Файл: Выполнение практических заданий по дисциплине история россии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
крестьянин должен был работать на помещика, а до реформы это количество определял сам помещик.

Сами крестьяне ожидали полной воли и были недовольны переходным состоянием "временно обязанных". Таким образом, большинство крестьян после отмены крепостного права оставались зависимыми, их называли Временнообязанными. Выкуп составлял большой размер и поэтому многие крестьяне не могли «выкупиться».

Земли у крестьян стало меньше, чем было до реформы. Также они должны были платить помещику оброк, либо отрабатывать барщину. Выкупные платежи, которое правительство в течении многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве, мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Задача 2. США, Англия и Франция горячо доказывали, что блок НАТО, со дня его основания, — это фактор мира в Европе. Чтобы выбить из рук этот довод, еще в середине 50-х гг. Председатель Совета Министров Н. А. Булганин официально заявил о готовности СССР вступить в этот блок. Однако западные страны оставили это предложение без ответа. Почему?

ОТВЕТ:

С самого начала существования НАТО западные руководители отрицали его роль как военного противника СССР и заявляли о сугубо «миролюбивых» целях Североатлантического блока. Поэтому Советский Союз предпринял определенные дипломатические шаги для проверки этого утверждения. Так, 31 марта 1954 г. правительство СССР направило США, Англии и Франции ноту, в которой предложило рассмотреть вопрос об участии Советского Союза в НАТО.

Ответ Москве был четким: "Нет необходимости подчеркивать абсолютно нереалистичный характер такого предложения. Оно противоречит самим принципам, на которых строится система обороны и безопасности западных государств". Из данного ответа ясно, что вхождение СССР в НАТО ставило под сомнение целесообразность существования данной организации. Это было основным подтверждением того, что НАТО являлась главным военным инструментом Запада в организации противодействия СССР. На Женевском совещании в июле 1955 г., посвященном проблемам снижения международной напряженности, советская делегация, желая снять противостояние Запада и Советского Союза, вновь заявила о готовности СССР вступить в Североатлантический альянс.

Ни на Женевском совещании, ни позже никакого ответа, пусть даже формального, Советский Союз на свое повторное предложение не получил. По причине того, что при вступлении в НАТО, европейские государства должны были подписывать секретные протоколы, обязывающие их «сохранять внутреннюю ориентацию на Западный блок любыми средствами".


Ведущие страны Запада ответили отказом, посчитав, что истинные замыслы Советского Союза нацелены, во-первых, на вытеснение США из Европы, а, во-вторых, на подрыв НАТО изнутри. Чтобы хотя бы начать дискуссии по обоим вопросам, от СССР потребовали уйти из Германии и Австрии, отказаться от военных баз на Дальнем Востоке и подписать соглашения о разоружении. В ответ СССР уличил НАТО в несоблюдении заявленных целей проекта и учредил собственный военный блок, в который, помимо него, вошли семь социалистических стран Европы.

Задание 2. Внимательно прочитайте следующий отрывок:

«Реформаторский процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. XIX в. привел к трансформации и самой власти. Реформы как серия экстраординарных мер самодержавия в ответ на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся российской действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной. … Следствием реформ стала децентрализация самодержавной власти, которая, создавая новые институты, теряла часть своей властной монополии. Бесспорно, эта тенденция противоречила самой сущности самодержавия. … Всё это требовало продолжения преобразований политической системы. Печать двойственности, лежавшая на Великих реформах, проявлялась в том, что они способствовали утверждению начал гражданского общества (бессословность, выборность, равенство перед законом) и гражданскому раскрепощению общества при сохранении самодержавия как политического режима» (Н.А. Проскурякова «Россия в XIX веке». М., 2010).

Ответьте на следующие вопросы по тексту: 1. О каких реформах идет речь? 2. Почему эти реформы привели к трансформации власти? 3. Как связаны реформы и Крымская война? 4. Что такое «децентрализация верховной власти»? 5. Почему это противоречит самодержавию? 6. В чем автор видит главное противоречие реформ?

ОТВЕТЫ:

1. Неудача в Крымской войне и падение международного авторитета России, растущее недовольство крестьянства и убыточность большинства помещичьих хозяйств, замедленная индустриализация страны вынудили императора Александра II, взошедшего на престол в 1855 г., инициировать проведение ряда реформ:

  • аграрной (1861);

  • финансовой (1863);

  • земской (1864);

  • судебной системы (1864);

  • городской (1870);

  • военной (1874);

  • системы образования (1863)

Аграрная (крестьянская реформа

), или отмена крепостного права в России — реформа, которая началась в 1861 году и отменила крепостное право в Российской империи. Была первой и самой значимой из «великих реформ» Александра II. Провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 19 февраля 1861 года.

Финансовая реформа Александра II проводилась с 1860 по 1864 годы. Это одна из первых реформ императора, начало которой пришлось еще на период до отмены крепостного права. Необходимость реформ именно в денежной сфере связана с тем, что финансы Российской Империи находились в плачевном состоянии после окончания крымской войны.

Началась денежная реформа 1860-1864 годов с создания Государственного банка. Этот банк заменял прежнюю счетную палату, а также заемные и коммерческие банки. Главный итог этого этапа реформы - появился единый финансовый центр, который на привилегированных основаниях занимался кредитованием промышленности и сельского хозяйства.

В 1864 г. проведена земская реформаВ губерниях и уездах создавались земские учреждения. Это были выборные органы из представителей всех сословий. Высокий имущественный ценз и многоступенчатая сословная выборная система обеспечивали преобладание в них помещиков. Земства были лишены каких-либо политических функций.

Городская реформа, «Городовое положение» 1870 г создало в городах всесословные органы - городские думы. Они занимались вопросами благоустройства города, попечением о торговле, обеспечивали просветительские и медицинские нужды.

 Судебная реформа.«Новые судебные уставы» 1864 г. вводили в России принципиально новую систему судопроизводства. Они предусматривали всесословность суда, его независимость от администрации, несменяемость судей, гласность и состязательность судебного процесса. 

Военная реформа.Поражение в Крымской войне показало, что российская регулярная армия, основанная на рекрутском наборе, не может противостоять более современным европейским. Необходимо было создать армию, обладающую обученным запасом личного состава, современным оружием и хорошо подготовленными офицерскими кадрами. Ключевым элементом реформы стал закон 1874 г о всесословной воинской повинности мужчин, достигших 20 лет. 

Реформы в сфере образования и печати.Реформы управления, суда и армии потребовали изменения системы образования. В 1864 г. были изданы уставы, регламентировавшие начальное и среднее образование. Главное заключалось в том, что фактически было введено доступное всесословное образование. Наряду с государственными возникли земские, церковно-приходские, воскресные и частные школы. В 1865 г. были введены «Временные правила» о печати. Они отменили предварительную цензуру для ряда печатных изданий. 


Значение реформ. Проведенные преобразования имели прогрессивный характер. Они начали складывать основу для эволюционного пути развития страны. Россия в определенной степени приблизилась к передовой для того времени европейской социально-политической модели. Логическим продолжением реформ 60—70-х годов XIX в. могло бы стать принятие умеренных конституционных предложений. Однако убийство народовольцами 1 марта 1881 г. императора Александра II изменило общее направление правительственного курса, началась эпоха усиления реакционной тенденции во внутренней политике.

2. Реформационный процесс конца 50-х – первой половины 60-х гг. привёл к трансформации самой власти. Реформы как серия крайних мер самодержавия на чрезвычайные обстоятельства, вызванные Крымской войной, постепенно становились результатом стремления верховной власти приспособиться к изменяющейся действительности, осознать новые задачи, вставшие перед страной.

3. В результате войны была расшатана крепкая прежде финансовая система России, выстроенная графом Егором Канкриным. Долгий период бездефицитного бюджета и твердой валюты завершился, так как колоссальные средства на ведение боевых действий приходилось изыскивать при помощи кредитов и активной эмиссии. Совокупная сумма госдолга к тому времени выросла до полутора миллиарда рублей серебром. Дефицит и инфляция стали хроническими, и исправить ситуацию удалось лишь благодаря монетарной реформе Сергея Витте, вернувшего твердый рубль.

В ходе войны в экономику Российской империи были огромные вливания денег, в основном осевшая на счетах частных лиц, многие из которых занимались поставками для армии. Одновременно правительство сделало послабления на финансовом рынке. В результате в стране начался беспрецедентный в истории биржевой ажиотаж, прозванный «учредительским бумом».
4. Децентрализация власти процесс делегирования или передачи из центра на места части функций и полномочий центральных органов государства в форме деконцентрации и деволюции власти (передачи власти органам, не входящим в иерархическую соподчиненную систему государственных органов)

  1. Самодержавие основывается на централизации власти в руках верховного правителя. При этом децентрализация верховной власти является разрушительным фактором при вышеуказанной форме правления.

  2. Явно противоречия в том, что реформы Александра II, проведенные в годы его правления подразумевают отсутствие самодержавной власти и преобразование внутренней политики в целом. Также Александр II пытался провести реформу самодержавия на закате своего правления, направленную на расширение уже существующего Государственного совета и создание «Общей комиссии» с возможным участием представителей от земств, но в основном формировавшейся «по назначению» правительства, однако не успел воплотить её в жизнь.