Файл: Цель занятия приобретение и закрепление знаний озападноевропейском романе xviii в в чтении младшего школьника зарубежной литературе xix в о детях и детстве, формирование умения применять их. Задание 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Самостоятельная работа по теме 1.2.
Цель занятия: приобретение и закрепление знаний озападноевропейском романе XVIII в. в чтении младшего школьника; зарубежной литературе XIX в. о детях и детстве, формирование умения применять их.
Задание 1. Проанализируйте художественное произведение Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо» по плану:
1. История создания произведения: время создания, жизненные обстоятельства, имеющие непосредственное отношение к его созданию.
2. Особенности жанра.
3. Тематика, проблематика. Идея. Особенности их выражения.
4. Сюжет и его особенности.
5. Композиция и ее особенности.
6. Система образов-характеров. Образ лирического героя.
7. Способы характеристики персонажей или лирического героя.
8. Особенности речевой организации произведения: речь повествователя, речь персонажей, лексический состав, особенности синтаксиса, средства выразительности.
9. Смысл названия, его связь со всеми элементами художественного текста.
Описание книги для читательского дневника
Автор: Даниэль Дефо
Название произведения: «Жизнь и удивительные приключения морехода Робинзона Крузо»
Жанр: роман
Год написания: 1719
Издательство: Детская литература
Год издания: 1988
Количество страниц: 207
Главные герои и их краткая характеристика
Робинзон Крузо – моряк, большой любитель путешествий, смелый, отважный человек.
Пятница – дикарь, спасенный Робинзоном Крузо.
Капитан – капитан корабля, с чьей помощью Робинзон вернулся на родину.
Ксури – мальчик, сбежавший вместе с Робинзоном из турецкого плена.
Отец Пятницы – старик-дикарь, которого спас Робинзон
Испанец – один из тех, кто потерпел кораблекрушение рядом с островом. Вместе с товарищами по несчастью жил в племени Пятницы, пока не был захвачен в плен.
Краткое содержание и сюжет
С раннего детства Робинзон был влюблен в море, однако родители не одобряли его увлечения. Когда мальчик немного подрос, он тайком сбежал из родительского дома, и отправился в плаванье.
Спустя некоторое время судно попало в сильный шторм и утонуло. Робинзон остался в живых, но из-за сильного стыда не вернулся домой, а отправился путешествовать. Вскоре он оказался в плену у пиратов, но сумел сбежать в Бразилию, где провел несколько лет.
Познакомившись с моряками, Робинзон Крузо вновь отправился в плаванье. Однако и в этот раз он потерпел кораблекрушение, попав на необитаемый остров. Робинзон собрал все вещи и обломки корабля, соорудив себе жилище. Он создал календарь, начал вести дневник, выращивать растения. Спустя одиннадцать лет жизни в полном одиночестве он попытался покинуть остров на самодельной лодке, но у него ничего не вышло.
Прожив на острове четверть века, Робинзон обнаружил человеческие следы, а вскоре увидел темнокожих дикарей и двух пленных – одного из них они съели, а второго спас Робинзон, назвав Пятницей.
Спустя два года к острову причалила лодка, на которой оказалось трое пленных. Их также спас Робинзон и верный Пятница. Одним из пленных оказался капитан, чье судно захватили разбойники. Благодаря отваге и смекалке друзьям по несчастью удалось захватить корабль и отправиться в Англию. Так Робинзон Крузо, который провел на острове двадцать восемь лет, вновь оказался на родине.
План пересказа
Основная мысль
При любых обстоятельствах нельзя терять силу духа.
Чему учит
Роман учит смелости, решительности, милосердию. Учит не опускать руки даже в самых сложных ситуациях, учит верить и всегда надеяться на лучшее.
Отзыв
Невероятные приключения Робинзона Крузо никого не могут оставить равнодушным. Можно только позавидовать силе воле этого удивительного человека, который почти треть века провел на безлюдном острове.
Что понравилось
Очень понравилось, что Робинзон, несмотря на приступы отчаяния, не сломался, не упал духом, а продолжал бороться за свое существование.
Вывод и мое мнение
Эта история учит ценить имеющиеся блага, быть добрым и терпеливым с родителями. Крузо не послушался родителей и вопреки им отправился в плавание. Дефо учит любить природу, животных и растения, и показывает, как Крузо развивается духовно и физически, оказавшись наедине с собой. Мы видим, как важно человек общество себе подобных и что человек отличается от животных благодаря наличию духа и разума.
Задание 2. Сделайте вывод о педагогической ценности проанализированного Вами художественного произведения и целесообразности его включения в детское чтение
О педагогической ценности чтения художественных произведений в начальной школе.
Художественная литература – одно из важнейших средств всестороннего гармонического развития личности. Она необычайно расширяет жизненный опыт человека: помогает почувствовать, узнать и пережить то, что читатель, может быть, никогда не сможет испытать и пережить в действительной жизни. Дети еще не принимают непосредственного участия во многих видах деятельности, формирующих личность, и поэтому художественная литература как своеобразная форма познания действительности играет в жизни ребенка особенно важную роль.
В процессе чтения художественных произведений у ребенка накапливается опыт разнообразных непосредственных читательских переживаний: различно окрашенных читательских эмоций – от восторга до грусти и даже страха; чувств, связанных с восприятием произведений разных жанров, стилей, авторов, исторических эпох. Ребенок обретает привязанности; реализует свои предпочтения, осуществляет читательский выбор.
Чтение художественных произведений развивает речь детей: обогащает, уточняет и активизирует словарь учащихся на основе формирования у них конкретных представлений и понятий, развивает умение выражать мысли в устной и письменной форме. Это развитие осуществляется благодаря тому, что художественные произведения написаны литературным языком, точным, образным, эмоциональным, согретым лиризмом, наиболее соответствующим особенностям детского восприятия.
На примерах простых, доступных рассказов дети учатся понимать содержание произведения, его основную мысль, знакомятся с действующими лицами, их характерами и поступками, оценивают данные поступки. В элементарной форме дети получают представление об изобразительных средствах языка художественных произведений. Художественная литература является важным средством познания детьми окружающего их мира. Знания, которые получают дети при чтении художественных произведений – об окружающем мире,
о своих сверстниках, об их жизни, играх, приключениях, о природе и ее охране, первоначальные сведения из истории нашей Родины – помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка
Таким образом
, художественная литература решает не только образовательные, но и воспитательные задачи развития личности учащихся. Чтение художественных произведений способствует формированию нравственных представлений и воспитанию чувств и эмоций у младших школьников. У ребят расширяются конкретные представления об отношении к товарищам. Это помощь друг другу в совместных делах, в учебе, игре, посильном труде, в беде, внимательное отношение к окружающим (родным, товарищам, знакомым и незнакомым людям), проявление честности и доброжелательности. Учащиеся знакомятся с ситуациями, требующими высокой и моральной готовности человека, получают представление о чувстве справедливости, скромности, а так же об отрицательных чертах характера – несправедливости, грубости и
жадности. Воспитательное воздействие книги на ребенка проявляется и как сила примера, но оно никогда не сказывается сразу на поведении, поступках читателя; это воздействие гораздо более сложно и опосредованно действительностью.
Приобщение младшего школьника к классике художественной литературы формирует эстетическое отношение ребенка к жизни, развивает его интерес к литературному творчеству, творчеству писателя, создателей произведений словесного искусства, активно действовать в неожиданных обстоятельствах, вымышленных сюжетов, сопереживать полюбившимся персонажам. Эмоционально верно воспринятая книга вызывает у ребенка устойчивое эмоциональное отношение, которое помогает ему прояснить для себя и
осознать нравственные переживания, возникающие у него при чтении. Это органическая слитность эстетического и нравственного переживания обогащает и духовно развивает личность ребенка.
Ни в коем случае нельзя забывать о том, что тексты художественных произведений являются прекрасным материалом для формирования и развития у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Развитие навыка чтения как вида речевой деятельности происходит от развернутой речевой формы чтения вслух до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Таким образом, чтение и адекватное восприятие художественных произведений, во-первых, расширяет и углубляет кругозор учащихся и обогащает их знания и эмоции; во-вторых, служит средством воспитательного воздействия на учащихся; в-третьих, способствует обогащению и развитию языка учащихся.