Файл: Налог необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства.rtf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства, так как иначе были бы нарушены права и охраняемые законом интересы других лиц, а также государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Также можно отметить, что установление налогообложения является неотъемлемым признаком государства и средством обеспечения функционирования государства.
Согласно статье 8 Налогового кодекса Российской Федерации, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Налог – это платеж, связанный с переходом права собственности от частного субъекта к публичному. Плательщик налога расстается со своим имуществом и лишается права собственности на него. Неуплата налогов, как и любое правонарушение, влечет санкции. В настоящее время назвать налог принудительным платежом довольно сложно, поскольку обязанность уплатить налоги возлагается только при наличии определенных условий, которые зависят от воли частного субъекта. Так обязанность уплаты налога на прибыль возникает только при условии занятия соответствующей деятельностью, что обусловлено волей субъекта.
Налог является ограничением прав и свобод гражданина, следовательно, соответствующее ограничение возможно только в форме федерального закона. Налог вправе установить только орган власти, обладающий законодательными полномочиями
Налоги - один из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования, как национальной экономики, так и международных экономических процессов. Налоги являются главным методом мобилизации доходов в государственную казну. Необходимость налогов обусловлена потребностями общественного развития.
Налоговые поступления являются основным доходным источником бюджетов всех уровней; свыше 80 % общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации формируется за счет налогов и сборов, взимаемых с физических и юридических лиц. Значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет особую роль налогового контроля в системе государственного финансового контроля. Еще одним фактором, определяющим актуальность вопросов организации эффективной системы налогового контроля, является использование налогового механизма в процессе государственного регулирования.
Цель данной работы – рассмотреть налогообложение предприятия на примере ООО «Базис». Предмет исследования – налоговая система Российской Федерации.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
- раскрыть сущность понятий «налоги» и «сборы»;
- рассмотреть особенности налогов Российской Федерации на примере конкретного предприятия.
При работе были использованы Налоговый кодекс Российской Федерации, учебные пособия, статьи в газетах и журналах, материалы сети Интернет.
1. Налоги и сборы в организации
Налоги и сборы, уплачиваемые организацией в качестве налогоплательщика, составляют ее налоговую нагрузку.
Исторически налоги (в зависимости от способа обложения) подразделялись на прямые и косвенные. В состав косвенных налогов включаются налоги на потребление - таможенная пошлина (ввозная, вывозная), налог с оборота, налог с продаж, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы. Прямые налоги - налоги на доходы, прибыль, имущество.
В Российской Федерации количественный состав налогов, уплачиваемых коммерческой организацией в качестве налогоплательщика, также включает косвенные (акцизы, НДС) и прямые (налог на прибыль, налог на имущество организаций, транспортный налог, единый социальный налог (ЕСН), налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), водный налог, земельный налог, сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, государственная пошлина) налоги.
Кроме того, на организацию-налогоплательщика законодательством возложена обязанность налогового агента - исчислять, удерживать и перечислять в бюджетную систему налог у источника доходов, в частности налог на доходы физических лиц (НДФЛ). Наиболее значимым из этих доходов является облагаемый по ставке 13% доход наемного работника (в форме заработной платы).
Организация всегда выступает в качестве налогового агента, однако в зависимости от отраслевой принадлежности, вида экономической деятельности уплачивает свои налоги в расширенном или суженном составе. Так, кроме единого социального налога и налога на прибыль (при наличии самой прибыли), налога на добавленную стоимость, налога на имущество, транспортного и земельного налогов недропользователи уплачивают налог на добычу полезных ископаемых, гидроэнергетики и лесосплавщики - водный налог, производители подакцизных товаров – акцизы. Затраты организации по уплате всех налогов, за исключением налога на добавленную стоимость, включаются в расходы, связанные с производством и (или) реализацией. Последние подразделяются на материальные расходы; расходы на оплату труда; суммы начисленной амортизации; прочие расходы.
К расходам на оплату труда относятся суммы платежей (взносов) работодателей по договорам обязательного страхования (единый социальный налог), а также суммы взносов, уплачиваемые работодателями в соответствии с Федеральным законом "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". Все остальные платежи по налогам и сборам, таможенные пошлины включаются в прочие расходы, а суммы акциза, исчисленные налогоплательщиком при реализации подакцизных товаров и предъявленные покупателю, - в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль.
Состав себестоимости, выручки от реализации товаров (работ, услуг), а также цены покупателя наглядно представлен в схеме 1.
О налоге на добавленную стоимость следует сказать особо. Этот налог взимается на каждой стадии движения сырья вплоть до получения продукта, готового к потреблению в качестве инвестиционного товара и (или) товара потребительского назначения. При этом конечный доход государства по налогу на добавленную стоимость не зависит от числа промежуточных участников в сфере производства и реализации товаров.
При реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость, исчисляемую по каждому виду этих товаров (работ, услуг). Одновременно покупателю выставляются соответствующие счета-фактуры, которые служат основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом сумм налога на добавленную стоимость к вычету или возмещению. Вычетам подлежат только суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) либо фактически уплаченные им при ввозе (импорте) товаров на таможенную территорию Российской Федерации после принятия на учет указанных товаров.
Сумма налога на добавленную стоимость, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода (квартала) как уменьшенная на сумму налоговых вычетов общая сумма налога при реализации товаров (работ, услуг). Если сумма налоговых вычетов в каком-либо налоговом периоде превышает общую сумму налога, разница подлежит возмещению налогоплательщику. Такого рода возмещения характерны для организаций, у которых значительная часть товаров вывозится на экспорт.
Анализ отраслевой (по видам экономической деятельности) структуры затрат на производство продукции (работ, услуг) показывает, что прочие затраты наибольшую долю занимают в сфере добычи полезных ископаемых (таблица 1 приложения 1). И это вполне объяснимо: в составе прочих затрат помимо общеустановленных налогов "сидит" еще и налог на добычу полезных ископаемых. В целом по отрасли отмечается высокая рентабельность реализованных товаров - 30,5%, хотя 31,9% предприятий отрасли (в основном угледобывающие) остаются убыточными и потому не являются плательщиками налога на прибыль
В строительных организациях доля прочих затрат не столь значительна (14,4%), зато затраты на оплату труда (включая налог на доходы физических лиц и единый социальный налог) почти вдвое превышают уровень, сложившийся на предприятиях по добыче полезных ископаемых (соответственно 23,9% и 12,9%). Последнее тоже объяснимо: в строительстве высока доля немеханизированного труда (доля амортизации основных средств составляет всего 2,0%), а в сфере добычи полезных ископаемых, наоборот, высока машиновооруженность труда (доля амортизации основных средств - 7,8%).
В числе налогов, уплачиваемых организацией, следует выделить те, суммы платежей по которым не зависят от объемов производства и реализации продукции (работ, услуг). Это имущественные налоги: налог на имущество организаций, транспортный и земельный налоги. Суммы платежей организации по единому социальному налогу (в качестве налогоплательщика) и налогу на доходы физических лиц (в качестве налогового агента) зависят от количества труда и цены привлеченной рабочей силы, по остальным налогам - от объемов производства и рентабельности проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Таким образом, доля платежей по имущественным налогам в общем объеме налоговых платежей организации уменьшается по мере увеличения объема производства и реализации товаров (работ, услуг).
Исследуя уровень налоговой нагрузки организации в течение последних лет, можно определить степень влияния на него (рост, снижение) той или иной группы налогов (имущественных, трудовых, ресурсных).
Общепринятой является следующая формула расчета уровня налоговой нагрузки организации как налогоплательщика (Унн):
Унн = ΣН / В x 100%, (1)
где ΣН - сумма начисленных (и уплаченных) налогов за календарный год;
В - выручка (нетто) от производства и реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщика.
Если к сумме начисленных (и уплаченных) налогов налогоплательщика добавить сумму налога, взимаемую им в качестве налогового агента, то получим консолидированную налоговую нагрузку организации. Этот показатель в абсолютном выражении характеризует объем налогоотдачи данной организации в бюджетную систему: федеральный, региональный и местный бюджеты, Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды обязательного медицинского страхования.
Уровень консолидированной налоговой нагрузки (Укнн) можно рассчитать по формуле:
Укнн = (ΣН + НДФЛ13) / В x 100%, (2)
где НДФЛ13 - сумма налога на доходы физических лиц, взимаемая организацией в качестве налогового агента по ставке 13% от заработной платы работников.
Однако более подходящим показателем для целей анализа степени сбалансированности интересов государства и бизнеса является удельный вес начисленных (и уплаченных) налогов в добавленной стоимости (Укнн/дс):
Укнн/дс = (ΣН + НДФЛ13) / (В – Мз) x 100%, (3)
где Мз - материальные затраты; (В - Мз) - добавленная стоимость.
Предложенный показатель дает представление о том, какую часть добавленной стоимости, созданной трудом и капиталом в данной организации, государство изымает посредством налогового механизма в бюджетную систему страны, а какую оставляет организации (в форме амортизации и чистой прибыли) и - наемным работникам (в форме вознаграждения за труд). В случае если налоговая нагрузка организации окажется ниже среднего уровня по данному виду экономической деятельности, эта организация становится объектом пристального внимания налоговых органов.
Расчеты, выполненные с использованием данных о структуре затрат и рентабельности по укрупненным видам экономической деятельности, показывают, что уровень консолидированной нагрузки налогоплательщиков (Укнн) превышает рекомендуемый Федеральной налоговой службой России уровень налоговой нагрузки (Унн): в отраслях обрабатывающей промышленности на 3,3 процентных пункта (или на одну треть), в строительстве - на 5,5 (или более чем на одну треть), а в оптовой и розничной торговле, в сфере ремонтных услуг - на 2,8 процентных пункта (более чем на 70%) (таблица 2 приложения 2).