ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 44
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Аккредитованное образовательное частное учреждение высшего образования «Московский финансово-юридический университет МФЮА» (МФЮА) | |||||||||||||||||||||||||||
КАФЕДРА «Общематематические и естественнонаучные дисциплины» (полное наименование кафедры) | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | | ||||||||||||||||||||||||
| УТВЕРЖДАЮ | | | ||||||||||||||||||||||||
| Заведующий кафедрой | | | ||||||||||||||||||||||||
| кандидат технических наук, доцент | | | ||||||||||||||||||||||||
| (ученая степень, ученое звание) | | | ||||||||||||||||||||||||
| | | Архипова Е.М. | | | ||||||||||||||||||||||
| (подпись) | | (Фамилия И.О.) | | | ||||||||||||||||||||||
| «____»_____________ | | 20__г. | | | ||||||||||||||||||||||
| (дата) | | | ||||||||||||||||||||||||
КУРСОВАЯ РАБОТА | | | |||||||||||||||||||||||||
по дисциплине: «Математическое моделирование» (название дисциплины в соответствии с учебным планом) | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||||||||||
на тему: «________________Системный подход в моделировании_____________ (название курсовой работы в соответствии с приказом о закреплении тем и назначении руководителей курсовых работ) | | | |||||||||||||||||||||||||
| | | |||||||||||||||||||||||||
Направление подготовки (специальность) | Информационные системы и технологии | | | ||||||||||||||||||||||||
| (код, наименование направления подготовки (специальности) | | | ||||||||||||||||||||||||
Профиль (специализация) | Информационные системы и технологии в бизнесе | | | ||||||||||||||||||||||||
| (наименование профиля (специализации) | | | ||||||||||||||||||||||||
Автор работы | Сигаев А.М. | | | | «__»_______20__ г. | | | | | | |||||||||||||||||
| (Фамилия И.О.) | | ИНС | | (дата) | | курс | | группа | | |||||||||||||||||
Руководитель работы | | | | | | | |||||||||||||||||||||
| | | | «__»_______20__ г. | | | | ||||||||||||||||||||
(должность) | | (подпись) | | (дата) | | (Фамилия И.О.) | | ||||||||||||||||||||
Работа защищена с оценкой | | | | ||||||||||||||||||||||||
| (оценка прописью) | | | ||||||||||||||||||||||||
| | | | «__»_______20__ г. | | | | | |||||||||||||||||||
(должность) | | (подпись) | | (дата) | | (Фамилия И.О.) | | | |||||||||||||||||||
_______________ 20__ (город) | | |
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
1. Основные принципы моделирования систем управления 5
1.1 Принципы системного подхода в моделировании систем управления 5
1.2 Подходы к исследованию систем управления 7
1.3 Стадии разработки моделей 10
2. Общая характеристика проблемы моделирования систем управления 12
2.1 Цели моделирования систем управления 16
3. Классификация видов моделирования систем 18
Заключение 23
Список литературы 24
ВВЕДЕНИЕ
В настоящей курсовой работе по теме «Роль ЭВМ в моделировании процессов природного характера» я попытаюсь объяснить основные методы и принципы моделирования на примере исследования систем управления.
Моделирование (в глубоком смысле) является основным методом исследований во всем спектре знаний и научно обоснованным методом оценок характеристик сложных систем, применяемым для принятия решений в различных сферах инженерно-технической деятельности. Имеющиеся и проектируемые системы можно глубоко и эффективно изучать с помощью математических моделей (имитационных, аналитических), реализуемых на современных ЭВМ, которые в данной ситуации используются в качестве инструмента лица проводящего эксперимент с моделью системы.
На сегодняшний день, не существует области человеческой деятельности, в которой в той или иной степени не применялись бы методы моделирования. В большей степени это относится к сфере управления различными системами, где основными являются процессы принятия решений на основе получаемой информации. Рассмотрим аспекты моделирования из философии, а точнее общеизвестной теории моделирования.
Методологическая суть моделирования. Все то, на что направлена деятельность людей (человека), называется объектом (от лат. objection — предмет). Выработка методики направлена на регламентирование получения и обработки информации об объектах, которые имеются вне нашего сознания и функционируют между собой и внешней средой.
В научных исследованиях важную роль играют предположения (определенные предсказания), формирующиеся на небольшом количестве полученных опытных данных, догадок, наблюдений. Быстрая и глубочайшая проверка выдвигаемых теорий может быть выполнена в ходе специально проведенного эксперимента. При структурировании и проверке верности предположений, огромное значение в роли метода суждения имеет аналогия.
В общем и целом, моделирование можно назвать методом опосредованного познания, при котором исследуемый объект - исходник находится в некотором единообразии с другим объектом-моделью, при этом модель спсобна в том или ином смысле замещать оригинальный объект на некоторых этапах процесса исследования. Шаги изучения, на которых формируется такая замена, а также формы совпадения модели и исходника могут быть различными:
1) моделирование, заключающееся в создании некой системы-модели, идентичной определенными элементами подобия с системой-оригиналом, при этом в данном случае отражение одной системы в другую является средством нахождения зависимостей между обоими системами, отображенными в соотношениях схожести, а не итогом непосредственного восприятия получаемой информации.
2) моделирование как обучающий процесс, включающий обработку информации, получаемой из внешней среды, о происходящих там явлениях, в результате чего в сознании появляются объекты, соответствующие исходникам.
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕОРИИ МОДЕЛИРОВАНИЯ СИСТЕМ
Моделирование стартует с определения предмета исследований — системы понятий, отображающей важные для моделирования характеристики объекта. Этот этап является достаточно сложным, что утверждается различной интерпретацией в научной и технической литературе таких фундаментальных понятий, как моделирование, модель, система. Такая неоднозначность не говорит о неверности одних и достоверности других терминов, а показывает зависимость предмета изучений (моделирования) как от рассматриваемого объекта, так и от задач исследователя. Отличительной чертой моделирования сложных систем наблюдается его многофункциональность и разнообразие способов использования; оно становится неотделимой частью всей жизни системы. Выражается это в первую очередь технологичностью моделей, полученных на базе средств вычислительной техники: высокой скоростью получения итогов моделирования и их сравнительно дешевой себестоимостью.
-
Принципы системного подхода в моделировании систем.
Сегодня при анализе и синтезе тяжелых (больших) систем получил развитие системный подход, который отличается от индуктивного подхода. Классический рассматривает систему, путем движения от частного к общему и изготавливает (конструирует) систему, путем соединяемых ее компонентов, разрабатываемых отдельно. В отличие от этого системный подход подразумевает последовательное движение от общего к частному, когда в корне рассмотрения находится цель, при этом исследуемый объект выделяется из окружающей его среды.
Объект моделирования. Специалисты по проектированию и применению сложных систем, работают с системами управления различных уровней, имеющими общее свойство стремлением достичь определенной цели. Эту индивидуальность учтем в определениях системы. S это целенаправленное множество! Связанных между собой элементов любой природы. Внешняя среда Е— некое множество находящихся вне системы элементов любой природы, воздействующих на систему или будущих под ее воздействием.
В зависимости от задачи исследования рассматриваются разные соотношения между данным объектом S и внешней средой Е. Значит, в зависимости от уровня, на котором пребывает наблюдатель, объект исследования может наблюдаться по-разному и могут иметься дифферентные взаимодействия этого объекта с окружающей средой.
С развитием науки и техники сам объект постоянно усложняется,
по этому уже сейчас говорят об объекте исследования как о некой сложной системе, которая складывается из различных элементов, взаимосвязанных друг с другом. Именно поэтому, рассматривая системный подход как основу для конструирования больших систем и как базу создания методик их синтеза и анализа, прежде всего нужно обозначить само понятие системного подхода.
Системный подход — это элемент учения об общих законах развития природы и одно из выражений диалектического учения. Возможно привести различные определения системного подхода, но наиболее точно то, которое позволяет дать оценку познавательной сущности этого подхода при изучении систем методом моделирования. Поэтому очень важны выделение самой системы S и внешней среды Е из существующей действительности и описание ее (системы) исходя из общесистемных позиций.
При системном подходе к моделированию систем нужно прежде всего точно определить цель (задачу) моделирования. Поскольку нереально полностью смоделировать действительно работающую систему (систему- исходник, или систему- оригинал), делается модель (система-модель, или вторая система) под имеющуюся проблему. Таким образом, обращаясь к вопросам моделирования, цель получается из потребных задач моделирования, что позволяет подойти к выбору параметра и оценить, те элементы, которые войдут в создаваемую модель М. Поэтому нужно иметь критерий подборки отдельных элементов в конструируемую модель.
1.2. Подходы к исследованию систем.
Важнейшим для системного подхода является определение структуры системы — совокупности связей между элементами системы, отображающих их взаимосвязь. Строение системы может познаваться извне с точки зрения состава индивидуальных подсистем и связей между ними, а также с внутренней стороны, когда подвергаются анализу отдельные свойства, дающие возможность системе достигать заданной цели, т. е. когда изучаются функции системы. В соответствии с этим сформировались несколько подходов к исследованию структуры системы с ее свойствами, к которым относятся структурный и функциональный.
При применении структурного подхода находятся состав выделенных элементов системы S и соединяющие их связи. Набор элементов и связей между ними дают возможность судить о структуре системы. Последняя в зависимости от цели изучения может быть описана на различных этапах рассмотрения. Наиболее общее описание структуры — это топологическое описание, дающее возможность определить в самых общих понятиях компоненты системы и хорошо структурированное на базе теории графов.
Менее обобщенным является функциональное описание, когда анализируются отдельные функции, т. е. модели поведения системы, и реализуется функциональный подход, оценивающий функции, выполняемые системой, при этом под функцией считается свойство, подводящее к достижению заданной цели. Так как функция отображает свойство, а свойство показывает взаимозависимость системы S с внешней средой Е, тогда свойства могут отображаться в виде каких либо неких характеристик элементов SiV) и подсистем Si системы, либо системы S целиком.
При наличии определенного эталона сравнения можно ввести количественные и качественные свойства (характеристики) систем. Для количественной характеристики добавляются числа, показывающие отношения между данной характеристикой и эталоном. С помощью метода экспертных оценок выявляются качественные характеристики системы.
Проявление функций системы во времени S(t), т. е. функционирование системы, подтверждает переход системы из одного состояния в иное, т. е. движение в пространстве состояний Z. При использовании системы S очень важна степень качества ее функционирования, которое определяется показателем эффективности и являющееся показателем критерия оценки эффективности. Существует несколько подходов к выбору критериев оценки эффективности. Система S может оцениваться как совокупность отдельных критериев, или некоторым общим интегральным критерием.
Необходимо понимать, что создаваемая модель М с точки зрения системного подхода аналогично является системой, т. е. S'=S'(M), и может быть рассмотрена по отношению к внешней среде Е. Самые простые по представлению модели, в которых сохраняется прямая идентичность явления. Применяют также модели, в которых нет прямой идентичности, а сохраняются лишь законы и общие правила поведения элементов системы S. Правильное восприятие взаимосвязей как внутри самой модели М, так и взаимосвязи ее с внешней средой Е главным образом определяется тем, на каком этапе находится наблюдатель.