Файл: Практическая работа 1 Часть 1 Тема Особенности содержания обновленных фгос ооо, фгос соо.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1

Часть 1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Сравните, что изменилось во ФГОС ООО 2021 по сравнению с ФГОС ООО 2010 и сравните, что изменилось в обновленном варианте ФГОС СОО в 2022 году по отношению к ФГОС СОО 2012. По каждой паре документов выберите самостоятельно не менее 3 критериев для сравнения. В первом столбце укажите критерии, во втором, что было в стандарте второго поколения, в третьем столбце – какие изменения предусмотрены в обновленном стандарте. Для работы используйте учебные материалы. Скопируйте текст ниже в текстовый файл, заполните сведения об авторе и две таблицы. Файл сохраните с именем «Моя фамилия» и прикрепите в качестве отчета о выполнении работы.
Практическая работа № 1. Часть 1

Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО»
Автор работы: _Татаринова Лариса Александровна, учитель физики _________

(ФИО, преподаваемый предмет)


Критерий сравнения

ФГОС ООО 2010

ФГОС ООО 2021

  1. Требования к условиям реализации программ обучения

Срок получения ООО – 5лет

Не установлено сокращение

Общие, размытые формулировки
Не уделено внимание дистанционному обучению.
Нет требований к способам, с помощью которых надо обеспечивать вариативность программ.

В качестве предметных результатов по предметам нет элементов финансовой грамотности


Учебные предметы «Родной язык», «Родная литература» (предметная область «Родной язык и родная литература») обязательные.

Предметная область «Математика и информатика» включала предметы «Математика», «Алгебра», «Геометрия», «Информатика»

В предметную область «Общественно-научные предметы» входили: «История России», «Всеобщая история», «Обществознание», «География»
Единый уровень требований по предметам

Количество учебных занятий за 5 лет – не менее 5267 часов и не 6020 часов
Не уделено внимание дистанционному обучению


Предметные требования для обучающихся с ОВЗ прописывались по каждому предмету дополнительным блоком

Срок получения ООО – не более 5лет

Может быть сокращен для обучающихся по индивидуальным учебным планам



  1. Отказ от размытых формулировок.

А) Например, в метапредметные результаты

в УУ познавательных действиях выделяются: 1. Базовые логические действия. 2. Базовые исследовательские действия. 3. Работа с информацией;

в УУ коммуникативных действиях выделяются блоки «Общение» и «Совместная деятельность»;

в УУ регулятивных действиях выделяются блоки «Самоорганизация» и «Самоконтроль» (п. 43 ФГОС).

Б) Личностные результаты достигаются через направления воспитания (п. 42 ФГОС).

В) подробно указан перечень предметных результатов, тех навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи, по иностранному языку)
Элементы финансовой грамотности включены в предметные требования по «Математике», «Обществознанию» и «Географии»
Учебный предмет «Родной язык и (или) государственный язык республики Российской Федерации» (предметная область «Родной язык и родная литература»)в ОО с русским языком обучения изучается при наличии возможностей организации и по заявлению обучающихся, родителей несовершеннолетних обучающихся.

Предметная область «Математика и информатика» включает предметы «Математика» и «Информатика»

Учебный предмет «Математика» включает учебные курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»
В предметную область «Общественно-научные предметы» входят: «История», «Обществознание», «География».

«История России» и «Всеобщая история» изучаются как курсы в рамках учебного предмета «История»
Определен базовый и углубленный уровни освоения предметов: математика, информатика, физика, химия, биология
Общий объем аудиторной нагрузки за5 лет – не менее 5058 академических часов и не более 5549 часов
В качестве общесистемных требований к реализации программы основного общего образования рассмотрены вопросы организации дистанционного образования
Предметные требования едины для всех обучающихся (п.29 + отсутствие дополнительных блоков в предметных результатах).

Особенности получения образования лиц с ОВЗ установлены следующие:

  1. Возможность увеличения срока обучения до 6 лет.

  2. Внеурочная деятельность детей с ОВЗ дополняется коррекционными учебными курсами.

  3. Для всех обучающихся с ОВЗ при реализации АПООО исключается учебный предмет «Физическая культура» и включается учебный предмет «Адаптивная физическая культура», предметные результаты по которому устанавливаются Организацией самостоятельно (п. 31.1.)

  4. Для глухих и слабослышащих из обязательного перечня предметов исключается «Музыка»

  5. Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи добавляется «Развитие речи»

Для глухих и слабослышащих, обучающихся с тяжелыми нарушениями речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата изменяются сроки и продолжительность изучения иностранного языка.

Требования к структуре основной образовательной программы

Основная образовательная программа основного общего образования (термин) включает:

  1. Пояснительная записка

  2. Планируемые результаты освоения основной образовательной программы ООО

  3. Система оценки достижения планируемых результатов

  4. программа формирования УУД

  5. Программы отдельных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности

  6. Рабочая программа воспитания

  7. Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

  8. Программа коррекционной работы

  9. Учебный план

  10. План внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы.

  11. Система условий реализации основной образовательной программы

Программа основного общего образования (термин) включает:

  1. Пояснительная записка

  2. планируемые результаты освоения обучающимися программы ООО

  3. Система оценки достижения планируемых результатов

  4. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов (в том числе внеурочной деятельности), учебных модулей.

  5. программа формирования УУД

  6. рабочую программу воспитания

  7. Программа коррекционной работы (при наличии обучающихся с ОВЗ)

  8. учебный план

  9. план внеурочной деятельности, календарный учебный график, календарный план воспитательной работы (с перечнем событий и мероприятий воспитательной направленности)

  10. характеристика условий реализации программы НОО в соответствие с требованиями ФГОС.


Таким образом, исключена Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Требования к результатам обучения

Педагоги распределяли предметные образовательные результаты по годам обучения самостоятельно
Требования к личностным и метапредметным образовательным результатам были просто перечислены

Личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно.

Требования к образовательным результатам разбили по годам обучения


Конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам и они описаны по группам.

Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

• гражданско-патриотическое;

• духовно-нравственное;

• эстетическое;

• физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;

• трудовое;

• экологическое;

• ценность научного познания.

Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;

• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;

• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.
Каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях.



Критерий сравнения

ФГОС СОО 2012

ФГОС СОО 2022

  1. Планируемые результаты

В старой редакции ФГОС СОО требуют применять системно- деятельностный подход

Это не свод требований к знаниям, умениям и навыкам по каждому предмету, это конвенциональная норма, т.е. некий общественный договор между семьёй, школой и государством о взаимных правах и обязанностях, связанных с образованием ребёнка.

Основные направления:

– опора на результаты выявления запросов личности, семьи, общества и государства к результатам общего образования.

- ФГОС является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности.

- ФГОС ориентирует образование на достижение нового качества, адекватного современным (и даже прогнозируемым) запросам личности, общества и государства.

В новой редакции ФГОС СОО, как и прежде, требуют применять системно- деятельностный подход. Однако подробнее описывают результаты освоения ООП СОО – личностные, метапредметные, предметные. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания. А заместителю директора – контролировать качество обучения.


  1. Личностные результаты

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего общего образования:

Личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, экологическую культуру, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской гражданской идентичности в поликультурном социуме;

Личностные результаты сгруппировали по направлениям воспитания:
• гражданское;
• патриотическое;
• духовно-нравственное;
• эстетическое;
• физическое;
• трудовое;
• экологическое;
• ценность научного познания.
На первое место в перечне личностных результатов поставили гражданскую идентичность и патриотизм. Школа должна формировать уважение к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, старшему поколению и труду, закону и правопорядку. Также необходимо воспитывать ценностное отношение к государственным символам, памятникам, традициям народов России и достижениям России в науке, искусстве и спорте. На уровне СОО школьников необходимо вовлекать в волонтерскую деятельность и школьное самоуправление.


  1. Метапредметные результаты

Метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;

Метапредметные результаты конкретизировали по видам УУД и сгруппировали по трем направлениям:
• овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
• овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
• овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
Для каждого УУД выделили критерии сформированности. Например, один из критериев, по которому будут оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика делать осознанный выбор, аргументировать его и брать ответственность за решение. А еще включили УУД «Эмоциональный интеллект». Теперь старшеклассников будут учить понимать свое эмоциональное состояние, выстраивать отношения с другими людьми и разрешать конфликты.


  1. Предметные результаты

Предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

В новой редакции ФГОС СОО определили четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закрепили перечень обязательных литературных произведений для изучения.
В учебный предмет «Математика» включили учебный курс «Вероятность и статистика». Отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». В рамках курса истории школьники будут изучать геополитический кризис 2022 года и его влияние на мировую систему. После изучения истории на базовом уровне школьники должны понимать причины и следствия распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий XX – начала XXI века.
Для 10 учебных дисциплин установили требования к предметным результатам для базового и углубленного уровня. Это учебные предметы «Литература», «Иностранный язык», «Математика», «Информатика», «История», «География», «Обществознание», «Физика», «Химия» и «Биология».
В перечень предметов, которые сдают в форме ГИА, включили родной язык и родную литературу. Эти предметы выпускники могут сдавать по выбору.

  1. Предметные области и предметы


Русский язык (базовый и углубленный уровень)

Литература (базовый и углубленный уровень)

Родной язык (базовый и углубленный уровень)

Родная литература (базовый и углубленный уровень)

Иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Второй иностранный язык (базовый и углубленный уровень)

Математика

включая алгебру и начала математического анализа, геометрию

(базовый и углубленный уровень)

Информатика (базовый и углубленный уровень)

История (базовый и углубленный уровень)

География (базовый и углубленный уровень)

Обществознание (базовый уровень)

Экономика (базовый и углубленный уровень)

Право (базовый и углубленный уровень)

Россия в мире (базовый уровень)

Физика (базовый и углубленный уровень)

Химия (базовый и углубленный уровень)

Биология (базовый и углубленный уровень)

Астрономия

Естествознание

Физическая культура (базовый уровень)

Основы безопасности жизнедеятельности (базовый уровень)

Экология (базовый уровень)

В новой редакции ФГОС СОО изменили названия двух предметных областей:
«Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются
«Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Еще изменили перечень учебных дисциплин в старшей школе. Из перечня исключили учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включили еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включили учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменили перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях. Все изменения смотрите в таблице.

В новой редакции ФГОС СОО школы получили право учитывать свои ресурсы и пожелания родителей, чтобы вводить второй иностранный язык, родной язык и литературу. Это позитивное изменение для школ, которые не могут обеспечить качественное изучение этих предметов. Чтобы ввести эти предметы, нужны письменные заявления родителей.


  1. Объем аудиторной нагрузки


Количество часов учебных занятий за 2 года на одного обучающегося – не менее 2170 часов и не более 2590 часов (не более 37 часов в неделю)


Минимум 2170

Максимум 2590

В старшей школе изменили объем учебной нагрузки. На уровне среднего общего образования максимальный объем сократили на 74 часа. Теперь максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника составит 2516 учебных часов.


Минимум 2170

Максимум 2516

  1. Учебный план



Сейчас учебный план профиля включает минимум 11 учебных предметов. При этом, старшеклассники всех профилей изучают восемь обязательных предметов: русский язык, литературу, иностранный язык, математику, историю (или предмет «Россия в мире»), физкультуру, ОБЖ и астрономию.
В учебный план профиля сейчас нужно включать обязательно не менее одного учебного предмета из каждой предметной области, а три или четыре профильных предмета школьники осваивают углубленно.
В учебном плане также должно быть обязательно предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального проекта.

  • П. 18.3.1. ФГОС СОО «В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов)»

  • ПООП СОО: «Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита индивидуального итогового проекта»

В учебном плане на уровне СОО увеличили количество учебных предметов.

Старшеклассники всех профилей обучения будут изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литературу, математику, информатику, иностранный язык, физику, химию, биологию, историю, обществознание, географию, физкультуру и ОБЖ. В учебных планах АООП физическую культуру заменят на адаптивную физическую культуру.

В учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.

  1. Программа коррекционной работы


Программа коррекционной работы каждого ОО (далее – Программа) с обучающимися с особыми образовательными потребностями при получении ими среднего общего образования разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования – это часть ООП СОО в соответствии с ФГОС.

В Программе учтены:

− особенности осуществления коррекционной работы с различными контингентами обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами, осваивающимися содержание среднего общего образования;

Структура программы:

1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами при получении среднего общего образования

2. Перечень и содержание комплексных, индивидуально ориентированных коррекционных мероприятий, включающих использование индивидуальных методов обучения и воспитания; проведение индивидуальных и групповых занятий под руководством специалистов

3. Система комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

4. Механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы учителей, специалистов в области коррекционной и специальной педагогики, специальной психологии, медицинских работников

5. Планируемые результаты работы с обучающимися с особыми образовательными потребностями, в том числе с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

В новой редакции ФГОС СОО уточнили требования к программе коррекционной работы.  Теперь в средней школе будут корректировать недостатки психического и физического развития учеников и помогать в освоении программы. В рамках программы в школе будут осуществлять комплексное индивидуально ориентированное психолого-медикопедагогическое сопровождение всех старшеклассников, которым нужна помощь в освоении ООП. Сопровождение школьников с ОВЗ будут проводить по рекомендациям ПМПК.

Также для школьников с ОВЗ школы создадут специальные условия обучения и воспитания, разработают адаптированное учебно-дидактическое обеспечение. А еще в школах будут следить за уровнем нагрузки школьников с ОВЗ, предоставят услуги ассистента и техническую помощь.
Структуру программы коррекционной работы уточнили и дополнили. Теперь она должна включать:
1. Цели и задачи коррекционной работы с обучающимися при получении среднего общего образования.
2. Перечень и содержание индивидуально ориентированных направлений работы.
3. Систему комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки учеников с ОВЗ, которое включает комплексное обследование, мониторинг динамики развития, успешности освоения ООП СОО.
4. Механизм взаимодействия, который предусматривает общую целевую и единую стратегическую направленность работы с учетом вариативно-деятельностной тактики педагогических работников, специалистов в области коррекционной педагогики, специальной психологии, медицинских работников образовательной организации и институтов общества, реализующийся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности.
5. Планируемые результаты коррекционной работы.