Файл: Развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки.rtf

ВУЗ: Не указан

Категория: Дипломная работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 232

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Министерство образования Ставропольского края


Ставропольский государственный педагогический институт
Факультет искусств
Кафедра общей и дошкольной педагогики
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА


Тема: развитие музыкального вкуса у детей младшего школьного возраста на уроках музыки

студента 5 курса И 5- М группы

очного отделения

Блужиной Юлии Вячеславовны

Содержание

Введение……………………………………….……………………….............3
Глава 1. Теоретические основы организации развития музыкального вкуса у младших школьников

1.1.Теоретический анализ становления музыки в истории

человечества ..................................................................................6

1.2 Взгляды ученых на проблему развития музыкального вкуса....25

1.3. Своеобразие музыкальных стилей и направлений …………29

1.3.1.История возникновения техно – музыки ……........................29

1.3.2. Краткий курс музыки House……………………………..32

1.3.3. История рок – музыки ………………………………..…….36

1.3.4. РЭП музыка ………………………………………...................45

1.3.5. Хип–хоп и брэйк–данс как различные направления музыки.52

1.3.6. Развитие джаза и северо–американская негритянская музыка………………………………………………………...……………………..58

Глава 2. Экспериментальное исследование развития музыкального

вкуса учащихся

2.1.Констатирующий эксперимент и его итоги …………...……….64
2.2.Формирующий эксперимент ……………………..................…..70
2.3.Контрольный эксперимент …………………….….....................87
Заключение……………………………………………….…………….........89
Литература…………………………………………….………………..........92
Приложение…………………………………………………………..............94

Введение
«Музыка – откровение более высокое, чем мудрость и философия.

Музыка должна высекать огонь из души человеческой.

Музыка – народная потребность»
Людвиг Ван Бетховен.

Музыка как вид искусства открывает человеку возможность познаватьмир и в процессе познания развиваться.


Возникновение в нашем сознании естественных, закономерных ассоциаций музыки с самой жизнью, другими жанрами искусства убеждает нас в огромных возможностях музыкального воспитания, которое фактически дает человеку ключ к восприятию, постижению образного мира прекрасного. Обладание таким ключом - это важная предпосылка формирования не только действительно прекрасного во всех отношениях человека, но, что немаловажно, - формирование вкуса.

Учащиеся могут стать подлинными любителями серьезной музыки, но главное – они должны стать культурными слушателями, активно и с интересом воспринимающими настоящую музыку, способными иметь суждение о воспринимаемой ими музыке и определять свое отношение к услышанному.

Если дети слышат высокохудожественную музыку, они накапливают опыт переживания и осознания ценных в художественном отношении интонаций музыки разных эпох и стилей, у них формируются основы музыкального вкуса.

Приобретая определенные знания о музыке, умения и навыки, школьники приобщаются к музыкальному искусству. Нужно добиться того, чтобы в процессе музыкального воспитания получение этих знаний, умений и навыков способствовало формированию их предпочтений, интересов, потребностей, музыкального мышления, воображения, вкусов.

Проблемой становления музыки как искусства занимались О.А.Апраксина, О.П. Радынова, Г.Я. Лешакова, В.С. Уколов, Е.Л. Рыбалкина, Л. Школяр, А.Г. Юсфин и многие другие ученые и педагоги.

Проблемой формирования музыкально вкуса занимались Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и др.

В настоящее время у современных школьников имеется возможность изучать наследие мировой музыкальной культуры, сделать его своим духовным достоянием.

Проблема развития музыкального вкуса школьников привлекает внимание многих исследователей. Несмотря на многочисленные работы в этой области, она все еще продолжает оставаться актуальной.

Проблема заключается в отсутствии музыкальной культуры подрастающего поколения, а значит и музыкального вкуса.

Сейчас люди живут в такое время, когда музыку можно услышать практически везде. Этому способствуют радио, телевидение, а также появление множества легкодоступного музыкального материала (аудио кассеты, диски, видео записи).

Вместе с этой легкодоступностью происходит обесценивание музыки. Она превращается в практически не воспринимаемый шум. Люди просто отвыкают слушать музыку всерьез.



Воспитание детского музыкального вкуса – вопрос сложный и мало изученный.

Наблюдая детей, легко убедиться в том, что одни из них предпочитают петь или танцевать, играть на музыкальных инструментах или слушать музыку. Это говорит о разнообразии детских вкусов, которые необходимо постоянно развивать и совершенствовать.

Ребенок получает с детства самые разные музыкальные впечатления, привыкает к языку народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.

Для того чтобы музыкальное развитие шло наиболее успешно, необходимо использовать в работе с детьми полноценную в художественном отношении музыку - классическую и народную.

Проблема существенно видна, а значит, ей необходимо уделить больше внимания.

Тема нашей дипломной работы: «Развитие музыкального вкуса у младших школьников»

Целью нашего исследования является формирование музыкального вкуса и интереса школьников к высокохудожественной музыке, через знакомство с различной по стилю и направлению музыкой.

Объектом исследования служит организация музыкального воспитания школьников.

Предметом данного исследования служит процесс развития музыкального вкуса школьников.

Анализ отечественной и зарубежной музыковедческой, педагогической литературы по изучению проблемы развития музыкального вкуса позволил выдвинуть следующую гипотезу:

если проблема развития музыкального вкуса у школьников так значима, то необходимо построить так свою деятельность, чтобы суметь заинтересовать их высокохудожественной музыкой, через знакомство с различными стилями и направлениями музыки.

В работе поставлены и решены следующие задачи:

  • изучить работы, научные исследования по данной проблеме ученых-теоретиков, психологов, физиологов, музыкантов-педагогов;

  • путем эксперимента выявить уровень развития музыкального вкуса учащихся 4 классов общеобразовательной школы;

  • провести работу по формированию интереса и вкуса школьников;

  • доказать эффективность выдвинутой нами гипотезы.

В работе использовались основные принципы дидактики:

  • сознательности и активности;

  • доступности;

  • наглядности.

Специфика объекта и предмета исследования определили необходимость использования разнообразных методов:

    1. теоретический анализ педагогической, психологической литературы, связанной с кругом проблем, обозначенных задачами исследования;

    2. тестирование детей с целью диагностики уровня достижения катарсиса;

    3. протоколирование высказываний и пояснений детей;

    4. экспериментальная работа (констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты).


База исследования: ГОУ СОШ № 39 г. Ставрополя, 20 учащихся 4 класса «А», учителя школы.

Теоретическая значимость исследования:

Практическая значимость:

Структура работы: общий объём работы составляет 95 страниц; работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы. Литература насчитывает 41 источник.

Глава 1. Теоретические основы организации

развития музыкального вкуса у младших

школьников


  1. Теоретический анализ становления музыки в истории

человечества
Прежде, чем рассматривать влияние музыки на формирование вкусов человека, мы должны выяснить: что же такое музыка, как она произошла и почему имеет такую силу воздействия на внутренний мир человека?

Историей становления музыки занимались выдающиеся отечественны теоретики О.А. Апраксина, Б.А. Бечак, Л. В. Дмитриева, Н.М. Черноиваненко, Д.Б. Кабалевский, О. П. Радынова и другие теоретики. О том, как возникла музыка, похоже, нередко задумывались и наши далекие предки. В древности было сложено немало легенд о происхождении музыки. Так, например, древние греки считали ее великим даром богов, бога Аполлона - покровителя искусств и особенно музыки. Но изобретение музыки нельзя приписать какому-либо одному, конкретному человеку. Матери. Напевая, укачивали своих детей, воины воодушевляли себя перед битвой и устрашали врагов воинственными песнями-кличами, когда умирал кто-то, его близкие выражали свое горе в песнях-плачах.

Так возникли древнейшие формы музыкального искусства. Они продолжали развиваться и даже сохранились до наших дней, хотя, конечно, в несколько измененном виде и стали богаче и красивее.

В музыке древних людей было много звукоподражания. В своих песнях первобытные люди стремились передать звуки окружающего мира - крики птиц, диких зверей. Постепенно люди научились отбирать из огромного количества звуков наиболее музыкальные, научились осознавать их различие по высоте, их соотношение.

Увы, какова была музыка первых древних «профессиональных» музыкантов, мы можем только догадываться, но воспроизвести ее сегодня не представляется возможным.

А о том, что она действительно была, говорят барельефы на развалинах ассирийских храмов, египетские фрески и другие памятники далеких-далеких времен. На них можно увидеть идущих впереди войска или аккомпанирующих пению, а то услаждающих своей игрой слух властелина музыкантов.


Об огромном значении музыки мы можем найти уже в трудах античных философов. Так, например, одним из важнейших понятий этики Пифагора было учение об эвритмии, под которой понималась способность человека находить верный ритм во всех жизненных проявлениях - не только в пении, танце и игре на музыкальных инструментах, но и в мыслях, поступках, речах. Через нахождение верного ритма, которое позже оформилось в этике в таком широко распространенном понятии, как «такт», античный человек мог войти в ритм жизни своего города, а затем и подключиться к ритму мирового целого - жизни Космоса, основанной на законах Вселенской гармонии. От Пифагора пошла традиция сравнивать общественную жизнь как с музыкальным ладом, так и с оркестром, в котором каждому человеку, подобно инструменту в оркестре, отведена своя роль.

Пифагором, по свидетельству его учеников, были установлены мелодии и ритмы, с помощью которых на души молодых людей можно было оказывать соответствующее влияние. Здесь были мелодии против неумеренных страстей, против уныния и душевных язв, против раздражения, гнева и других душевных недугов.

По мнению другого греческого философа - Платона, могущественность и сила государства напрямую зависят от того, какая музыка в нем звучит, в каких ладах и в каких ритмах. Для государства, считал Платон, нет худшего способа разрушения нравов, нежели отход от скромной и стыдливой музыки. Через распущенные ритмы и лады в души людей проникает такое же постыдное и распущенное начало. Ибо музыкальные ритмы и лады обладают способностью делать души людей сообразными им самим. Платон и его последователи считали, что в государстве допустима только такая музыка, которая помогает возвыситься индивиду до уровня общественных требований и осознать свой собственный мир как единство с полисной общиной.

Музыку как средство гармонизации индивида с общественной жизнью вслед за Платоном и Пифагором развивал Аристотель [5]. Он разработал в своих трудах учение о мимесисе, в котором раскрывались представления о внутреннем мире человека и способах воздействия на него при помощи искусства. В теории мимесиса была разработана концепция музыкального вкуса, согласно которой в душе зрителя и слушателя древнегреческой трагедии происходило освобождение от болезненных аффектов. По мнению Аристотеля, когда человек страдает от какого-либо болезненного переживания, его душа обособляется от жизни общества. Когда же в процессе глубокого переживания он очищается от аффекта, его душа поднимается от своей частной единичности до всеобщности, которая предстает в виде общественной жизни. Такое понимание принципов нормализации психической жизни сохраняется, в общем, и до настоящего времени, разрушается при наличии самых разнообразных конкретных мелодических приемов, ведущих к нравственному и психическому здоровью.