Файл: Детская литература с практикумом по выразительному чтению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 63
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Забайкальского края
ГАПОУ СПО «Читинский педагогический колледж»
Портфолио
по дисциплине: «Детская литература с практикумом по выразительному чтению»
Выполнила: студентка 20 группы, специальности 44.02.02
Проверила: преподаватель по дисциплине «Детская литература с практикумом по выразительному чтению» Перевалова Лариса Николаевна
Чита – 2019
Содержание:
Раздел 1. Основные литературоведческие понятия и анализ художественного произведения.
Раздел 2. Основные средства выразительности речи.
Раздел 3. Детская книга как основной учебный материал.
Раздел 4. Выявление традиций и новаторства в литературе ХХ века и современной литературе.
Раздел 5. Устное народное творчество для детей в детском чтении.
Раздел 6. Возникновение и развитие детской литературы в России. Русская детская литература первой половины 19 века.
Раздел 7. Русская детская литература второй половины 19 века.
Раздел 8. Развитие детской литературы конца 19- начала 20 века.
Раздел 9. Детская литература 20-30 гг. 20 века.
Раздел 10. Научно-познавательная литература.
Раздел 11. Русская детская литература второй половины 20 века.
Раздел 12. Этапы развития зарубежной детской литературы.
Раздел 1. Основные литературоведческие понятия и анализ художественного произведения
Основные литературоведческие понятия, изучаемые в начальной школе.
1-2 класс:
Легенда - рассказ о необыкновенном чудесном событии прошлого, обычно связанного с каким-либо местом. (Танцующие березы. Боровое)
Сравнение - это сопоставление одного явления или предмета с другим. (…Лес точно терем расписной.)
Олицетворением называется изображение в сказках, стихотворениях неодушевленных предметов, явлений природы как живых существ. Они могут говорить, чувствовать, мыслить. (Вот уже девицей – красавицей несется Осень по лесу - в красном сарафане из листочков осины…)
Фольклор - это произведения устного народного творчества. Фольклор - слово английское и в переводе означает «народная мудрость». Фольклорные произведения создавались в устной форме и передавались от одного человечка к другому из поколения в поколение. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле.
Песни у каждого народа свои: колыбельные, игровые, праздничные, обрядовые. Песни выражают и создают определенный душевный настрой. Колыбельные песни убаюкивают ребенка. (Баю – баю беленький, в белой колыбеленьке. Спи, малыш, не плач, я куплю тебе калач. )
Потешка – небольшое шуточное стихотворение, сопровождающее игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В потешке нередко есть наставление, «урок». (Сорока - белобока, кашу варила, деток кормила, этому дала…)
Пестушка – короткое стихотворное произведение, которое сопровождается движения младенца в первые месяцы жизни. Пестушки получили свое название от слова пестовать – «нянчить» (-Ладушки, ладушки! Где были? - У бабушки. – Что ели? – Кашку …)
Прибаутка - забавное произведение устного народного творчества. Своим содержанием она напоминает маленькую сказочку в стихах. (Тили – тили – тили – бом! Загорелся Кошкин дом. Кошка выскочила, глаза выпучила. Бежит курица с ведром, заливает Кошкин дом.).
Закличка – стихотворное обращение к явлениям природы. (Солнышко – ведрышко, выгляни в окошечко! Солнышко, нарядись! Ясное, покажись!)
Приговорка – небольшое произведение устного народного творчества, которое сказывали, делая что-либо. В приговорках часто обращались к животным. (Уж как я ль мою коровушку люблю, уж как я ль - то ей крапивушки нарву.)
Считалка – произносимый нараспев стишок. При помощи считалок играющие делят роли и устанавливают очередь для начала игры. (На золотом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич…)
Пословица – краткое мудрое выражение с поучительным смыслом. Пословица содержит законченное суждение, вывод. (Любишь кататься – люби и саночки возить. Чужими руками жар загребать легко.)
Поговорка – меткое образное выражение, которое не наставляет, не поучает, а сообщает. В поговорке нет суждения, вывода. (Чужими руками жар загребать.)
Загадка – короткое произведение, которое описывает какой – то предмет, но не называет его. (Шарик пушистый белеет в поле чистом, подул ветерок – остался стебелек.)
Скороговорка – стихотворение или фраза, придуманная ради забавы, которую нужно произнести быстро, не запинаясь. В скороговорке используют слова с труднопроизносимым набором звуков. (От топота копыт пыль по полю летит.)
Чистоговорка – рифмованное упражнение для развития речи. (Ща – ща – ща, дождь идет – я без плаща.)
Сказка – интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях. Сказки, которые сочинил народ, называются народными сказками.
Сказки бывают волшебные, о животных и бытовые.
• Присказка, ее значение – подготовить слушателя к восприятию сказки: «скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.»
• Зачин – начало сказки, он указывает, где и когда произошли события героев: «жили – были…»
• Концовка – ею завершается сказка. «Вот вам сказка, а мне – бубликов связка.»
Литературные (или авторские) сказки – сочиняют писатели; их записывают в момент создания, и они навсегда сохраняют имена своих создателей – авторов. В основе литературных сказок часто лежат народные сказки, но писатели пересказывают их по – иному.
Эпитеты – это слова, оценивающие и подчеркивающие какое – либо свойство или качество предмета, явления. Эпитеты помогают писателю создавать яркие, надолго запоминающиеся образы: сверкающая сказка; алмазные деревья; хрустальный холодок.
3 класс:
Былина – произведение устного народного творчества, героическая песня – повествование о подвигах русских богатырей в битвах за родную землю. Любимые народные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович являются главными героями былин.
Былинный сказ – изложение былины в прозе.
Героический эпос – произведения народного творчества патриотического содержания. Они имеют историческую основу и повествуют о богатырях, воинах, батырах.
Гипербола – сильное преувеличение свойств изображаемого предмета или явления. С помощью гиперболы автор подчеркивает, что он прославляет, а что высмеивает. Например, «За дубок ухватился – дуб с корнем вон.».
Легенда – поэтический рассказ об историческом событии, дополненный воображением, вымыслом. Например, «Черный бура Ойлыбая» - поэтический рассказ о музыканте, повелителе верблюда.
Литературная сказка – художественное произведение, созданное автором на основе народных сказок.
Портрет – это изображение внешности героя: его лица, фигуры, одежды, манеры держаться и говорить. В портрете отражаются характер и внутренний мир героя, авторская оценка.
Рассказ – это небольшое повествовательное произведение, в котором описано событие из жизни героя.
Сказание – Народный поэтический рассказ с историческим содержанием. Например, «Сказание о золотом человеке» - поэтический рассказ о Суне, юном батыре, одетом в золотые доспехи.
Сказка – это устный занимательный рассказ о волшебных историях, событиях, приключениях людей, зверей, предметов и придумка о том, чего не бывает.
Сравнение – это слова и выражения, с помощью которых один предмет сравнивается с другим для более яркого описания.
Тема – это то, о чем (или о ком) говорится в произведении. Часто тема произведения отражена в его заглавии.
Основная мысль – идея произведения – это оценка автором того, что он изображает в произведении. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста. Но чаще всего ее надо «найти» и сформулировать.
Устное народное творчество (фольклор) – это произведения, созданные народом. Они родились в глубокой древности и передавались из уст в уста, от одного поколения к другому. В них заключена народная мудрость жизни, вера в добро и справедливость. Эти произведения учат образно мыслить и говорить.
Эпитет – образное художественное определение
4 класс:
Миф – произведение устного народного творчества. Мифы были созданы давным-давно, много веков назад. Сейчас мы их читаем в пересказах писателей как фантастические истории, а когда–то люди верили во все, о чем говорится в мифах. Мифы передают представления древних людей о происхождении жизни на Земле. В них в образной форме объясняется, почему день сменяет ночь, отчего гремит гром, сверкает молния, происходят другие природные явления. Существуют мифы, повествующие об отношениях между богами и людьми, рассказывающие о подвигах героев.
Мифы есть у каждого народа. На протяжении многих веков они передавались из поколения в поколение, развивались, усложнялись и совершенствовались.
Легенда – произведение устного народного творчества, рассказ о событии, происходившем в незапамятные времена. События в легенде нередко преувеличиваются, добавляется много вымысла.
Иногда событие, о котором рассказывает легенда, привязано к конкретной местности, горе, перевалу, реке, озеру. Эти легенды объясняют их названия.
Значительную группу легенд составляют любопытные истории, завершившиеся трагедией, разлукой возлюбленных.
Особое место занимают легенды о казахских батырах, раскрывающие героизм наших предков, отважно сражавшихся с безжалостными врагами.
Героический эпос – произведения устного народного поэтического творчества, повествующие об исторических событиях, о подвигах батыров, защитников родной земли, родного народа.
Поучение – наставление назидательный совет, как жить достойной жизнью.
Басня – небольшое произведение, в котором действуют животные, растения, вещи, а подразумеваются люди, их поступки, поведение. Поэтому басня – иносказательное произведение. Она содержит иной, скрытый смысл. Читателю нужно догадаться, что хотел сказать автор.
В баснях высмеиваются недостатки людей: злоба, зависть, невежество, жадность, лень, глупость.
Басня всегда поучает, то есть содержит нравоучение. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале басни и называется моралью.
Стихотворение – произведение, написанное в стихотворной форме. Оно делится на речевые отрезки, называемые стихами. Каждый стих записывается в отдельную стихотворную строку.
Стихотворной речи присущи рифма и ритм.
Рифма – звуковые совпадения в конце стихотворных строк. Например, «кроет – завоет».
Ритм – чередование (повторение) в строках стихотворения ударных и безударных слов в определенном порядке. Например, так чередуются слоги в стихотворении А. С. Пушкина «Зимний вечер»: Бу́ря мгло́ю не́бо кро́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
Ви́хри сне́жные крутя́, ударные слоги 1, 3, 7
То́, как зве́рь, она́ заво́ет, ударные слоги 1, 3, 5, 7
То́ запла́чет, как дитя́… ударные слоги 1, 3, 7
Олицетворение – литературный прием, при котором на явления природы, неодушевленные предметы переносятся свойства и способности живого существа. В литературных произведениях олицетворение является средством создания ярких художественных образов.
Идея произведения – основная мысль, лежащая в основе содержания произведения.
Эпитет - красочное, образное художественное определение, выделяющее в предмете или явлении те его качества, свойства или признаки, на которые писатель хочет обратить наше внимание.
Эпитеты выражают отношение автора к предмету изображения.
Метафора – переносное значение слова, указывающее на сходство или различие сравниваемых предметов.
Метафора не простое сравнение, а сравнение, доведенное до такой степени близости сравниваемых предметов, когда они как бы полностью сливаются друг с другом в воображении автора, в результате чего название одного предмета переносится на другой, замещает его. М.Ю. Лермонтов использовал метафору в стихотворении «Парус».
Звукопись – прием, используемый в литературном творчестве для усиления звуковой выразительности художественной речи. Например,
«Чаще капли дождевые,
Вихрем пыль летит с полей,
И раскаты громовые
Все сердитей и смелей.» ( Ф. И. Тютчев.)
Рассказ – небольшое художественное произведение, в котором изображается какое-нибудь событие в жизни главных героев. Кратковременность изображаемых событий, малое количество действующих лиц – особенность рассказа.