Файл: Практикумом Тема Музыкальноритмическое творчество дошкольников Лекцию читает преподаватель канд пед наук, доцент.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 8
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Теория и методика музыкального
воспитания с практикумом
Тема 3.3. Музыкально-ритмическое
творчество дошкольников
Лекцию читает преподаватель
канд. пед. наук, доцент
ИННА ВИКТОРОВНА ГРУЗДОВА
СОДЕРЖАНИЕ:
1.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКОГО
ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА РАЗВИТИЕ
ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В РИТМИКЕ
Вопрос 1.
СТРУКТУРА ПРОЦЕССА МУЗЫКАЛЬНОГО ТВОРЧЕСТВА
ДОШКОЛЬНИКОВ. ОСОБЕННОСТИ МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
Структура процесса
музыкального творчества
рождение замысла, накопление впечатлений, их обобщение, возникновение идеи;
разработка плана деятельности, сбор информации, поиски средств выразительности;
реализация плана деятельности, воплощение замысла, рождение художественного произведения.
Этапы творческой деятельности
дошкольников
возникновение, развитие, осознание и оформление замысла;
воплощение замысла, процесс создания творческого продукта;
анализ результата творчества.
Музыкальное творчество ребенка выражается в:
а) умении составить свой оригинальный замысел на основе собственных представлений и опыта музыкальной деятельности;
б) умении довести замысел до конца и получить нестандартный результат.
Особенности музыкально-ритмического
творчества детей
музыкально-ритмическое творчество детей связано с опытом восприятия музыки;
присутствует тесная связь между музыкой и движением;
с помощью движений ребенок выражает содержание музыкального образа;
движения детей выступают выразительно-изобразительным средством воплощения содержания музыкального произведения.
Импровизация как основа музыкально-
ритмического творчества
Основой творчества выступает импровизация (от лат.
improvisus
–
неожиданный, внезапный ) - это музыкально-творческая деятельность, в которой объединены два одновременно протекающих процесса - создания и воспроизведения творческого замысла.
Ребенок, естественно проявляя свои чувства и мысли в танцевальных и ритмопластических движениях, интуитивно комбинирует движения, согласуя их со звучащей музыкой.
В импровизации проявляется и развивается творческое мышление и воображение, обогащается опыт музыкально-ритмического и танцевального творчества.
Условия развития музыкально-
ритмического творчества
Создание эмоционально-насыщенной атмосферы на музыкальных занятиях.
Обогащение музыкальных впечатлений и музыкального опыта детей, развитие эмоциональной отзывчивости на музыку.
Формирование музыкально-ритмических умений и навыков: в основных и танцевальных движениях, обогащение образных движений.
Развитие эмоционального компонента музыкального слуха с помощью разнообразных движений: ладового чувства и чувства ритма.
Использование музыкальной игры и развития образных движений, побуждение к музыкально-игровому творчеству.
Художественность, выразительность музыкального репертуара, соответствие содержания музыкальных произведений образовательной программе музыкально-художественного развития детей дошкольного возраста, возрастным особенностям музыкально-эстетического и духовно-нравственного развития дошкольников.
Принципы отбора репертуара
по ритмике
Выводы
Элементы детского музыкального творчества можно наблюдать в раннем детстве, когда у ребёнка появляется способность к движениям под музыку.
Детское музыкально - ритмическое творчество проявляется в двигательных импровизациях, объединяющих в единство процесс создания и воспроизведения творческого замысла ребенком.
Музыкально-ритмическое творчество связано с восприятием музыки, в
движениях ребенок передает художественный образ музыкального произведения.
Условиями развития музыкально-ритмического творчества детей дошкольного возраста являются обогащение опыта восприятия музыки,
освоение разнообразных музыкально-ритмических движений, развитие музыкальности и чувства ритма, использование игровых методов и художественного по содержанию музыкального репертуара.
Вопрос 2.
ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНО-
РИТМИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Этапность в развитии музыкально-
ритмического творчества детей
дошкольного возраста
Содержание работы по развитию музыкально-
ритмического творчества на подготовительном
этапе
- развитие воображения и эмоциональной отзывчивости на музыку: выполнение упражнений с воображаемыми предметами, упражнение
«Угадай ,что мы показываем»;
- овладение умением вступать в игровые контакты, свободно общаться
во время игровых импровизаций и танцевальных композиций –
например, упражнение «Зеркало»;
-
пластическое фантазирование – придумай движения к песне, выразив в образных движениях, ритмо-пластической импровизации, жестах и мимике, характер музыки.
Основной этап в развитии музыкально-
ритмического творчества дошкольников
Заключительный этап в развитии
музыкально-ритмического творчества
самостоятельное сочинение композиции музыкальной игры или танца, например,
«Жили у бабуси», русская народная песня; «Где был Иванушка» р.н.п., «Кто построил дом?» музыка Е. Тиличеевой и т. д.);
создание импровизационно-творческой игры-балета, сочетающей музыку, речь, движения, например:
❖
«Карнавал животных» К. Сенс- Санса
❖
«Арлекин» (Р. Щедрин «Юмореска»)
❖
«Утренняя сюита» (Э. Григ «Утро»)
❖
«Ночное приключение» (Р. Шуман «Всадник»)
❖
«Морская история» (Н.А. Римский-Корсаков «Океан-море синее»),
❖
«Путешествие в сказку» (Г. Свиридов «Колдун») и др.
Сюжеты, появлявшиеся в результате фантазирования и сочинения, становятся основой игр-инсценировок или игр-сказок.
Игра-балет
строится на основе ритмопластических и танцевальных импровизаций детей.
Выводы:
Музыкально-ритмическое творчество детей развивается поэтапно на основе включения в процесс обучения постепенно усложняющихся творческих заданий.
Подготовительный этап в развитии музыкально-ритмического творчества связан с развитием способности выразительно передать движения одного персонажа в игре, комбинированием движений в танце.
Основной этап предполагает усложнение творческих действий: развитие способности детей передавать музыкально-игровой образ в развитии, сочинять композицию танца.
Заключительный этап в развитии музыкально-ритмического творчества заключается в самостоятельном сочинении композиции характерных танцев, развитии сюжета игры, основанного на взаимодействии персонажей
Вопрос 3.
ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА
РАЗВИТИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ ДЕТЕЙ В РИТМИКЕ
Задания на развитие двигательных импровизаций
Ритмическое, интонационное, пластическое воплощение окружающего ребенка мира: шелест листьев, щебет птиц, звон дождя, цокот копыт и т.п.
Например
, упражнение «Цветы и бабочки» (музыка В.Золотарева, композиция движений И.В.Лифиц)
Педагог инициирует ситуацию «
Путешествие на опушку сказочного леса
».
Детям предлагается:
- присесть, после чего пластичными движениями правой и левой рук изобразить, как из-под земли показался первый цветочек (поднимается правая рука, кисть опущена вниз);
- затем второй (ребенок, постепенно выпрямляясь, поднимает левую руку, кисть опущена);
- показать в движениях как на глазах распускаются бутоны (кисть правой руки мягко поднимается вверх
и отводится в сторону, аналогичные движения делаются левой рукой);
- цветы тянутся к солнышку (дети поднимаются на носочки, глядя на поднятые вверх руки);
- но, неожиданно налетает ветер (дети раскачивают руками вправо и влево, согласуя амплитуду
движения с динамикой музыки), и цветы плавно наклоняются к земле (постепенно опуская руки, дети
возвращаются к исходному положению, приседая на корточки);
- на поляну прилетают бабочки (изображая бабочек, ребенок по образцу педагога «рисует» руками
крылышки и усики), бабочки приседают на цветы, взлетают вверх (дети присаживаются и постепенно
поднимаются, размахивая «крылышками») и беззаботно порхают вокруг цветочков (детям предлагается
покружиться вправо и влево).
Творческая музыкально-ритмическая
игра
Музыкальная игра «Звонкий колокольчик» для младшего дошкольного возраста муз. Ф. Лист «Кампанелла»
Педагог: Сегодня к нам в гости пришел Петрушка (демонстрирует игрушку).
Ребята, наш Петрушка очень любит слушать музыку, особенно ему нравится
«Кампанелла», что означает – колокольчик.
Посмотрите, у Петрушки есть колокольчики. Они звенят радостно и звонко
(педагог демонстрирует способ игры).
Звучит «Кампанелла» Ф. Листа, дети играют с колокольчиками, подстраиваясь
под ритм и темп звучания музыкального произведения.
Варианты игры: дети двигаются под музыку вместе с Петрушкой, играя с колокольчиками (с погремушками, ленточками и др.)
Выводы:
Двигательные импровизации составляют основу музыкально-ритмического творчества.
Импровизация в своем содержании и ролевом поведении декларирует правило - проявлять музыкально-ритмическую активность, когда никто никого не повторяет, а каждый из участников создаёт совершенно новый продукт творчества.
В процессе музыкально-ритмической импровизации у ребенка появляется уникальная возможность прочувствовать, прожить, осмыслить музыкальный образ и «высказать» свое понимание (ощущение) музыки в общем детском
«хоре» мыслей и идей.
Импровизируя, сочиняя, воображая, дошкольник познает свои творческие возможности и особенности музыкальной речи.
Вступая в процессе двигательной импровизации в диалог с музыкой, дошкольник творчески выражает мысли, эмоции, интересы, желания.
Выводы по содержанию лекции:
В музыкальном творчестве ведущую роль играет синтез эмоциональной отзывчивости с мышлением, логики и интуиции, творческого воображения, активности, способности быстро принимать решение.
Музыкально-ритмическое творчество дошкольников тесно связано с процессом восприятия музыки и способностью детей с помощью движений передавать художественно-образное содержание музыки.
Развитие музыкально-ритмического творчества требует обогащения опыта восприятия музыки на основе освоения «алфавита» ритмических движений (танцевальных, образных, основных движений и др.).
Этапность в развитии музыкально-ритмического творчества предполагает постепенное услужение способов творческих действий от создания персонажа в однотипных движениях к способности передавать образ в развитии и во взаимодействии с несколькими персонажами в игре и танце.
Танцевальное и музыкально-игровое творчество имеет импровизационную природу, следовательно, требует включения в процесс музыкального воспитания заданий на создание музыкально-ритмических импровизаций, в том числе с предметами и атрибутами.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!