дискриминации в области образования, в частности: закрытие для какого-либо лица или группы лиц доступа к образованию любой ступени или типа; ограничение образования для какого-либо лица или группы лиц низшим уровнем образования; создание или сохранение раздельных систем образования или учебных заведений для каких-либо лиц или группы лиц по общему правилу

ст. 5 Закона РФ "Об образовании", гражданам гарантируется возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости.

2

Федеральный закон РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 г. «Об образовании в Российской Федерации»

Статья 2

Основные понятия:

- обучающийся с ограниченными возможностями здоровья;

- индивидуальный учебный план;

- отношение к сфере образования;

- участники образовательных отношений;

- инклюзивное образование;

-адаптированная образовательная программа.

Статья 5

- Условия для получения образования лицами с ОВЗ

Статья 16

-Дистанционные образовательные технологии

Статья 34

- Основные права обучающихся

Статья 41

- Охрана здоровья обучающихся

Статья 42

- Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

Инклюзивное образование,

воспитание,

обучение,

квалификация,

ФГОС,

образовательная программа, дополнительное образование, профессиональное образование,

учебный план,

качество образования

Оказание ранней коррекционной помощи; способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности; посредством организации инклюзивного образования.

Образовательная деятельность 

Электронное обучение 

Дистанционные образовательные технологии 

Реализация образовательных программ 

-Академические права;

-Права на получение мер социальной поддержки и стимулирования;

-Иные права.

Охрана здоровья обучающихся,

медико-санитарная помощь,

пропаганда ЗОЖ.

Центр психолого-педагогической и социальной помощи



Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий;

- индивидуальный учебный план - учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;

- отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

- участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность;

- инклюзивное образование - обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей;

- адаптированная образовательная программа - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц.
Создаются необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования


Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Академические права обучающихся направлены на реализацию основных принципов государственной политики и правового регулирования системы образования, закрепленные в ст.3 Закона об образовании в контексте, прежде всего, обеспечения права каждого человека на образование, недопустимости дискриминации в сфере образования, свободы выбора получения образования согласно склонностям и потребностям человека, создания условий для самореализации каждого человека, свободного развития его способностей.

-Законодательством об образовании предусмотрены также права обучающихся на получение мер социальной поддержки и стимулирования.

-Перечень мер социальной поддержки, предусмотренных Законом об образовании, не является исчерпывающим. Иные меры социальной поддержки могут предусматриваться нормативными правовыми актами субъектов РФ и локальными нормативными актами образовательных организаций. Кроме перечисленных законодательством об образовании устанавливается ряд иных прав, прямо не относящихся к академическим правам или социальным правам обучающихся.

Охрана здоровья обучающихся включает в себя:

оказание первичной медико-санитарной помощи;

организация питания обучающихся;

определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;

пропаганду и обучение навыкам ЗОЖ, требованиям охраны труда;

организацию и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся, для занятий физкультурой и спортом;

прохождение медосмотров, профосмотров, в связи с занятиями физкультурой и спортом, и диспансеризации;

профилактику и запрещение курения или употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, пива, наркотических веществ;

обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность;

проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий; обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи




Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь должна оказываться всем детям, имеющим проблемы в развитии или поведении и включает:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3

Декларация прав ребенка Резолюция № 1386

Принцип 5

Принцип 7

Специальная защита, обеспечение интересов ребенка, полное и гармоничное развитие личности, обязанность, возможность, воспитание, помощь.

Ребенок, ввиду его физической и умственной незрелости, нуждается в специальной охране и заботе, включая надлежащую правовую защиту, как до, так и после рождения. Ребенку должны принадлежать все указанные в Декларации права. При издании законов главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребенка.

Принцип 5: специальные режим, образование и забота должны обеспечиваться ребёнку, который является неполноценным в физическом, психическом или социальном отношении.

Принцип 7: ребенок имеет право на получение образования, которое должно быть бесплатным и обязательным, а также должна быть обеспечена полная возможность игр и развлечений, которые были бы направлены на цели, преследуемые образованием.

4

Федеральный закон РФ № 181-ФЗ от 24.11. 1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»

Система гарантированных государством экономических, социальных, правовых мер.


Статья 1.

Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.

Статья 2.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, социальных и правовых мер.

Статья 3.

Законодательство Российской Федерации о социальной защите инвалидов состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4.

 Установление государственных стандартов на социальные услуги, технические средства реабилитации, средства связи и информатики, установление норм и правил, обеспечивающих доступность для инвалидов среды жизнедеятельности; определение соответствующих сертификационных требований.

Статья 5.

Организация и координация деятельности по подготовке кадров в области социальной защиты инвалидов.

Статья 10.

 Федеральная базовая программа реабилитации инвалидов - гарантированный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, предоставляемых инвалиду бесплатно за счет средств федерального бюджета.

Статья 12.

Реабилитационными являются учреждения, осуществляющие процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами.

Статья 15.

 Проведение мероприятий по приспособлению объектов социальной и производственной инфраструктуры для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами осуществляется в соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами, утвержденными в установленном порядке.

Статья 18.

Образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты населения и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей - инвалидов, получение инвалидами среднего общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.

Статья 19.

Общее образование инвалидов осуществляется бесплатно как в общеобразовательных учреждениях, оборудованных при необходимости специальными техническими средствами, так и в специальных образовательных учреждениях и регулируется законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации.

Статья 28.

Инвалиды обеспечиваются необходимыми средствами телекоммуникационного обслуживания, специальными телефонными аппаратами (в том числе для абонентов с дефектами слуха), переговорными пунктами коллективного пользования.

Статья 32.

 Граждане и должностные лица, виновные в нарушении прав и свобод инвалидов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.


5

Приказ Минобрнауки России от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».

Образовательная деятельность 

Электронное обучение 

Дистанционные образовательные технологии 

Реализация образовательных программ 


Приказом утверждается Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ.

Настоящий Порядок устанавливает правила применения образовательными организациями электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации основных и/или дополнительных образовательных программ.

6

Конвенция о правах инвалидов. Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13 декабря 2006 года

Дети-инвалиды
Права человека

Образование

Абилитация и реабилитация

Обеспечение детей-инвалидов всеми правами и основными свободами наравне с другими детьми; уделять первоочередное внимание высшим интересам ребенка;

дети-инвалиды имеют право выражать свои взгляды, получать помощь, соответствующую инвалидности и возрасту.


Дети-инвалиды имеют право на бесплатное образование в местах своего проживания, на развитие личности, талантов, умственных и физических способностей в самом полном объеме, учитывающее индивидуальные потребности, на участие в жизни свободного общества и в качестве членов местного сообщества.

Привлекают на работу учителей, владеющих жестовым языком и др.

в том числе учителей-инвалидов, работающих на всех уровнях системы образования с использованием подходящих альтернативных методов, способов и форматов общения, учебных методик и материалов для оказания поддержки инвалидам.

Дети-инвалиды должны иметь возможность для достижения и сохранения максимальной независимости, полных физических, умственных, социальных и профессиональных способностей и полного вовлечения во все аспекты жизни

С этой целью организуют, укрепляют и расширяют комплексные абилитационные и реабилитационные услуги и программы, особенно в сфере здравоохранения, занятости, образования и социального обслуживания: многопрофильная оценка нужд и социальных сторон индивида.(доступность, ближе к месту проживания, иметь добровольный характер)

Развитие начального и последующего обучения специалистов и персонала, работающих в сфере абилитацинных и реабилитационных услуг.