Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 85
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Предметом агентского договора является оказание посреднических услуг. Никаких ограничений по роду и характеру действий, совершаемых агентом, не существует, что позволяет принципалу поручать агенту осуществление любых действий. Как и в договоре поручения или комиссии, действия агента, то есть предмет договора должен быть конкретизирован в указаниях принципала, например, путем указания видов и характера заключаемых сделок, порядка и условий предоставления услуг и т. д.
Глава VI
Договор транспортной экспедиции.
Понятие договора транспортной экспедиции.
Договор экспедиции относится к числу вспомогательных договоров, связанных с оказанием транспортных услуг. Он возникает там, где возникают отношения по грузовой перевозке. Целью договора транспортной экспедиции является освобождение отправителей и получателей от выполнения не свойственных им операций по организации и сопровождению грузоперевозочного процесса. Из этого следует, что основная функция экспедитора состоит в отправке или получении грузов по поручению клиента, а также оказание сопутствующих услуг, как например упаковка, маркировка, погрузка, выгрузка, доставка на станцию или порт отправления, доставка со станции (порта) назначения на склад получателя и т .д.
Договор транспортной экспедиции определяется частью 1 статьи 398 ГК РМ как договор, по которому “одна сторона (экспедитор) обязуется за счет и от имени другой стороны (клиента), либо от своего имени отправлять грузы клиента либо получать прибывшие в его адрес грузы, а клиент обязуется уплатить за экспедирование определенное вознаграждение и возместить понесенные экспедитором в связи с отправкой или получением грузов расходы”.
Договор экспедиции является взаимным и возмездным; он может быть либо консенсуальным, когда, например, экспедитор организует выполнение экспедиционных услуг, либо реальным, когда он выполняет их с вверенным ему грузом. По своему содержанию он сходен с рядом других договоров о представительстве. Экспедитор оказывает определенные посреднические услуги клиенту, в чем обнаруживается сходство с такими договорами как поручение, комиссия, агентирование. Но договор экспедиции не может рассматриваться как разновидность одного из названных договоров или их конгломерат, так как в отличие от них, предметом которых является совершение любых сделок и действий
, в том числе вовсе не относящихся к транспортной деятельности, экспедиция предполагает оказание услуг, непосредственно связанных с перевозкой груза.
Нормы, содержащиеся в главе 32 ГК РМ, которые регламентирует отношения в области договора транспортной экспедиции, носят самый общий характер. Поэтому в соответствии с частью первой статьи 400 “права и обязанности сторон, порядок и сроки сдачи и приема груза по договору экспедиции, а также размер вознаграждения за экспедирование определяются транспортными уставами (кодексами), а также издаваемыми в установленном порядке правилами, тарифами, типовыми договорами, а при их отсутствии – соглашением сторон”.
Элементы договора транспортной экспедиции.
Субъектами договора экспедиции являются клиент – сторона, которой оказываются услуги, и экспедитор – сторона, которая оказывает услуги клиенту. В качестве клиента по договору транспортной экспедиции могут быть любые лица, заинтересованные в получении экспедиционных услуг. Экспедитором может выступать только предприниматель (коммерческая организация или физическое лицо), получивший лицензию на осуществление транспортно-экспедиционной деятельности. Как и в договорах поручение комиссии и агентирования, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц, если иное не предусмотрено самим договором экспедиции.
В законе не указывается конкретная юридическая форма, в которую должен облекаться договор экспедиции, поэтому наверняка приемлема простая письменная форма. В данном случае могут применяться общие положения обязательственного права. Клиент должен выдать доверенность экспедитору, если она необходима для выполнения его обязанностей, например, в случае, когда экспедитор действует от имени клиента.
Срок действия договора транспортной экспедиции определяется характером взаимоотношений сторон. Для выполнения разовых экспедиционных поручений, требующих однократного совершения каких-либо операций, например, отправки или получения партии груза, заключаются разовые договоры экспедиции.
Содержание и объем обязанностей экспедитора зависят от потребностей клиента. Выделяются основные обязанности, имеющие общее значение, и дополнительные обязанности, обусловленные индивидуальными особенностями конкретного договора. Содержание основных обязанностей предопределено самой сущностью договора и включают в себя такие операции как:
1. организация перевозки груза определенным видом транспорта и по маршруту, выбранному клиентом или экспедитором;
2. заключение договора перевозки груза от своего имени или от имени клиента;
3. обеспечение доставки груза и его получения в согласованном месте;
4. осуществление иных операций, непосредственно связанных с перевозкой.
В числе дополнительных обязанностей экспедитора могут быть:
1. получение требующихся для экспорта и импорта документов;
2. выполнение таможенных и иных формальностей;
3. проверка количества и состояния груза;
4. погрузка и выгрузка груза силами экспедитора;
5. сопровождение груза в пути;
6. уплата пошлин, сборов и иных расходов, возлагаемых на клиента;
7. хранение груза в пункте назначения;
8. выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Список дополнительных операций, которые могут осуществляться экспедитором, не является исчерпывающим.
Глава VII
Представительства юридических лиц.
Юридическое лицо может постоянно испытывать потребность в постоянном совершении каких-либо действий за пределами своего основного места нахождения. С этой целью оно вправе создать в другом месте свое обособленное подразделение в виде представительства или филиала. Представительство создается для представления и защиты интересов юридического лица, то есть с целью постоянного совершения для него определенных юридических действий, например, в центре того или иного уезда (часть I статьи 31 ГК РМ). Филиал создается, на основании статьи 31 Гражданского Кодекса РМ и устава юридического лица для осуществления всех или определенной части функций (целей) юридического лица, включая и цели представительства. Другими словами, филиал занимается той же деятельностью, что и создавшее его юридическое лицо, но одновременно может осуществлять и функции его представительства. В этой роли может выступать, например, отдельно расположенный цех или иное производство, отделение банка и т.п. Филиалами иногда могут становиться и вполне самостоятельные в экономическом или в структурном смысле организации, если их учредитель – юридическое лицо считает необходимым сохранить полный контроль (и полную ответственность) за их деятельностью.
Создавшие представительство или филиал юридические лица передают им некоторое имущество (обязательно указывая об этом в своих учредительных документах для того, чтобы об этом знали кредиторы) и утверждают положения, определяющие содержание и порядок их деятельности. Однако это имущество остается принадлежащим создавшему их юридическому лицу. Ведь представительства и филиалы являются обособленными подразделениями, то есть частями создавших их юридических лиц. Не будучи самостоятельными юридическими лицами, они не могут иметь собственного имущества* и, следовательно, не в состоянии сами участвовать в гражданском обороте. В свою очередь, отсутствие у них гражданской правосубъектности лишает их действия юридического (гражданско-правового) значения.
Для осуществления представительских и иных юридических функций от имени юридического лица последнее должно выдать доверенность назначенному им руководителю (директору) своего представительства или филиала (часть II статьи 31 ГК РМ), то есть конкретному физическому лицу (поскольку выдать доверенность своему подразделению, иначе говоря, вступить с ним в гражданско-правовые отношения представительства невозможно из-за отсутствия у него гражданской правосубъектности**). Руководитель представительства или филиала на основании выданной ему доверенности действует от имени и в интересах юридического лица (а не “от имени” филиала или представительства***).
Глава VIII
Представительство в гражданском процессе.
В статье 30 ГПК РМ в числе лиц, имеющих право участвовать в деле: сторон, третьих лиц, прокурора, органов государственного управления, профсоюзов, государственных предприятий, учреждений, организаций, воинских частей, колхозов, иных кооперативных организаций, их объединений, других общественных организаций, отдельных граждан – признаются также представители сторон и представители третьих лиц.
Представительство в гражданском процессе регламентируется главой V (Представительство в судебной инстанции) Гражданско-процессуального кодекса Республики Молдова, также существуют отсылки к статьям главы IV (Лица, участвующие в деле, их права и обязанности) ГПК РМ.
Право человека на защиту, закрепленное в статье 26 Конституции РМ, а именно право “на протяжении всего процесса пользоваться помощью адвоката, выбранного или назначенного” (часть 3 ст. 26 Конституции РМ), дублируется и расширяется в главе V ГПК РМ. Так, статья 47 устанавливает право граждан “вести свои дела в судебной инстанции лично или через представителей”. Кроме того, личное участие гражданина в деле не лишает его права иметь по этому делу своего представителя. Дела юридических лиц в судебной инстанции ведут
* Прим. автора: В связи с этим выделенное представительствам и филиалам имущество, учитываемое на их отдельных балансах, может стать объектом взыскания кредиторов создавших их юридических лиц, причем независимо от того, связано ли это с деятельностью данных подразделений или нет. Вместе с тем по долгам, возникшим в связи с деятельностью представительств и филиалов, юридическое лицо отвечает всем своим имуществом, а не только выделенным этим своим подразделением.
** “Согласно п. 3 ст. 8 Закона о высшем и послевузовском профессиональном образовании структурные подразделения вуза могут им «наделяться по доверенности полностью или частично правомочиями юридического лица». Это абсурдное правило свидетельствует лишь о некомпетентности современного отечественного законодателя и не должно восприниматься всерьез, ибо даже законодатель не вправе переступать границы здравого смысла