Файл: Реферат Автор Цапко А. В. кандидат психологических наук, доцент Сухарева Н. Ф. Тема исследования Взаимосвязь мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Реферат
Автор: Цапко А.В.

Руководитель: кандидат психологических наук, доцент Сухарева Н. Ф.

Тема исследования: Взаимосвязь мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте

Объект исследования – мотивация достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

Предмет исследования – взаимосвязь мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

Цель исследования: изучить взаимосвязь мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

В соответствии с целью исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Изучить и проанализировать психологическую литературу по проблеме мотивации достижения успеха.

  2. Охарактеризовать феномен самопрезентации личности в психологии.

  3. Описать особенности мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

  4. Выявить взаимосвязь мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

Методы исследования:

- теоретические: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

– эмпирические: методика Т. Элеса «Мотивация к успеху»; тест А. А. Реана «Мотивация успеха и боязнь неудачи»; методика «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта в адаптации А. А. Золотаревой; методика измерения самопрезетационного поведения индивида С. Ли и Б. Куигли.

- методы математической обработки данных: критерий Спирмена;

Методологическая база. В основу эмпирического исследования положены труды отечественных и зарубежных авторов, посвященные: исследованию проблемы мотивации достижения успеха Г. Ю. Гольева, Т. О. Гордеева, Е. П. Ильин, М. Ш. Магомед-Эминов, Д. Макклелланд, А. Б. Орлов, Е. С. Плотникова, Ю. Н. Оплетаева и др. Исследованию вопросам самопрезентации О. А. Андриенко, С. А. Васюра, М. С. Бегоян, А. А. Золотарева, Я. Д. Илюхина, Г. А. Чеджемов, С. В. Карев, К. В. Петрунина, Е. В. Кочетова, Е. Г. Гуцу, Т. А. Рунова и др.

Опытно-экспериментальная база: научно-практический центр «Акмеологический центр» при МГПУ.

Выводы.

Мотивация достижения – это психическая регуляция деятельности в момент успеха, реализующий мотив достижения, и описывается как обширная устойчивая характеристика личности
, которая готова выполнять деятельность на высоком/качественном уровне, демонстрируя собственные знания, умения и навыки.

Самопрезентация – сложный социально-психологический феномен, складывающийся в условиях взаимодействия человека с человеков. Процесс самопрезентции личности должен быть введён в контекст терминологии вместе с такими самопроцессами, как саморегуляция, самоуправление и саморазвитие. Изучение и описание инвариантных связей самопрезенции в другими важными личностными характеристиками, в определенной степени терминологически обогащает теоретическое пространство психологии личности.

Проблеме мотивации достижения посвящены работы как зарубежных (Д. Макклелланд [26], Х. Хекхаузен [43] и др.), так и отечественных ученых (Г. Ю. Гольева [9], Т. О. Гордеева [10], М. Ш. Магомед-Эминов [24] и др.).

В психолого-педагогической литературе вопрос изучения мотивации достижения рассматривался с середины 1970-х годов. Работы, которые выполнялись одними из первых, имели отношение только отдельных моментов мотивации достижения. М. Ш. Магомед-Эминов изучал вопрос мотивации достижения и уровня притязаний [25].

Как утверждает С. Л. Рубинштейн, основные мотивы поведения личности зависят от непосредственного отражений побуждения человека. Как подчеркивает автор, мотивация является осознанным побуждением, и формируется в зависимости от человека: как он определяет, рассматривает, анализирует и оценивает определенные обстоятельства и ситуацию, в которой он находиться. Отношение к этому и порождает мотив и его конкретное содержание [36].

Таким образом, представленный анализ некоторых основных теорий самопрезентации и методик их воплощения в реальной жизни позволяет убедиться в их важной роли в процессе профессиональной подготовки специалиста любого профиля. Что же касается педагогической деятельности, то знание существующих техник, приемов и различных методик самопрезентации позволит будущему специалисту сферы образования сформировать свой адекватный имидж, что несомненно отразится на качестве и результативности образовательного процесса, независимо от уровня образовательной организации.

Наше исследование было проведено на базе научно-практический центр «Акмеологический центр» при МГПУ.

Для достижения поставленной цели на констатирующем этапе были выдвинуты следующие задачи:



1) подобрать комплекс методик, направленных на изучение исходного уровня мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте;

2) провести диагностическое исследование мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте;

3) выявить особенности мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

С целью исследования уровня мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте мной были подобраны следующие методики:

  1. Методика «Мотивация к успеху» (Т. Элерс).

  2. Тест Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан).

  3. Методика «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта в адаптации А. А. Золотаревой.

  4. Методика измерения самопрезетационного поведения индивида С. Ли и Б. Куигли.

По результатам проведенной методике «Мотивация к успеху» (Т. Элерс) у большинства испытуемых выявлен средний уровень развития мотивации достижения успеха – 52 %. Низким уровнем мотивации достижения успеха обладают 36 % взрослых. Высокий уровень развития мотивации достижения успеха имеют 12 % испытуемых.

По результатам проведенной методики «Мотивация успеха и боязнь неудачи» (А. А. Реан) у большинства испытуемых диагностируется мотивация на успех – 48 %. Мотивация на неудачу выявлена у 40 % испытуемых. Мотивационный полюс ярко не выражен у 12 % человек.

Данные методики «Шкала перфекционистской самопрезентации» П. Хьюитта в адаптации А. А. Золотаревой свидетельствуют о том, что у большинства испытуемых 48 % выявлена доминирующая шкала «Демонстрация совершенства». У 28 % испытуемых доминирует шкала «Вербальное непроявление несовершенства». 24 % испытуемых обладают шкалой «Поведенческое непроявление несовершенства».



Таким образом, по результатам проведенного исследования большинству испытуемых присущ средний уровень мотивации достижения успеха, но имеются и достаточное количество испытуемых с мотивацией на неудачу. Также выявили, что большая часть испытуемых обладает явно выраженной шкалой «Демонстрация совершенства», «Аттрактивное поведение» «Самопринижение». Следовательно, возникает необходимость в выявление взаимосвязи мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.

Для выявления связи между показателями мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте
, был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена rs.

Следовательно, можно утверждать, что данные показатели испытуемых связанны положительной корреляционной зависимостью.

Эмпирическое исследование показало, что мотивации достижения успеха связана положительной корреляционной зависимостью с самопрезентацией. Это может свидетельствовать о том, что чем выше показатели мотивации достижения успеха, тем выше показатели самопрезентации, а значит,  испытуемые живут настоящим, то есть переживают настоящий момент своей жизни достаточно полно.  Соответственно ощущают неразрывность прошлого, настоящего будущего, видят свою жизнь целостной.

Вследствие этого нами были разработаны психолого-педагогические рекомендации развития мотивации достижения успеха и самопрезентации в зрелом возрасте.