Файл: Секреты речи и текста Методика работы над текстом. Методика обучения сочинениюрассуждению.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нать с красной строки.

Абзац имеет определенное строение: зачин или начало, разработку или развитие мысли, концовку или конец. Структура абзаца хорошо видна на таком примере:

За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые

сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.

(А. Гайдар.)

Первое предложение – это зачин, в котором заключена основная мысль отрывка; второе, третье и четвертое – разработка мысли, высказанной в зачине; последнее – концовка, оно отчетливо свидетельствует о том, что микротема исчерпана

Работу над абзацем можно вести с учащимися на основе приведенных выше сведений. Ученикам необходимо освоить, во-первых, выделение микротем и членение текста на абзацы; во-вторых, обозначение их при письме красной строкой. Одновременно с этим обучать озаглавливать части текста, исходя из подтемы или главной мысли. Такая работа - это основа обучения составлению плана высказывания. Кроме того, тренировать учащихся развитию мысли, выраженной в зачине, в связи частей текста. Это помогает предупредить такие речевые недочеты, как отсутствие второй части абзаца, разработки (заявка на мысль сделана, а раскрытия нет); несоответствие зачина и основной части абзаца; отсутствие связи между абзацами или неудачное ее оформление.

Начиная работу над строением рассуждения, надо еще раз рассмотреть принципиальное отличие этого типа речи от опис
ания и повествования. Ученики должны понимать, что содержанием описания и повествования является окружающая нас действительность, а рассуждения – связи между предметами и явлениями, устанавливаемые человеком.

Сведения о строении рассуждения могут быть сформулированы следующим образом.

В любом рассуждении имеются две части. В первой части содержится тезис, т.е. утверждение, которое нужно доказать. Во второй части дается обоснование высказанной мысли: приводятся аргументы (доводы, доказательства) и примеры.

Например: Василису назвали Премудрой (тезис), потому что она все умела делать (аргумент): испекла пышный и красивый каравай, соткала за ночь чудесный ковер, одним взмахом руки превратила комнату в озеро с белыми лебедями (примеры). В рассуждении бывает иногда и третья часть - вывод. Наше рассуждение можно было закончить, например, такими словами: «Словом, была мастерица на все руки. Поэтому и получила такое прозвище». Эти слова и были выводом.

Обычно обоснование и тезис связываются союзами потому что и так как; вывод присоединяется словами поэтому, таким образом, итак, следовательно.

Для выработки умения видеть основные части рассуждения желательно предложить учащимся такое упражнение. Разберите рассуждения по предложенной схеме: найдите в них тезис, аргумент, примеры.

Работая над строением рассуждения, можно пока

зать учащимся, что оно может быть полным и сокращенным. В сокращенном рассуждении могут отсутствовать выводы, примеры. Полное рассуждение, части которого связаны союзами, особенно распространено в научно-деловой речи. В разговорной и художественной речи чаще встречаются рассуждения неполные, а союзы опускаются.

Рекомендованная литература:

  1. Валл А.В., Коньков В.И., Неупокоева О.В. «Функциональные типы речи. Ч. 1: Описание, повествование, рассуждение». - СПб.: СПбГУ, 1999. https://studwood.ru/1290232/pedagogika/zaklyuchenie

  2. Накорякова К.М. «Литературное редактирование: учеб. Пособие» / К.М. Накорякова. - М.: ИКАР, 2009. https://www.studmed.ru/nakoryakova-km-literaturnoe-redaktirovanie_ff926c8470e.html

  3. Саломатина Л.С. «Теория и практика обучения младших школьников созданию письменных текстов различных типов (повествование, описание, рассуждение): лекции 1-8». - М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010. http://old.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/02/Sozdaniie_tiekstov1.pdf

Интернет-источники:

  1. Образовательный портал «Инфоурок». https://infourok.ru/metodika-raboti-nad-tekstom-metodika-obucheniya-sochineniyurassuzhdeniyu-2765506.html

  2. «Рассуждение как функционально-смысловой тип речи». https://pikabu.ru/story/rassuzhdenie_kak_funktsionalnosmyislovoy_tip_rechi_6156577