Файл: Секреты речи и текста Методика работы над текстом. Методика обучения сочинениюрассуждению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 26
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Секреты речи и текста
Методика работы над текстом. Методика обучения сочинению-рассуждению
Вопрос о методах работы по развитию связной речи учащихся относится к числу наиболее актуальных в современном образовании. Рассмотрев в методике Т. А. Ладыженской средства обучения применительно к работе по развитию связной речи, можно раскрыть их особенности.
Для того, чтобы ученики усвоили определенные знания о том, как строится описание, какие требования предъявляются к устному докладу, какое значение имеет систематизация материала к сочинению, учитель использует различные методы как продуктивного, так и репродуктивного типа, т.е. ученики усваивают и готовые знания, воспроизводят известные им способы деятельности и открывают самостоятельно новые знания. При этом учитель использует беседу, рассказ, работу над учебником, упражнения как средства реализации указанных методов обучения, форму организации познавательной и речевой деятельности учащихся.
Одним из эффективных средств формирования связной речи школьников, закрепления приобретенных на уроках родного языка умений и навыков, проверки уровня их сформированности, средство воспитания, развития и изучения школьников является сочинение.
По мнению Львова М. Р.: «Сочинение – творческая работа; оно требует наивысшей самостоятельности школьников, активности, увлеченности, внесения чего-то своего, личного в текст». Подготовка материала, его систематизация, обдумывания композиции и плана сочинения, установление логических связей, выбор слов, словосочетаний, построение предложений и связи между ними, проверка орфографии – весь этот комплекс сложных действий требует от школьника не только высокого напряжения всех его умственных сил, но и умения управлять своей интеллектуальной деятельностью.
В сочинении для ученика обретают смысл все изучаемые правила грамотности, требования орфоэпии и культуры речи.
В процессе обучения сочинениями, на практике реализуются общие умения в связной речи: умение понять и раскрыть тему; подчинить свое сочинение определенной мысли; собирать материал, систематизировать его, располагать, составлять план и писать по этому плану, использовать средства языка в соответствии с замыслом и речевыми ситуациями, и, наконец, совершенствовать написанное.
Какими же умениями должен овладеть ученик, чтобы связно излагать свои мысли в устной и письменной форме?
-
Умение вдумываться в тему, осмысливать ее границы, умение раскрывать тему сочинения. Ученик должен понимать, к чему обязывает его каждое слово в формулировке темы.
2. Умение подчинять свое сочинение определенной (основной) мысли. Она может быть ясна из формулировки темы. Если же основная мысль не подсказывается формулировкой темы, ее надо найти.
3. Перечисленные выше умения требуют отбора материала с точки зрения темы и основной мысли сочинения. Но в определенных случаях этого бывает недостаточно - требуется умение собрать материал для сочинения. Именно это умение обеспечивает его содержательность. Когда основная мысль ясна из формулировки темы, ученик собирает такой фактический материал, который поможет ему раскрыть эту мысль. Но может быть и так, что, только собрав материал, изучив то, о чем нужно писать, ученик ясно поймет основную мысль своего будущего сочинения.
Так как источником для сочинений учащихся в школе является сама жизнь или ее отражение в книгах и живописи, нужно научить наблюдать, работать с книгой, смотреть картину. Воспитание этих умений и лежит в основе умения собирать материал для сочинения.
4. Умение систематизировать материал. Это умение опирается на умение собирать и отбирать материал. Без отбора не может быть систематизации. В то же время в некоторых случаях недостаточно лишь отобрать факты, необходимо их еще сгруппировать и определить последовательность подачи материала в сочинении. Поэтому, говоря о систематизации материала, мы имеем в виду, как умение отбирать материал, так и умение продумывать последовательность изложения, план, связь отдельных частей. Если не научить ученика этому умению, он «утонет» в собранном материале, сочинение получится непоследовательным.
Как же научить школьников всем этим умениям — умение рассуждать на тему, раскрывать основную мысль сочинения?
Можно начать работу над формированием понятия о тексте. Одним из основных понятий при работе по формированию умения писать сочинения-рассуждения является понятие «текст». При ознакомлении с текстом учащимся необходимо исходить из следующих его признаков:
1. Наличие группы предложений.
2. Смысловая связность:
а) единство темы, предмета речи;
б) нали чие осно вной мысли и ее разв итие.
3. Стру ктурная связ ность.
Для знак омства можно испо льзовать прием сопо ставления пред ложения и текста.
При сопо ставлении акцент должен быть сделан на том, что пред ложение позв оляет только выра зить мысль, а текст - обес печить ее разв итие за счет того, что каждое след ующее доба вляет к сказ анному что-то новое.
Закр епить пони мание этих приз наков как осно вных отли чительных черт текста можно на любом отрывке, пред ложив задание дока зать, что данный отры вок явля ется текстом. На этом же этапе целе сообразно ввести поня тие «тема» и «осно вная мысль».
Выяв ление приз наков текста и есть первая часть работы над данным поня тием, цель ее - помочь учащ имся осоз нать понятие.
Второй ступ енью будет овла дение или форм ирование соот ветствующих умений пони мать осно вную мысль, обес печивать разв итие мысли, осущ ествлять связь пред ложений, расп олагать их в опре деленной посл едовательности.
После этого след ует позн акомить детей с типами речи (опис анием, пове ствованием, расс уждением), а затем подр обно оста новиться на таком типе речи, как расс уждение.
Прис тупая к знак омству с осно вными типами речи, важно раск рыть мысль о том, что наши выск азывания связ аны с окру жающей дейс твительностью, отра жают ее.
Чтобы помочь детям опре делить знач ение текста, можно восп
ользоваться прие мом «фото графирования». Позн авательная задача может быть сфор мулирована так:
Представьте, что вам нужно рассказать о тиграх не словами, а с помощью фотоснимков. Содержание какого высказывания вы смогли бы отразить на одном снимке? Почему? В каком случае вам придется сделать несколько снимков? Почему? Содержание какого высказывания вам вообще не удастся сфотографировать? Почему?
В ходе реше ния задачи учащ иеся должны сдел ать след ующие выводы. Приз наки пред мета, о кото рых гово рится в первом тексте, можно увид еть сразу, все вместе – это одно временные приз наки. Дейс твия пред мета, о кото рых гово рится во втором тексте, сразу, все вместе, увид еть нельзя — это смен яющие друг друга, посл едовательные дейс твия. Прич ины свой ств и явлений, о кото рых гово рится в трет ьем тексте, увид еть вообще нельзя, их можно только понять.
Пров еденные набл юдения подг отовили учащ ихся к след ующему обоб щению. В зави симости от соде ржания наши выск азывания могут пред ставлять собой разные типы речи: опис ание, пове ствование, расс уждение. В опис ании гово рится об одно временных приз наках, в пове ствовании – о посл едовательных дейс твиях, в расс уждении – о прич инах свой ств и явлений.
Чтобы полу чился хоро ший текст, необ ходимо собл юдать все треб ования к нему.
Как пока зывает анализ сочи нений школ ьников, в спец
иальной отра ботке нужд ается умение обес печивать разв итие мысли в тексте.
След ует пока зать учащ имся, что «новое», те осно вные свед ения, ради кото рых пред ложение вклю чается в текст, в спок ойной моно логической речи обычно нахо дится в конце пред ложения и при прои знесении выде ляется голосом. Кроме того, необ ходимо прив лечь вним ание учен иков к повт оряющимся словам, выде лить те сред ства, кото рыми автор подч еркивает, что он повт оряет слова созн ательно.
Также нужд ается в отра ботке умение прав ильно уста навливать посл едовательность пред ложений.
Обра тимся к одному из расп ространенных упра жнений по разв итию речи - восс тановление дефо рмированного текста. Имее тся в виду прев ращение набора пред ложений в связ ный текст путем изме нения посл едовательности пред ложении. А как опре делить эту посл едовательность? Какие дейс твия необ ходимо осущ ествить, чтобы выпо лнить подо бное задание?
Часть одной общей темы назы вается микр отемой. Микр отема обычно раск рывается в неск ольких пред ложениях. Часть текста, объе диненная микр отемой, назы вается абзацем. Поск ольку тема обычно расп адается на неск олько микр отем, то и текст, как правило, член ится на неск олько абзацев. Каждый абзац прин ято начи