Файл: Рабочая программа по литературе для 7 класса Уровень базовый Учитель Рогова Г. В. Категория Первая.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 47

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Часть 1

Выберите один правильный ответ

  1. Героем какого цикла былин является Василий Буслаев:

А) Киевского

Б)Новгородского
В) Московского

  1. Ведущим художественным приемом в создании образа былинного богатыря является:

А) гипербола

Б) эпитет

В) метафора

  1. Какой из перечисленных жанров НЕ относится к фольклорным:

А) легенда

Б) сказка

В) летопись

  1. Как называется финно-угорский эпос:

А) «Песнь о Нибелунгах»

Б) «Песнь о Роланде»

В) «Калевала»

  1. Определите тему пословицы «Не за свое дело не берись, за своим – не ленись»:

А) о дружбе

Б) об учебе

В) труде

  1. В состав какого произведения древнерусской литературы входят «Похвала князю Ярославу и книгам» и «Поучения Владимира Мономаха»:

А) «Повесть временных лет»

Б) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

В) «Сказание о смерти Олега от коня»

  1. К кому обращается М.В. Ломоносов в первой строфе «Оды на день восшествия на всероссийский престол….»:

А) к Петру 1

Б) к Елизавете

В) к Ивану Грозному

  1. Что предсказал кудесник князю Олегу в произведении А.С. Пушкина «Песнь о Вещем Олеге»:

А) наследство

Б) смерть

В) скорую женитьбу

  1. Какое произведение НЕ входит в цикл «Повестей Белкина»:

А) «Гробовщик»

Б) «Метель»

В) «Дубровский»

  1. В каком произведении А.С. Пушкин обращается к образу «маленького человека»:

А) «Борис Годунов»

Б) «Медный всадник»

В) «Станционный смотритель»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Прочитайте текст. Определите, к какому жанру фольклора он относится.

Прежде как на Руси царей выбирали: умрет царь — сейчас же весь народ на реку идет, и свечи в руках держит. Опустят эти свечи в воду, потом вынут, у кого загорится, — тот и царь!

У одного барина был крепостной человек — Иван. Подходит время царя выбирать, барин и говорит ему:

— Иван, пойдем на реку. Когда я царем стану, так тебе вольную дам, куда хочешь, туда и иди!

А Иван ему на это:

— Коли я, барин, в цари угожу, так тебе непременно голову срублю.

Пошли на реку, опустили свечи — у Ивана свеча и загорись. Стал Иван царем, вспомнил свое обещанье: барину голову срубил. Вот с той поры за это его Грозным и прозвали.


___________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент былины. Укажите былинного героя, описание которого вы прочитали.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются,

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

________________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент стихотворного текста. Укажите его автора и название стихотворения, из которого он взят.

Не умел я притворяться,

На святого походить,

Важным саном надуваться

И философа брать вид:

Я любил чистосердечье,

Думал нравиться лишь им,

Ум и сердце человечье

Были гением моим.

______________________________________________________

  1. Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». Как называется описание природы в литературном произведении?

«Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и желтые листья со встречных деревьев. Я приехал в село при закате солнца и остановился у почтового домика».

_____________________________________________________

  1. Что изображали картинки, висевшие в сенях станционного смотрителя из повести А.С. Пушкина?

_______________________________________________________

Часть 3

Прочитайте русскую народную сказку «Мудрая дева». Сопоставьте ее с «Повестью о Петре и Февронии Муромских». Чем похожи главные героини? Чем отличаются? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.

«Мудрая дева»

Русская народная сказка

Помер старик со старухою, оставался у них сын сирота. Взял его к себе дядя и заставил овец пасти.

Ни много, ни мало прошло времени, призывает дядя племянника, хочет попытать у него ума-разума и говорит ему:

— Вот тебе сотни баранов, гони их на ярмонку да продай с барышом, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.



Что тут делать! Заплакал бедняга и погнал баранов в чистое поле: выгнал, сел на дороге и задумался о своем горе. Идет мимо девица:

— О чем слезы льешь, добрый молодец?

— Как же мне не плакать? Нет у меня ни отца, ни матери; один дядя, и тот обижает!

— Какую ж обиду он тебе делает?

— Да вот послал на ярмонку, велел баранами торговать, да так, чтобы и бараны были целы, и деньги сполна выручены.

— Ну, это хитрость не великая! Найми-ка ты баб да остриги баранов, а шерсть отнеси на ярмонку и продай; вот у тебя и деньги, и бараны в целости!

Парень так и сделал; продал шерсть, пригнал стадо домой и отдает дяде вырученные деньги.

— Хорошо, — говорит дядя племяннику, — только ведь ты не своим разумом вздумал это? Чай, тебя научил кто-нибудь?

Парень признался.

— Шла, — говорит, — мимо девица, она научила.

Дядя тотчас приказал закладывать лошадь:

— Поедем, станем сватать ту девицу.

Вот и поехали.

Приезжают прямо на двор, спрашивают: куда лошадь девать?

— Привяжите до зимы аль до лета! — говорит им девица.

Дядя с племянником думали, думали, не знают, за что привязать; стали у ней спрашивать: до какой зимы, до какого лета?

— Эх вы, недогадливые! Привяжите к саням, а не то к телеге.

Привязали они лошадь, вошли в избу и сели на лавочку. Спрашивает ее дядя:

— Ты с кем живешь, девица?

— С батюшкой.

— Где ж твой отец?

— Уехал сто рублей на пятнадцать копеек менять.

— А когда назад воротится?

— Если кругом поедет — к вечеру будет, а если прямо поедет — и через три дня не бывать!

— Что ж это за диво такое? — спрашивает дядя. — Неужто и вправду отец твой поехал сто рублей на пятнадцать копеек менять!

— А то нет? Он поехал зайцев травить; зайца-то затравит — всего пятнадцать копеек заработает, а лошадь загонит — сто рублей потеряет.

— А что значит: ежели он прямо поедет — и в три дня не прибудет, а ежели кругом — к вечеру будет?

— А то значит, что прямо болотом ехать, а кругом дорогою!

Удивился дядя уму-разуму девицы и сосватал ее за своего племянника.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Вариант -2

Часть 1

Выберите один или несколько правильных ответов

  1. Героем какого цикла былин является Садко?

А) Московского

Б) Киевского

В) Новгородского

  1. Определите тему пословицы «Глупа та птица, которой свое гнездо не мило»:

А) дружба

Б) Родина

В) любовь

  1. Какое из перечисленных произведений героического эпоса написано рунами:

А) «Калевала»

Б) «Песнь о Роланде»

В) «Василий Буслаев и новгородцы»

  1. Отличительной особенностью произведений древнерусской литературы является:

А) произведения распространялись в списках

Б) у всех произведений был автор

В) произведений древнерусской литературы передавались из уст в уста

  1. Какое из произведений НЕ относится к древнерусской литературе:

А) «Поучение Владимира Мономаха»

Б) «Повесть о Петре и Февронии»

В) «Петр и плотник»

  1. Кто из перечисленных поэтов писал оды:

А) А.С. Пушкин

Б) М.В. Ломоносов

В) М.Ю. Лермонтов

  1. Кого прославляет А.С. Пушкин в поэме «Медный всадник»:

А) Петра 1

Б) Елизавету

В) Бориса Годунова

  1. К драматическим произведениям А.С. Пушкина относится:

А) «Медный всадник»

Б) «Борис Годунов»

В) «Станционный смотритель»

  1. Какое произведение НЕ входит в сборник А.С. Пушкина «Повести Белкина»:

А) «Полтава»

Б) «Барышня-крестьянка»

В) «Выстрел»

  1. Отличительными особенностями «Повестей Белкина» А.С. Пушкина является:

А) внимание автора к деталям

Б) подробное объяснение поступков своих героев

В) сжатость и простота изложения

Г) обилие философских рассуждений

Д) прием «подставного автора»

Часть 2

В отведенное место впишите ответ на вопрос.

  1. Укажите имя былинного персонажа, которому принадлежат следующие слова:

- Божья помочь тебе, оратай-оратаюшко!

Орать, да пахать, да крестьянствовати,

А бороздки тебе да помётывати,

А пенья-коренья вывёртывати,

А большие-то каменья в борозду валить!

________________________________________________________

  1. Дайте определение преданиям.

Предания – это фольклорный жанр_______________________________________________________________________________________________________________



  1. Чем поговорка отличается от пословицы? Какие темы затронуты в русских народных пословицах и поговорках (перечислите 2-3 темы)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Из какого произведения взят следующий фрагмент (укажите автора и название произведения).

Твой конь не боится опасных трудов;

Он, чуя господскую волю,

То смирный стоит под стрелами врагов,

То мчится по бранному полю.

И холод и сеча ему ничего...

Но примешь ты смерть от коня своего.

__________________________________________________________

  1. Что вы понимаете под термином «образ-тип “маленького человека”»? Кто такие «маленькие люди»? Какое произведение с образом «маленького человека» вам известно?

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Прочитайте фрагмент из повести А.С. Пушкина «Дубровский». Сопоставьте его с повестью «Станционный смотритель». Какая тема их объединяет? Что общего и различного между Владимиром Дубровским и Дуней – дочерью Самсона Вырина? Свой ответ впишите в отведенное ниже место.

Дубровский

(отрывок)

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели у него, развалившись по диванам и куря из его янтарей, Гриша, его камердинер, подал ему письмо, коего надпись и печать тотчас поразили молодого человека. Он поспешно его распечатал и прочел следующее:

«Государь ты наш, Владимир Андреевич, — я, твоя старая нянька, решилась тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох, иногда заговаривается, и весь день сидит как дитя глупое — а в животе и смерти бог волен. Приезжай ты к нам, соколик мой ясный, мы тебе и лошадей вышлем на Песочное. Слышно, земский суд к нам едет отдать нас под начал Кирилу Петровичу Троекурову — потому что мы, дескать, ихние, а мы искони Ваши, — и отроду того не слыхивали. Ты бы мог, живя в Петербурге, доложить о том царю-батюшке, а он бы не дал нас в обиду. Остаюсь твоя верная раба, нянька

Орина Егоровна Бузырева.

Посылаю мое материнское благословение Грише, хорошо ли он тебе служит? У нас дожди идут вот ужо друга неделя и пастух Родя помер около Миколина дня».