Файл: Изменение территориальной структуры экономики России.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


По экономико-географическому положению Россия занимает центральное место. Особенно выгодным и уникальным является расположение крупных городов – на пересечении важнейших коммуникаций. Это создает благоприятные условия для социально-экономического развития.
2.2.Административно-территориальное устройство России
Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.

Особенность территориально-государственного устройства России состоит в том, что девять автономных округов входят в более крупные территориальные единицы, но в соответствии с Конституцией РФ и автономные округа, и области являются равными субъектами Федерации.

В 2000 году административно-территориальное устройство России включало:

1) 21 республику;

2) 6 краев;

3) 49 областей;

4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);

5) 1 автономная область (Еврейская);

6) 10 автономных округов;

7) 1867 районов;

8) 1091 городов;

9) 329 городских районов;

10) 1922 поселков городского типа;

11) 24444 сельских администраций.

Большая часть республик расположена в европейской части страны (16 из 21), остальные пять – в азиатской части. Два края находятся в европейской части (Краснодарский и Ставропольский), четыре – в азиатской части. Все десять автономных округов расположены в районах Крайнего Севера, два из них – в европейской части. Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.

В мае 2000 г. в России образовано семь федеральных округов. Во главе каждого из них стоит полномочный представитель Президента РФ. Эти округа не затрагивают административно-территориального деления страны, а служат целям укрепления государственной власти. Центрами Федеральных округов являются общепризнанные региональные столицы:

1) Центральный округ – Москва;

2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;

3) Приволжский округ – Нижний Новгород;

4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;

5) Уральский округ – Екатеринбург;

6) Сибирский округ – Новосибирск;

7) Дальневосточный округ – Хабаровск.

3. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе


3.1 Урбанизация - средство организации территории
В XX веке в России свершилась урбанистическая революция. На рубеже ХХ и ХХI столетий доля городского населения составила 73% (в мире около 50%). За столетие в 2,2 раза увеличилось число городов. Однако главное заключается в развитии и умножении числа больших городов. В 1897 г. на территории нынешней РФ имелось всего лишь 7 больших городов (ни одного на Урале и за Уралом). Сейчас – 163 больших города (на 1.1.2001), в которых сосредоточено 2/5 населения страны. Это важный качественный сдвиг, так как переход города в категорию больших сопряжен с приобретением им новых свойств во всех его подсистемах – экономической базе, населении, планировочной организации. Тем самым осуществилось принципиальное изменение социально-экономической ткани страны, территориального распределения населения. В 1897 г. в губернском центре (кроме столичных) обычно сосредоточивалось 2–3% населения губернии. Сейчас в республиканском, краевом и областном центре в среднем 20–40% населения субъекта Федерации.

Рост больших городов – общемировая тенденция. Они росли вопреки прогнозам, которые делались в начале XX в. (знаменитый фантаст Герберт Уэллс говорил о грядущем “распылении” больших городов), вопреки усилиям властей сдержать их рост разными средствами. Большие города, преодолев кризис, поразивший их в развитых странах в середине века, к концу столетия продемонстрировали мощь и торжество урбанизации. Автор замечательной книги “Гений места” Петр Вайль выразился так: “Современная Европа все более и более состоит не из стран, а из городов”.

Большие города быстрее выходят из кризиса. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. В связи с нашей темой подчеркнем, что большие города – не просто лидеры социально-экономического развития, двигатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни. Это и фокусы территориального развития. П. Хаггет писал: “В городах сосредоточивается все большая доля населения земного шара, в связи с чем территориальная организация все более центрируется вокруг городов”.

Большие города обросли плеядами спутников, породив агломерации ‑ созвездия городов, которые стали ключевой формой современного расселения. Около 30% общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составили ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Наукограды – новый тип городов, какого не знал XIX в., – это преимущественно города-спутники. Критики недавнего прошлого, когда пишут о том, что напрасно создавалось большое количество новых городов, в то время как надо было развивать старые, забывают, что крупные центры старой России (кроме Петербурга) не имели в своем непосредственном окружении городов. Следовательно, создание новых городов-спутников было необходимостью, ибо обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения.



В виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых был усилен городами-спутниками, были созданы активные точки роста. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники, осуществлено освоение космоса, создана ядерная энергетика, лазеры, реактивная авиация и т.д.
3.2 Значение и результаты магистрализации транспорта
Россия вследствие своих огромных просторов и расстояний была зачинателем борьбы за покорение пространства. В нашем отечестве были созданы первые многомоторные самолеты “Святогор” и “Илья Муромец”: предшественники “Антеев” и “Русланов”, первый ледокол “Ермак”, первый атомоход “Ленин”, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, первый пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104. В России была построена самая протяженная в мире железная дорога – Транссиб. Своего рода экономический диаметр России – магистраль от Смоленска до Владивостока – имеет протяженность 9721 км. В нашей стране высока доля электрифицированных линий. Если доля России в общей сети железных дорог мира составляет 9%, то в протяженности электрифицированных линий – 16%. А в среднем грузонапряженность электрифицированных линий в три раза выше, чем линий на тепловозной тяге. Магистрализация была одним из устоев Плана ГОЭЛРО.

Магистрализация (повышение скорости движения и провозоспособности) и агломерирование (повышение доли экономичных коротких связей) обеспечили экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем “выбраковывания” территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста возникли не только в “привилегированных” районах, но повсеместно, ибо во всех регионах живут люди и все они должны жить достойно, а не быть в роли наблюдателей, ждущих, когда до их региона дойдет очередь развития.

Опорный каркас, который образован совокупностью ведущих центров и соединяющих их магистралей, – это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития: к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и “вширь” и “вглубь”. Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления. Заметим, что экономическое сжатие пространства происходило достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса.


Важным результатом в формировании территориальной структуры явилось создание опорных районовтопливно-энергетических баз, баз научно-технического прогресса (самая значительная база НТР – Московский столичный регион), крупных ресурсных баз; большинство последних вследствие географических особенностей России расположено на Севере.

В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия экономико-географическими предпосылками развития – точками роста, осями развития и базами подъема. Однако к моменту распада СССР не было завершено формирование территориальной структуры. Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль – Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Дальше простирался “забайкальский разрыв” ‑ между Читой и Благовещенском на расстоянии 1900 км (почти столько же, сколько между Москвой и Владикавказом) нет ни одного большого города. Затормозилось развитие зоны БАМ.

Изменилось геополитическое положение страны, она “посеверела”, оказалась сильнее (по сравнению с Советским Союзом) сдвинутой северо‑востоку Евразии, затруднился доступ к портам бывших прибалтийских республик и Украины, участки некоторых российских важных магистралей оказались на территории сопредельных государств. Москва стала ближе к западной государственной границе, барьер новых государств отодвинул Россию от Западной Европы. Недостатки административных границ рсфср не замечались, больших трудностей они не создавали. Став государственными границами суверенной РФ, они проявили свои недостатки очень заметно. За рубежом остались 25 миллионов соотечественников, в том числе в Крыму и Северном Казахстане, где они составляли большинство населения.

Территориальная структура дала трещины, местами деформировалась. Утратила во многом значение меридиональная полоса концентрации населения и хозяйства Центр – Юг. Ее осями служили три железнодорожных магистрали: Москва – Крым, Москва – Донбасс, Москва – Северный Кавказ (через Воронеж). И.М. Маергойз считал эту полосу, служившую, в частности, проводником территориально-хозяйственной интеграции России и Украины, “становым хребтом” Европейской части СССР. Непомерный рост транспортных тарифов разорвал РФ, Дальний Восток стал еще более дальним.


И тем не менее в 90-е годы формирование территориальной структуры не прекратилось. Продолжалось освоение новых нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири, завершалось строительство БАМ, на Обском Севере строились меридиональные железные дороги – к Ямбургу и на Ямале, где они вышли на берега Ледовитого океана. Строится железная дорога на Якутск (уже сооружена половина).

Планомерно продолжалось укрепление Срединного региона ‑ Урало‑Поволжья. Срединный пояс страны Ямал – Урал – Волга становится ее индустриальным стержнем (55 – 60% производства и экспорта), а столицы и ряд портов – окнами в мир и фокусами рыночной инфраструктуры.

Стоит вспомнить дальновидное высказывание В.П. Семенова-Тян-Шанского, содержащееся в статье “О территориальном могуществе применительно к России”: “Следует выделить пространство между Волгой и Енисеем от Ледовитого океана до самых южных границ государства, особую культурно-экономическую единицу в виде Русской Евразии, не считать ее никоим образом за окраину, а говорить о ней, как о коренной и равноправной во всей русской земле, как мы привыкли говорить о Европейской России. Оказывается, что такая часть Российской империи вполне может быть географически построена при желании по тому же культурно‑экономическому типу, к которому мы исторически привыкли в Европейской России, может, следовательно, стать настолько же прочной... страной, как и Европейская Россия”.

Урало-Поволжье выступило и выступает, продолжая набирать темпы роста, как главная контактная зона, скрепляющая западную и восточную части РФ. Характерно, что развитие этого региона шло непрерывно и в то время, когда многие районы Европейской части СССР подверглись оккупации. Урало-Поволжье на каждом этапе социально-экономического развития страны делало рывок. До войны – на основе размещения в крупнейших волжских центрах заводов-дублеров Москвы и Ленинграда (авиационных, станкостроительных, подшипников и др.) и создания на Урале металлургической и машиностроительной базы, освоения месторождений “Второго Баку”. После войны – в результате сооружения ГЭС Волго‑Камского каскада, использования созданной при этом мощной базы стройиндустрии для сооружения промышленных комплексов Тольятти, Набережных Челнов, Нижнекамска, Балакова, Волжского. Срединный регион стал ведущим в стране по автомобилестроению. Здесь получила развитие половина атомных городов. Выдающуюся роль Урало-Поволжья подтверждают показатели урбанизации: здесь половина российских городов‑миллионеров и самая высокая доля населения, сосредоточенная в крупнейших (свыше 500 тыс. жителей) городах.