Файл: Понятие правонарушения ( Общая характеристика правонарушений).pdf
Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 131
Скачиваний: 3
Наказуемость, как обязательный четвертый признак определяет, что противоправное, виновное поведение лица только тогда считается преступлением, когда в юридической норме, запрещающей указанное поведение, закреплена правовая санкция, под угрозой применения наказания. при этом запрет деяния, который не сопровождается правовой санкцией, предопределяет, что оно в уголовно-правовом смысле не может являться противоправным поведением[31]1.
Таким образом, можно сформулировать вывод: уголовное российское законодательство под преступлением определяет совершенное виновно общественно опасное действие, запрещенное Уголовным кодексом РФ. при этом, деяние, которое не запрещено уголовным законодательством, не является преступлением. В Уголовном кодексе РФ определен материально-формальный, то есть комбинированный подход к определению понятия преступления.
2.2. Проступок как разновидность правонарушения
Под проступками определяются любые противоправные деяния, которые исключают преступления. Главным признаком разграничения проступков от преступных деяний является степень общественной опасности данных правонарушений, а также санкции, которые предусмотрены за данные противоправные деяния.
В зависимости от общественной сферы жизни, в которой совершаются различного вида противоправные проступки, а также с учетом тех особенностей наказания наносимого ими вреда за их совершение, все противоправные проступки могут подразделяться на следующие виды – гражданско-правовые, административные и дисциплинарные проступки.
По мнению А.А. Малиновского, под административным правонарушением либо проступком определяется, виновное бездействие или действие, которое посягает на законные свободы и права граждан, общественный порядок, за которое предусмотрена юридическая ответственность. Так, основными признаками административного проступка являются вина правонарушителя, противоправность деяния и общественная опасность[32]1.
Под административным проступком в российском законодательстве определяется противоправное виновное бездействие или действие юридического или физического лица, за которое законодательством установлена ответственность[33]2.
Административные правонарушения могут посягать, как на общественный, так и государственный порядок, окружающую природную среду, собственность, законные свободы и права граждан, а также установленный порядок государственного управления. По своему правовому характеру административные правонарушения являются менее опасными, чем преступления, поэтому за административные правонарушения назначаются менее тяжкие наказания.
К основным примерам административных правонарушений можно отнести нарушение правил дорожного движения, нарушение сроков представления налоговой декларации, паспортного режима, таможенных правил и т.д[34]1.
В состав административного правонарушения входят следующие правовые элементы: объект и объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
Так, под объектом административного правонарушения определяются общественные отношения, которые возникают в процессе реализации законных свобод и прав граждан, посягающие на установленный порядок управления и т.д.
К субъектам административного правонарушения относятся, как юридические, так и физические лица.
Административное законодательство регулирует четыре основные группы физических лиц – это российские граждане, должностные лица, а также иностранные граждане и лица без гражданства.
Объективная сторона административного правонарушения характеризуется в бездействии или в действии, и как следствие, повлекшем за собой возникновение деликта.
Субъективная сторона в себя включает вину, цели и мотив правонарушителя. Так, вина, при совершении административного проступка, может выражаться как в форме умысла, так и может выражаться в форме неосторожности. Наличие вины правонарушителя в определенной форме может являться основным признаком административного правонарушения.
Составы административных правонарушений могут устанавливаться как федеральным, так и региональным законодательством - Кодексом РФ об административных правонарушениях либо законами субъектов федерации.
Дела в области административных правонарушений, рассматривают суды общей юрисдикции либо арбитражные суды.
Однако, основная масса дел об административных правонарушениях рассматривается уполномоченными специально на то органами государственной исполнительной власти, например, органами государственного пожарного надзора, внутренних дел, органами речного, железнодорожного, воздушного и морского транспорта таможенными органами.
Одной из существенных особенностей при рассмотрении дел об административных правонарушениях является то, что правонарушитель не состоит с должностными лицами или органами, принимающими решения о наложении административного наказания, в каких-либо трудовых либо служебных правоотношениях. Поскольку, если должностным лицом правонарушитель привлекается к юридической ответственности, которому правонарушитель подчинено по службе, в этом случае может идти речь не об административном правонарушении, а о дисциплинарном правонарушении[35]1.
Так, согласно ст. 106 НК РФ, под налоговым правонарушением понимается виновно совершенное противоправное деяние ответственных лиц, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность[36]2.
По мнению М.И. Абдулаева, под дисциплинарным проступком понимается нарушение трудовой или служебной дисциплины, то есть неисполнение либо ненадлежащее исполнение по вине работника возложенных на него трудовых или служебных обязанностей.
Поскольку, дисциплинарные правонарушения подрывают трудовую, производственную, служебную, воинскую и др. дисциплину.
В основном, дисциплинарные правонарушения закреплены правовыми трудовыми нормами, законодательством о прохождении службы в государственных органах службы иными дисциплинарными уставами.
Главными признаками дисциплинарного проступка являются: во-первых, это то, что само дисциплинарное правонарушение совершается самим работником, который состоит с этой организацией в трудовых правоотношениях[37]1.
Во-вторых, выражается дисциплинарный проступок в виновном и противоправном неисполнении либо исполнении своих служебных либо трудовых обязанностей.
Противоправность поведения проявляется в нарушении служебных или трудовых обязанностей, возлагаемых на работника в рамках государственного или трудового контракта. Так, примером противоправного поведения может являться появление работника на работе в нетрезвом состоянии, прогулы, опоздание на учебу, самовольное оставление воинской части и т.д.
При этом, виновным является противоправное деяние, которое совершается неосторожно либо умышленно.
В-третьих, при совершении дисциплинарного правонарушения причиняется вред трудовому коллективу при этом обязательно наличие причинной связи между противоправным бездействием или действием, а также наступившими последствиями.
В-четвертых, дисциплинарный проступок, как правило, за собой влечет применение дисциплинарных взысканий, которые предусмотрены законодательством.
Таким образом, можно сформулировать вывод: под проступками определяются любые противоправные деяния, исключающие преступления. Основным критерием разграничения проступков от преступных деяний является степень общественной опасности этих правонарушений и санкции, которые предусмотрены за эти противоправные деяния. Проступки подразделяются, на: дисциплинарные, административные и гражданско-правовые проступки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в заключении курсовой работы, можно сформулировать следующие выводы и предложения:
В широком смысле понятия, правонарушение собой представляет антиобщественное действие, которое карается законодательством и причиняющее непосредственно вред обществу.
Несмотря на общее разнообразие условий, причин и характера субъектов совершаемых противоправных деяний, все они составляют общие признаки, которые позволяют их отнести к общему социальному явлению – то есть правонарушению.
Наличие в современном российском обществе правонарушений, их уровень и характер в первую очередь обусловливается целым негативных комплексом факторов и явлений.
Преодоление указанного рода явлений является основным путем предотвращения комплекса правонарушений, а также борьба с этими проявлениями; поскольку, правонарушения, на сегодняшний день не только угрожают здоровью, жизни, а также создают угрозу имуществу граждан.
Однако, при использовании понятия «правонарушение» в широком смысле слова, то указанное явление представляет собой антиобщественное деяние, которое причиняет обществу непосредственный и как следствие, карается по закону. Однако, при этом не сложно определить, что указанными признаками характеризуется и злоупотребление правом. Так, злоупотребление правом по своим задачам и внешним признакам в большей степени напоминают обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.
Правонарушения представляют собой наиболее распространенную разновидность неправомерных действий. Как явление реальной действительности, каждое правонарушение в отдельности совершается конкретным лицом, в конкретном времени и месте, и характеризуется определенными признаками.
Так, в науке уголовного права установилось понятие состава преступления как основания уголовной ответственности, включающего в себя четыре признака. При этом, состав правонарушения представляет собой набор тех элементов, которые образуют правонарушение.
Следовательно, состав правонарушения – это общая совокупность объективных признаков и субъективных признаков состава правонарушения, достаточных для установления ответственности.
Правонарушение является разновидностью юридических фактов, а следовательно, не вызывает сомнений. Наиболее распространенной считается концепция правонарушения; а следовательно свое направление получила развитие концепция правонарушения, как правовое обоснование юридической ответственности.
Так, понятие «правонарушение» является одной из основополагающих в науке правоведения, а, следовательно, занимает главное место в общей теории права. Ее правовое обоснование необходимо для правового понимания сущности правонарушений, а также имеющихся противоправных причин деяний, а следовательно, для правильного понимания категорий юриспруденции, с которыми зачастую тесно взаимодействует правонарушение.
Таким образом, понятие «правонарушение» собой представляет юридический определенный смысл и отличается по своему содержанию от термина «нарушение права»; следовательно, нарушение права вовсе не является тождественным понятию «правонарушение». О правонарушении можно говорить только в том случае, когда имеется противоправное деяние, которое совершено деликтоспособным лицом.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Нормативные правовые акты Российской Федерации
1. Конституция Российской Федерации от 12 дек. 1993 г.: в ред. Законов Рос. Федерации о поправках к Конституции Рос. Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ, от 05 февр. 2014 г. № 2-ФКЗ, от 21 июл. 2014 г. № 11-ФКЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2014. - № 31. - ст. 4398.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 19 июля 1996 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 июля 1996 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 14 ноября 2002 г. № 137-ФЗ: в ред. Федер. закона от 19 февр. 2018 г. № 66-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - № 25.- ст. 2954.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 20 дек. 2001 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2001 г.: в ред. Федер. закона от 3 апреля 2018 г. № 64-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 1.- ст. 1.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 16 июля 1998 г.: одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 17 июля 1998 г.: введ. Федер. законом Рос. Федерации 31 июля 1998 г. № 147-ФЗ: в ред. Федер. закона от 19 февр. 2018 г. № 34-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31.- ст. 3824.