Файл: Управление отклонениями и несоответствиями. Корректирующие и предупреждающие действия.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 194
Скачиваний: 6
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Управление отклонениями и несоответствиями. Корректирующие и предупреждающие действия
Управление качеством, создание системы, улучшение – одна из сложнейших но самых важных задач любого производства
• Различные мероприятия, такие как проведение аудитов производственных площадок, определение узких мест, анализ рисков, контроль изменений, разработка CAPA – элементы системы управления качеством
• Система управления качеством должна включать систему расследования отклонений и несоответствий, которая является одной из наиболее важных составляющих. Такая система нацелена на своевременное выявление всех отклонений от регламентных требований, проведение расследования причин их возникновения, составление объективного заключения о качестве продукта и принятии решения
Отклонение – любое несоблюдение/невыполнение требований процедуры/процесса/метода/методики/спецификации, источник развития несоответствия. К отклонениям относятся также все дефекты, которые могут служить причиной несоответствия качества продукта, медицинского устройства или ситуации, в которой они могут быть расценены органами надзора как критические. Отклонением является также нарушение общей закономерности ведения процесса, одобренных функциональных характеристик: получение для контролируемых показателей результатов, выходящих за пределы спецификации, нарушение регламентированных условий, превышение допустимой погрешности испытаний, временное изменение стандартного хода работ
Несоответствие - невыполнение установленных требований, отклонение показателя качества от нормы
Коррекция - действие, предпринятое для устранения обнаруженного отклонения, несоответствия
КОРРЕКТИРУЮЩЕЕ ДЕЙСТВИЕ - действие, предпринятое для устранения причины обнаруженного отклонения/несоответствия или другой нежелательной ситуации Целью разработки и реализации корректирующих действий является устранение причины возникновения отклонений/несоответствий и других нежелательных ситуаций.
• Корректирующие действия разрабатываются на основе фактических данных об отклонении/несоответствии
• Система корректирующих действий позволяет управлять продукцией, свойства которой не преодолели критических параметров, но при этом вышли за рамки статистически допустимых границ значений.
• Осуществление мероприятий в соответствии с планом;
• Учет и регистрация результатов предпринятых действий;
• Для реализации системы корректирующих действий проводится ряд мероприятий, в т.ч. установление причины, ее устранение, фактическое устранение непосредственно отклонения/несоответствия, мониторинг процессов, анализ полученных данных и мн.др.
ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ -действия, предпринятые для устранения причины потенциального отклонения/несоответствия и предотвращения возникновения или повторения отклонения/несоответствия или другой потенциально нежелательной ситуации
• Целью разработки и реализации предупреждающих действий является предупреждение возникновения потенциальных отклонений/несоответствий и/или их повторения
• При разработке предупреждающих действий, не имея фактических несоответствий, анализируются возможные риски их появления
• Прогнозирование потенциальных отклонений/несоответствий или других нежелательных ситуаций;
• Определение причин потенциальных отклонений/несоответствий и/или других нежелательных ситуаций;
• Разработка плана предупреждающих действий;
• Система предупреждающих действий позволяет устранить потенциальные несоответствия и причины их возможного появления, а также предотвратить повторение ситуации
ОТКЛОНЕНИЯ/НЕСООТВЕТСТВИЯ МОГУТ БЫТЬ ВЫЯВЛЕНЫ:
• при аудите (внешнем, внутреннем)
• в процессе производства и контроле качества
• в работе оборудования, приборов и систем обеспечения при сертификационной деятельности
• при оценке показателей результативности и эффективности процесса
• при анализе системы менеджмента качества руководством
• при анализе жалоб/претензий/рекламаций
• при обзоре качества продукта • при изучении стабильности
• при проведении валидационных мероприятий
ПРИМЕРЫ ОТКЛОНЕНИЙ :
• Отклонение показателей качества продукта от требований спецификации
• Несоответствие элементов системы качества установленным требованиям
• Неисправность оборудования
• Отклонения от технологического процесса производства
• Отклонения от стандартных операционных процедур, спецификаций, методов/методик
• Потеря выхода продукта/расхождение с установленным материальным балансом
• Несоответствующий результат контроля качества (OOS, OOT)
• Отклонение от условий, например температурного, влажностного режима, времени процесса … • Инциденты – любое событие, не являющееся элементом нормального функционирования: сбой, внутренний сигнал тревоги, недоступность сервера, повлекшее риск негативного влияния на качество (недоступность информации).
РЕГИСТРАЦИЯ ОТКЛОНЕНИЙ/НЕСООТВЕТСТВИЙ
Форма журнала отклонений/несоответствий должна быть утверждена и содержать следующие графы: •
Номер протокола отклонения/несоответствия
• Дата выявления
• Подразделение, в котором выявлено отклонение/несоответствие
• Краткое описание
• Влияние на качество продукта (№ серии)
• Классификация отклонения/несоответствия
• Дата утверждения и предоставления подразделениям плана САРА
• Дата выполнения корректирующих действий
• Предварительное закрытие
• Дата выполнения предупреждающих действий
• Фамилия, подпись и должность лица, выявившего отклонения
• Мониторинг и срок его проведения после закрытия отклонения/несоответствия
• Отметка о результативности предпринятых действий
РАЗРАБОТКА плана САРА
• По выявленным отклонениям/несоответствиям разрабатывается план САРА (структурное подразделение где выявлено отклонение)
• Устанавливаются сроки на выполнение действий и ответственные (стр. подразделение где выявлено отклонение по согласованию с ООК и др)
• Анализируется достаточность запланированных действий (ООК)
• Отчет о проведении мероприятий (исполнитель)
• Проводится работа по предупреждающим действиям, контролируются сроки выполнения (ответственный в соответствии с САРА)
• Если в процессе исследования отклонения/несоответствия выясняется, что имело место изменение или необходимо внести изменение, открывается протокол изменения и проводятся мероприятия по контролю изменений (ООК по проведенному анализу)
• Оценивается результативность САРА (ООК - отсутствие повторения отклонения/несоответствия)
• В случае не результативности САРА, проводится анализ отклонения, устанавливается причина и разрабатывается новый план САРА, в случае отсутствия влияния на качество, продукция может быть выпущена на рынок (ООК, УЛ)
• В случае положительного завершения САРА, закрывается отклонение/несоответствие (ООК, УЛ)
• По завершению корректирующих действий, продукция может быть выпущена на рынок до завершения предупреждающих действий (решение УЛ)
• Вся информация архивируется и храниться в ООК
РЕГИСТРАЦИЯ САРА Форма журнала корректирующих и предупреждающих действий должна быть утверждена и содержать следующие графы:
• Номер САРА
• Номер и дата протокола отклонения/несоответствия или протокола анализа риска
• Описание отклонения/несоответствия, в т.ч. потенциального
• Причина отклонения/несоответствия, в т.ч. потенциального
• Период выполнения корректирующего и предупреждающего действия •
Ответственный за реализацию корректирующего и/или предупреждающего действия
• Отметка о выполнении каждого действия (с указанием даты и подписи ответственного лица)
• Отметка о проведении контроля исполнения запланированных действий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
• Управление качеством, создание системы – одна из сложнейших но самых важных задач любого производства
• На любом предприятии должна существовать эффективная САРА-система, направленная на устранение причин выявленных и предполагаемых несоответствий
• При этом, усилия по поиску необходимых решений и степень документирования должны быть соизмеримы с уровнем риска
• Поиск решений должен быть структурированным и направлен на выявление основной причины возникновения несоответствий
• Основной принцип существования эффективной системы – работа в команде!