Файл: Понятие и признаки правового государства.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 28.03.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Признаки государства позволяют показать его уникальность, самостоятельность и качественную определённость. В свою очередь, раскрытие этой уникальности предполагает выявление отличительных свойств государства, его несхожести с иными социальными явлениями.

К признакам государства можно отнести[34]:

1. Территорию. Это пространство, которое занимает государство. В неё входит суша, недра, воздушное пространство, а также водные ресурсы. На своей территории государство занимается осуществлением независимой власти и имеет право всеми разрешёнными способами защищать свою территорию от вторжения других государств.

2. Население. Население составляют люди, которые проживают на территории государства. Состав населения может складываться из людей одной национальности или же, напротив, быть многонациональным.

3. Публичную власть. Иначе публичную власть можно называть общественной властью, подразумевая то, что она способна организовать жизнь людей. Термин «власть» обозначает возможность воздействовать в нужном направлении и подчинять своей воле. Такая власть реализуется при помощи государственных органов и учреждений. Они все объединяются, образуя тем самым единую систему, которая называется государственным аппаратом. Власть такого аппарата распространяется на всех людей, живущих на территории государства постоянно или временно.

4. Право. Право — система общеобязательных правил поведения. Правовые нормы находятся под охраной государства. Для этого существуют специальные государственные органы. Формирование правовых норм также является обязанностью государственных органов.

5. Правоохранительные органы. Это особая система, в состав которой входят полиция, прокуратура, органы таможни и другие правоохранительные органы. Такие органы необходимы абсолютно любому государству, ведь государственная власть осуществляется при помощи норм права или распоряжений, носящих императивный характер. В случае, если по отношению к власти проявляется неуважение или же если правовые нормы не исполняются, то правоохранительные органы применяют меры принуждения — санкции, которые предусмотрены в самих правовых нормах.

6. Армию. Необходимость армии заключается в постоянной защите территорий государства и его целостности. По размеру армия должна быть настолько большой, чтобы была уверенность в пресечении любой агрессии. Однако армия требует значительных материальных затрат на своё содержание и поддержание постоянной боеготовности.


7. Налоги. Налогами являются обязательные выплаты с дохода, получаемого гражданами и (или) организациями. Размеры и сроки уплаты налогов устанавливает само государство, издавая соответствующие законы. Необходимость налогов заключается в содержании государственных органов, армии, своевременной выплаты пенсий и различных социальных пособий.

8. Суверенитет. Это самостоятельность государства в принятии решений относительно внутренних и внешних вопросов его существования. Иначе говоря, суверенитет — это независимость, неподчинённость и неподотчётность государства кому-либо. Суверенитет бывает внешним и внутренним.

Внешний суверенитет даёт возможность государству своими силами создавать взаимоотношения с иными государствами, руководствуясь лишь своими интересами. В международных отношениях сущность суверенитета фактически выражается в том, что власти одного государства юридически могут не подчиняться другим государствам.

Внутренний суверенитет отмечает, что государственная власть независима в решении всех вопросов касательно жизни страны, при этом такие решения имеют общеобязательный характер для населения страны[35].

Названные признаки составляют политико-юридическую характеристику государства. Иногда среди основных признаков государства указывают единый язык общения, единой системы обороны и внешней политики и др. Однако данные признаки нельзя отнести к важнейшим. Они скорее вспомогательные, дополнительные. Например, в Швейцарии, являющейся многоязычной страной, установлено полное равноправие всех используемых языков.

В международно-правовой литературе используется понятие государства, представляющего единство трех элементов – суверенной власти, населения, территории. Пример: Межамериканская конвенция о правах и обязанностях государств 1933 г. закрепила следующие критерии государства как субъекта международного права:

  1. Постоянное население
  2. Определенная территория;
  3. Власть;
  4. Способность вступать в отношения с другими государствами[36].

Нельзя отнести к признакам государства и единую систему обороны и внешней политики, а также официальную символику. Ряд государств, как известно, конституционно закрепили политику постоянного нейтралитета (например, Австрия). Кроме того, единая система обороны и внешней политики нередко создается в результате международно-правового объединения государств в различные сообщества. Что касается символики, которая присуща каждому государству, то она не составляет его необходимого, обязательного признака. При формировании нового государства какое-то время может отсутствовать его символика, но это не означает, что государство исчезло[37].


В современной научной литературе, как правило, понятие государства определяется через перечисление его признаков:

  1. Наличие публичной власти, выделенной из общества и не совпадающей с населением страны (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия);
  2. Население, проживающее в юрисдикции государства;
  3. Территория (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, в результате возникает институт гражданства);
  4. Право (юридически оформляет государственную власть и делает ее легитимной, определяет юридические рамки осуществления функций государства);
  5. Монополия на правотворчество (издает законы, подзаконные акты, создает юридические прецеденты и т. д.);
  6. Монополия на легальное применение силы, физического принуждения;
  7. Гражданство (устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории);
  8. Обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (налоговая система, государственная собственность, бюджет, валюта и т. п.);
  9. Монополия на официальное представительство всего общества (никакая иная структура не вправе представлять всю страну);
  10. Суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях)[38].

Суверенитет как признание прав другими государствами является условным гарантом устойчивости преимущества в применении насилия в установленных территориальных границах. Признание суверенитета одного государства другими снижает вероятность того, что они будут оспаривать его преимущество на насилие на данной территории по сравнению с ситуацией, когда территория не признавалась суверенной, и может оспариваться соседними государствами[39]. К тому же в современном мировом порядке, когда на карте нет «белых пятен» и вся карта мира разделена на страны, непризнание суверенитета какой-то страны означает, что она в большинстве случаев формально считается частью другого государства, не должна иметь территориальное преимущество в применении насилия и ее общественный договор не имеет силы на фоне договора, принятого в государстве, к которому эта территория принадлежит. 

В современном мире необходимость суверенитета стала еще острее в связи с новым уровнем взаимосвязей и взаимозависимостью между странами.

Международная торговля, взаимодействие и помощь в большинстве случаев возможны только между и в пользу признанных мировым сообществом стран. Так, в случае Сомалиленда, одной из самых развитых и спокойных частей несостоятельного государства Сомали, отсутствие признанного суверенитета препятствовало предоставлению легитимному для жителей правительству международной помощи для закрепления достигнутых успехов и дальнейшего развития. Клэпхэм с коллегами в своем исследовании, посвященном положению Сомалилэнда, приводит цитату из местной газеты: «Это держит во вне людей. Это держит государство в состоянии хрупкости. Это держит во вне инвесторов. Это закрывает двери международным финансовым организациям. Это ограничивает прогресс страны, торговлю и путешествия. Это делает нас изолированным островом. Мы имеем право на признание!»[40].


Признание суверенитета важно не только для новых, недавно образовавшихся государств, но и для уже существующих, так как для них тоже прекращение признания их прав на международном уровне может повлечь потерю преимущества на применения насилия и легитимность. К примеру, частичное прекращение признания прав государств Ливии и Сирии на международном уровне привело к вторжению международных сил на их территорию и потерю ими остальных признаков государственности. 

Суверенитет как признание другими странами может оцениваться де-юре, когда страна признает права другой страны официально и заключает с ней дипломатические отношения, когда признание демонстрируется действиями одной страны в отношении другой: экономическими отношениями, военной поддержкой и т.п[41]. К тому же нет необходимости абсолютного признания государства всеми странами. Например, Израиль является полноценным государством, несмотря на то, что его не признают часть арабских и мусульманских государств. Аналогично Палестина не признается Израилем и некоторыми другими государствами. Иногда достаточно даже признание страны региональным гегемоном или непосредственными соседями, чтобы организация могла полностью исполнять функции государства.

В основе уникальности государства как страны лежит национальная культура его народа, потребность в её сохранении и преумножении, обеспечении её существования в процессе взаимодействия и конкуренции с иными национальными культурами. Отсутствие единого мирового государства и появление государств у различных народов объясняется не только тем, что их возникновение проходило в условиях обособления различных частей человечества друг от друга. Важнейшей причиной «дробления» государственной формы является исторически формирующаяся у них национальная культура, понимаемая в самом широком смысле этого слова и охватывающая все области жизнедеятельности данных народов[42]. Именно эта культура в первую очередь и главным образом отличает одно локальное общество от другого, именно она является главным идентификатором их самобытности и самостоятельности, именно к её сохранению, развитию и распространению в качестве образца для подражания, своеобразного эталона стремится каждый относительно обособившийся от других народ. Поскольку сохранение и развитие национальной культуры в условиях конкуренции с национальными культурами других народов, нередко сопровождающейся насильственной экспансией, требует адекватной социальной организации, постольку формой такой организации стала страна. Государственная форма не только позволяет обособившемуся социуму цивилизованно разрешать внутренние противоречия, но и защищает его культурные устои от агрессивных посягательств со стороны чуждых им культурных ценностей иных автономных обществ.


Наряду с территорией, населением и национальным суверенитетом у государства, рассматриваемого как страна, иногда выделяют и иные признаки. Например, способность вступать в мирные, добрососедские, равноправные отношения с другими странами, нести международную ответственность за совершённые правонарушения, участвовать в создании норм международного права и выполнять свои международные обязательства, защищать свой международно-правовой статус, осуществлять принуждение в отношении нарушителей международного правопорядка, связанность государства международным правопорядком и систематическое соблюдение норм международного права[43]. Представляется, что данные признаки при сравнении государств между собой нельзя признать существенными. Во-первых, по большей части они являются производными от национального суверенитета и при его отсутствии не могут появиться в принципе. Во-вторых, в силу разных причин у страны они могут отсутствовать, что не приводит к её краху. Так, она может не поддерживать мирные отношения с другими государствами вследствие проводимой ею имперской политики, а для рабовладельческих государств систематическое ведение захватнических войн вообще было главным средством обеспечения их потребности в рабах. Способность защищать свой международно-правовой статус и принуждать нарушителей международного правопорядка может отсутствовать в силу слабости страны и (или) отсутствия поддержки со стороны международного сообщества, а связанность международным правопорядком, как свидетельствуют история и современность, государства, занимающие в мире лидирующие позиции, считают для себя необязательной, если этого требуют их национальные интересы[44].

Универсальность государства состоит в том, что им, в отличие от иных организаций, охватываются все сферы общественной жизни, все индивиды (граждане, иностранные граждане, лица без гражданства) и все организации, находящиеся на его территории или подпадающие под его экстерриториальную юрисдикцию. Любая другая организация охватывает только людей, являющихся её членами. Ими, по общему правилу, могут быть только дееспособные лица. Недееспособные субъекты, которые являются гражданами государства и входят в его человеческий субстрат, в их ряды не включаются[45]. К тому же вряд ли можно найти такую организацию, деятельность которой распространялась бы на все сферы общественной жизни или в какой-либо из этих сфер могла быть сопоставима по объёму с деятельностью, осуществляемой здесь государством.