Файл: Подготовка к экзаменационному эссе в 9 классе Повторение и обобщение изученного Экзаменационная работа.pptx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Подготовка к экзаменационному эссе в 9 классе

Повторение и обобщение изученного

Экзаменационная работа:

Эссе-аргументация

Эссе – аргументация - это творческая работа, написанная на спорную тему.

Структура эссе-аргументации логически выстраивается традиционно как вступление, основная часть и заключение.

Структура эссе:

Возможно использовать клишированные обороты:

Виды вступления:

Виды вступлений:

Виды вступлений:

Виды вступлений:

Виды вступлений:

Виды вступлений:

Аргументация (лат. argumentatio - доказательство) - приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Как ученику сформулировать свою позицию?

Виды заключений:

Виды заключений:

Виды заключений:

Виды заключений:

Виды заключений:

Виды заключений:

Виды заключений:

ТЕМА: ИНТЕРНЕТ. ВСЕМИРНАЯ СВЯЗЬ В XXI ВЕКЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ.

Тема здоровья. Любимое лакомство: польза и вред? Прочитайте тексты и выполните задание.

Удачи на экзамене!

Подготовка к экзаменационному эссе в 9 классе

Повторение и обобщение изученного

Экзаменационная работа:

  • Экзаменационная работа предполагает работу с 2 текстами, на основе текстов учащиеся выполняют письменную работу – эссе-аргументация 170-200 слов.
  • Максимальный балл – 20 баллов.
  • Пользоваться словарями запрещается.

Эссе-аргументация

Эссе – аргументация - это творческая работа, написанная на спорную тему.

  • Она защищает тезис, относительно которого возможно привести доводы « за» и «против».
  • Цель эссе-аргументации - убедить читателя в определённой, своей точке зрения, при этом оговаривая противоположную позицию и четко формулируя, почему предпочтительна своя, а не иная позиция.
  • Аргументы - это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения - все, что может подтвердить тезис.

Структура эссе-аргументации логически выстраивается традиционно как вступление, основная часть и заключение.

  • 1. Вступление. Может состоять из 3-4 предложений. Первое предложение - магнит - предложение, привлекающее внимание читателей. Во втором предложении автор эссе поясняет спорность темы, говорит о том, что борются 2 мнения, существует 2 точки зрения, поясняет кратко эти точки зрения. В третьем предложении автор эссе высказывает главную идею эссе, тезис -утверждение и может заявить общую структуру эссе, т.е., то, о чем будет говорить в эссе.

Структура эссе:

  • В основной части автор эссе приводит аргументы и контраргументы.
  • Аргументы в основной части могут быть представлены в трех комбинациях:
  • 1) сначала приводятся поддерживающие аргументы, затем опровергающие;
  • 2) наоборот, сначала приводятся контраргументы, потом поддерживающие;
  • 3) сначала приводятся поддерживающие аргументы, затем опровергающие;
  • и наконец, собственный поддерживающий сильный аргумент, доказывающий несостоятельность контраргументов, возможно подкрепляемый цитатой.

Тезис

Некоторые люди считают, что посмотреть экранизацию книги достаточно, чтобы быть знакомым с классическим, например, произведением.

Логический мостик

Разве с этим утверждением можно согласиться?

Собственно

Книгу можно перечитать в трудные минуты

аргумент

жизни, чтобы обрести душевную силу, потому что хорошая книга - это слиток драгоценных слов. Фронтовики Великой Отечественной войны рассказывали, что солдаты меняли хлеб на вырезки из фронтовой газеты, где публиковались главы из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Теркин», потому что ободряющее поэтическое слово порой важнее пищи.

Микровывод

Кино не может сравниться с книгой по силе воздействия на человека.


В заключении акцентируется внимание на основной идее эссе, повторяется тезис-утверждение в другой формулировке.

 



Введение в тему.

Сформулируй проблему спорного вопроса. Актуальность вопроса

Точка зрения автора эссе.

Сформулируй свое личное мнение.

 

Аргументация

Сформулировать позицию «За»

аргумент №1 в защиту своего мнения

аргумент №2в защиту своего мнения

Противоположное

мнение.

Сформулируй противоположную точку зрения.

Контраргументы №1

Контраргументы №2

Заключение.

Пути решения Вопрос открыт



Введение в тему.

Сформулируй проблему спорного вопроса. Актуальность вопроса

Точка зрения автора эссе.

Сформулируй свое личное мнение.

Возможно использовать клишированные обороты:

  • - Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
  • - Выбор данной темы продиктован следующими соображениями...
  • - Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание...
  • - Я согласен с данным мнением...
  • - Я не разделяю подобную точку зрения...
  • - Нельзя не согласиться с мнением ...
  • - Поражает глубина мысли великого...
  • - Удивляет нестандартный подход к проблеме...
  • - Эта фраза заставляет задуматься над...
  • - Для меня эта фраза является ключом к пониманию...
  • - Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что...
  • - Эта емкая фраза заставляет переосмыслить...
  • - Задумываясь над этой фразой, приходишь к мнению...
  • - Я не могу присоединиться к этому утверждению...

Виды вступления:

  • 1. Вопросно-ответное единство.
  • Нужна ли школьная форма современной школе? Разные ответы на этот вопрос имеют люди, связанных со школой сегодня: ученики, родители, учителя. Можно ли прийти к общему мнению представителям разных поколений и социальных групп? Мне кажется, нужно придерживаться в этом вопросе одной четкой точке зрения: форма необходима. Но рассмотрим сначала разные позиции этой дилеммы.

Виды вступлений:

  • 2. Цепочка вопросительных предложений.
  • Что такое воспитание? Из какого строгого или лояльного воспитательного воздействия вырастает самостоятельный и ответственный человек? Такие вопросы возникают не только у родителей и учителей.

Виды вступлений:

  • 3. Риторический вопрос. Предложение, вопросительное по форме и утвердительное по содержанию.

Виды вступлений:

  • 4. Цитата.
  • «В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни». Так говорил писатель Ю. Бондарев.
  • 5. Связь с современностью.

Виды вступлений:

  • 6. Личные впечатления, чувства и жизненный опыт, связанные с темой, основной мыслью и центральными понятиями эссе.

Виды вступлений:

  • 7. Историческая характеристика эпохи, анализ нравственных и культурных особенностей.
Тезис - это главная мысль введения, которая помещается в одно (максимум два) предложения, выражает ваше личное мнение, и пишется в самом конце вводной части. Именно к тезису мы подбираем аргументы.

Аргументация (лат. argumentatio - доказательство) - приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой - либо мысли перед слушателями (читателями) или собеседником.

Как ученику сформулировать свою позицию?

  • Учащимся предложено согласиться или не согласиться с позицией авторов текстов.
  • Нужно учитывать, что в большинстве своем авторы предлагаемых на экзамене текстов высказывают довольно очевидные и практически бесспорные истины: бездомные животные нуждаются в помощи людей; традиции народа необходимо сохранять, чтобы не утратить национальную идентификацию; подростковый возраст одновременно и сложен и прекрасен; социальные сети необходимы при разумном использовании и др. Ведь трудно не согласиться с такими утверждениями, правда? Составители экзаменационных заданий выбирают тексты, авторы которых придерживаются общечеловеческих истин и ценностей.
  • Формулы для согласия с автором:
  • Я согласен с автором.
  • Я склонен согласиться с автором в этом вопросе.
  • Я полностью разделяю позицию автора.
  • Трудно не согласиться с автором в этом вопросе.
  • Невозможно не согласиться с автором по этому поводу.
  • Моя позиция совпадает с позицией автора.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ АРГУМЕНТАЦИИ

Подмена тезиса

смена одного тезиса другим, сходным, но не равным по смыслу.

Сужение тезиса

переход на частности, подтверждение тезиса не доказательством, а одним из его следствий

Расширение

обобщающий тезис и доказывающий то, из чего он сам

тезиса

следует

Необоснованность

противоречивость аргумента, невозможность определить

(ложность)

его истинность, парадоксальность его следствий (в

аргумента

сочетании с другими аргументами)

«Порочный круг»

попытка обосновать тезис опирающимися на него аргументами и, либо вообще, не приводящая ни к какому выводу, либо поражающая своей нелогичностью

«Мнимое

при видимом наличии логической связи, обеспечиваемой

доказательство»

словами типа «таким образом», никак не проясняющее, каким именно

Обобщение

превращение условных или частных аргументов во

аргументации

всеобъемлющий факт («На заводе украли отвертку. Весь завод ворует»)

Нарушение

выведение основания из его следствия, поспешное

логики

обобщение, без учета всех, без исключения, альтернатив, признание аналогии за доказательство

Ошибки,

уловки применяются при отсутствии аргументов и

допускаемые

уверенности в собственной правоте

умышленно

 

Виды заключений:

  • 1. Обобщение мыслей.
  • Как бы нам не хотелось отстоять свою точку зрения в споре: и противникам школьной формы, и нам, приверженцам школьной формы, но общество, к счастью, давно определилось в этом вопросе: форма нужна. Форма нужна, чтобы чувствовать причастность к своей школе, форма воспитывает вкус и привычку к деловому стилю одежды, форма нивелирует социальное неравенство. В конце концов, форма - это часть человеческой культуры, знакомство с которой не навредит школьникам.

Виды заключений:

  • 2. Личное отношение к решаемой в тексте проблеме.
  • Рассуждения противников и защитников школьной формы никого не оставит равнодушным. Это и понятно: школьная форма, как и школьная жизнь - это то, что присутствует в жизни каждогочеловека. Но я повторюсь: я вместе с теми, кто считает школьную форму необходимой. Школьная форма - это важная сторона моей школьной жизни, мы с мамой всегда скрупулезно подходим к выбору формы для меня, и я с любовью её потом ношу целый год.

Виды заключений:

  • 3. Концовка-афоризм.
  • Снова и снова убеждаюсь в том, в споре рождается истина. Вот и противников школьной формы, казалось бы, аргументы веские, а мои контраргументы еще более весомые. Но истина одна: не одежда красит, а добрые дела.
  • 4. Риторический вопрос.
  • Сколько еще наш народ будет терпеть вопиющую несправедливость? Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Виды заключений:

  • 5. Концовка-ответ.
  • И все-таки для чего же школьная форма нужна? Школьная форма - отличительный знак школы, атрибут причастности к ее истории и традициям. Школьная форма - это воспитание в нас дисциплины и привычки к деловому стилю одежды. Школьная форма - это своеобразный знак социальной справедливости в области обучения молодежи. Я за школьную форму

Виды заключений:

  • 6. Призыв к активным действиям.
  • Давайте начнем помогать бездомным животным уже сегодня.
  • Или
  • Итак, перед тем как включить телефон, компьютер и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок, ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть - творцом своей настоящей или виртуальной жизни?

Виды заключений:

  • 7. Использование цитаты.
  • Писатель Ю. Бондарев писал: «В юности узнать о жизни из книг можно гораздо больше, чем из самой жизни. Это чуткая пора, когда оформляется и расправляет крылья сознание, когда мысль ищет ответа на извечные гамлетовские вопросы, так где же, как не в литературе, искать в эту пору молодому человеку ответа, как жить ему в обществе, как обрести счастье, как научиться любить». Поэтому-то чтение книг гораздо предпочтительнее кино, в большей степени развлекающее нас и дающее пищи для размышления

Виды заключений:

  • 8. Яркий пример, обобщающий рассуждение.
  • Когда я писала это эссе, в памяти почему-то вертелись вопросы: а почему спортсмены выходят на площадку в единой форме? А почему военные гордятся и берегут честь мундира? А почему космонавты отправляются на орбиту в своей космической униформе? А почему ветераны Великой Отечественной войны на мирных снимках 70-х- 80-хгодов 20-того столетия на праздник Победы в форме солдат- победителей? А почему артист выходит на сцену в костюме? Ответ очевиден: костюм, форма очень важны в жизни человека, они выражают наше стремление к единению и совершенству.

ТЕМА: ИНТЕРНЕТ. ВСЕМИРНАЯ СВЯЗЬ В XXI ВЕКЕ. СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ.

  • Язык эмодзи: хорошо это или плохо? Прочитайте тексты и выполните задание.
  • Текст А (отрывок из статьи)
  • Универсальность эмодзи — феномен гораздо более сложный, чем кажется. На первый взгляд, все эти желтые смайлики, кактусы, дельфинчики и еще две с половиной тысячи пиктограмм кажутся нелепыми. Но это — элементы языка. Со своими правилами, значениями и даже неосознаваемыми табу.
  • Картинки могут заменять слова, целые фразы или даже абзацы, которые потребовались бы для описания всей гаммы эмоций автора. Эмодзи могут и полностью заменять высказывание, а заодно и привычные нам формы невербального общения — жесты, мимику: роняющий слезу смайл, сдвинутые бровки, умоляюще сложенные ладошки значат: «Я опять сильно опаздываю, прости меня».

Эмодзи - образ, в котором может быть заключена целая вселенная смыслов. Например, в одной из шуточных викторин «Угадай книгу по эмодзи» комбинация эмодзи — бабушка в очках, большой нож, посиневший от ужаса, зашедшийся в крике персонаж — легко считывается в пользу «Преступления и наказания» Достоевского.

Новые смыслы рождаются и самими пользователями в переписке. Например, изображение кактуса можно объяснить