Файл: Нормирование точности и контроль деталей сборочной единицы.docx
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 221
Скачиваний: 16
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Нижегородский государственный технический университет
им. Р.Е. Алексеева
Кафедра «Машиностроительные технологические комплексы»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине
МЕТРОЛОГИЯ, СТАНДАРТИЗАЦИЯ И СЕРТИФИКАЦИЯ
ТЕМА: «Нормирование точности и контроль деталей сборочной единицы»
Вариант 13-5
Выполнил студент ____________ __Костин Я.А.___
(подпись) (Фамилия И.О.)
Сдана на проверку__________ ______С-20-АВ_______
(дата) (группа или шифр)
Преподаватель _________________ __Куликова Е. А._
(подпись) (Фамилия И.О.)
Работа зачтена_____________(дата)
С оценкой_____________________
Нижний Новгород 2022
Содержание
Исходные данные………………………………………………………………...3
1 Нормирование геометрической точности соединений………………………6
1.1 Соединение валов и отверстий……………………………………………..6
1.1.1 Назначение посадки методом подобия для соединения по D1………. 6
1.1.2 Назначение посадки методом подобия для соединения по D2………10
1.1.3 Назначение посадки методом подобия для соединения по D3………14
1.2 Допуски и посадки подшипников качения на вал и в корпус…………..20
2 Нормирование точности типовых соединений сложного профиля………...28
2.1 Нормирование точности метрической резьбы…………………………..28
2.2 Нормирование точности шпоночных соединений……………………...32
2.3 Нормирование точности шлицевых соединений………………………...37
2.4 Нормирование точности цилиндрических зубчатых передач…………..42
3 Выбор универсальных средств измерения…………………………………...47
Список литературы………………………………………………………………51
Нормативная документация…………………………………………………….52
Исходные данные
Часть механизма подач металлорежущего станка
На чертеже показана часть механизма подач металлорежущего станка. Передача движения с нижнего вала 13 на верхний вал 5 осуществляется с помощью сменных зубчатых колес 1 и 20, сидящих на шлицевых концах этих валов. Шлицы в отверстиях зубчатых колес 1 и 20 закаливаются. Продольное перемещение зубчатых колес ограничено пробками 22.
Зубчатые колеса кинематической передачи выполнены из стали и венец закалён. Прямозубая передача может нагреваться до температуры +60°С. Станина (корпус) 17 выполнена из чугуна и может нагреваться не более, чем до +40°С.
На верхнем валу смонтирована предохранительная шариковая муфта 3, отключающая червяк б при перегрузках механизма. В этом случае при вращающемся верхнем вале червяк будет оставаться неподвижным. Регулировка усилия на пружинах муфты осуществляется гайкой 2 с мелким шагом, стопорение гайки производится винтом 21 с крупным шагом.
В стальной червяк по D3 запрессована бронзовая тонкостенная втулка 4 с натягом, допустимые значения которого предусмотрены заданием. Втулка 4 должна иметь с шейкой вала по D2 гарантированный зазор порядка нескольких сотых миллиметра, при этом значительно не должна нарушаться
соосность червяка и вала.
Зубчатое колесо 15 должно быть хорошо сцентрировано по D1 относительно вала 13. Передача крутящего момента обеспечивается через призматическую шпонку.
Подшипники 12 и 16 и 23 установлены в цельный литой чугунный корпус 17 и имеют перегрузки до 150 %, толчки и вибрации умеренные, режим работы нормальный.
Резьбовое соединение гайки 9 (с мелким шагом и короткой длины свинчивания) с валом 5 служит для регулировки зазора упорного подшипника 8, установленного в промежуточный корпус (стакан) 11, который крепится к станине болтами 7 с нормальной длиной свинчивания.
В стакан 11 установлен радиальный подшипник 10, который может испытывать перегрузки до 300%.
Во всех резьбовых соединениях указаны результаты измерения для наружной резьбы.
Тепловой зазор между крышкой 19 и подшипником 16 обеспечивается расчётом размерной цепи, состоящей из следующих звеньев:
А1 и А5 – ширина колец подшипников 16 и 12;
А2 – длина ступени вала 13;
А3 – высота ступицы зубчатого колеса 15;
А4 – длина распорной втулки 14;
А6 – размер корпуса 17;
А7
– толщина прокладки 18;
А8 – высота буртика крышки 19;
Рис. 1. Часть механизма подач металлорежущего станка
Исходные данные к рисунку
№ варианта | Гладкие цилиндрические соединения | |||||||
D1 | D2 | D3 | Nmax | Nmin | Отв. | |||
мм | мкм | |||||||
5 | 50 | 45 | 60 | 80 | 23 | 4,0 |
№ варианта | Подшипники качения | ||
№ позиции | Условное обозначение | Радиальная нагрузка, кН | |
5 | 10 | 160607 | 25 |
№ варианта | Шпоночное соединение | |
d | b | |
мм | ||
5 | 50 | 14 |
№ варианта | Шлицевое соединение | ||
Z | d | D | |
мм | |||
5 | 10 | 32 | 40 |
№ варианта | Резьбовое соединение | |||||
№ позиции | Обозначение резьбы | | | пр | лев | |
мм | мкм | мин | ||||
5 | 2 | М42х1,0 | 40,88 | 30 | 8 | 25 |
№ варианта | Зубчатая передача | ||||||
№ позиции | a | m | Z | V, м/с | |||
мм | |||||||
5 | 20 | 120 | 3 | 26 | 10 |
№ варианта | Размерная цепь, размеры в мм | |||||||||
| | | | | | | | | | |
5 | 4,0 | 2,0 | 21-0,12 | 18 | 56 | 95 | 31-0,12 | 227 | 3 | 8 |
1 Нормирование точности гладких соединений
-
Соединение валов и отверстий-
Назначение посадки методом подобия для соединения по
-
Таблица 2
Карта исходных данных по
Наименование исходных данных | Значения исходных данных |
Номинальный размер соединения | D=50 мм |
Название деталей, входящих в соединение | Зубчатое колесо 15, вал 13 |
Требования, предъявляемые к работе соединения | Зубчатое колесо 15 должно быть хорошо сцентрировано относительно вала 13 и имеет одну призматическую шпонку для передачи крутящего момента |
Задание: Назначить методом подобия посадки для заданных соединений по , учитывая требования, предъявляемые к ним. Рассчитать предельные характеристики и диапазон посадки, построить схемы расположения интервалов допусков посадки по , записать посадки смешанным способом.
Назначить шероховатость, допуски формы вала и отверстия для посадок по D1 методом подобия.
Для соединения вычертить: эскизы деталей и соединений (сборки). На эскизах предельные отклонения размеров деталей и посадки указать в смешанном обозначении согласно ГОСТ 2.307.
Решение:
Задано неподвижное соединение с дополнительным креплением призматической шпонкой, в котором требуется обеспечить точное центрирование. Этим условиям соответствует переходная посадка.
Так как по данному диаметру вал соединяется с одним отверстием, а внутренние поверхности более сложны для обработки, выбираем предпочтительную систему отверстия CH.
Методом подобия назначаем вид посадки . Вероятность получения зазоров и натягов одинакова. Обеспечивается хорошее центрирование, при это требуется дополнительное крепление. Применяется в передачах со средними скоростями.
Анализируя конструкцию и условия работы соединения, назначаем посадку . Эта посадка применяется при установке зубчатых колёс на валах редукторов, в станках и других машинах (передача крутящего момента обеспечивается шпонкой).
Определим предельные отклонения сопрягаемых деталей.
Для отверстия: =50H7 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1]:
TD=0,025 мм; Основное отклонение EI=0; ES=0+TD=0+0,030=0,030 мм
=50H7 .
Для вала: =50k6 по ГОСТ 25346 [1, табл. 1.1]:
Td=0,016 мм;
Основное отклонение ei=+0,002 мм; es=ei+Td=+0,002+0,016=+0,018 мм