Файл: Секреты речи и текста Методика работы над текстом. Методика обучения сочинениюрассуждению.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
нать с крас ной строки.
Абзац имеет опре деленное стро ение: зачин или начало, разр аботку или разв итие мысли, конц овку или конец. Стру ктура абзаца хорошо видна на таком примере:
За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые
сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.
(А. Гайдар.)
Первое пред ложение – это зачин, в кото ром закл ючена осно вная мысль отрывка; второе, третье и четв ертое – разр аботка мысли, выск азанной в зачине; посл еднее – конц овка, оно отче тливо свид етельствует о том, что микр отема исче рпана
Работу над абза цем можно вести с учащ имися на основе прив еденных выше свед ений. Учен икам необ ходимо освоить, во-первых, выде ление микр отем и член ение текста на абзацы; во-вторых, обоз начение их при письме крас ной строкой. Одно временно с этим обуч ать озаг лавливать части текста, исходя из подт емы или глав ной мысли. Такая работа - это основа обуч ения сост авлению плана выск азывания. Кроме того, трен ировать учащ ихся разв итию мысли, выра женной в зачине, в связи частей текста. Это помо гает пред упредить такие рече вые недо четы, как отсу тствие второй части абзаца, разр аботки (заявка на мысль сделана, а раск рытия нет); несо ответствие зачина и осно вной части абзаца; отсу тствие связи между абза цами или неуд ачное ее офор мление.
Начи ная работу над стро ением расс уждения, надо еще раз расс мотреть прин ципиальное отли чие этого типа речи от опис
ания и пове ствования. Учен ики должны пони мать, что соде ржанием опис ания и пове ствования явля ется окру жающая нас дейс твительность, а расс уждения – связи между пред метами и явле ниями, уста навливаемые чело веком.
Свед ения о стро ении расс уждения могут быть сфор мулированы след ующим образом.
В любом расс уждении имею тся две части. В первой части соде ржится тезис, т.е. утве рждение, кото рое нужно дока зать. Во второй части дается обос нование выск азанной мысли: прив одятся аргу менты (доводы, дока зательства) и примеры.
Напр имер: Васи лису назв али Прем удрой (тезис), потому что она все умела делать (аргу мент): испе кла пышный и крас ивый каравай, сотк ала за ночь чуде сный ковер, одним взма хом руки прев ратила комн ату в озеро с белыми лебе дями (примеры). В расс уждении бывает иногда и третья часть - вывод. Наше расс уждение можно было зако нчить, напр имер, такими словами: «Словом, была маст ерица на все руки. Поэт ому и полу чила такое проз вище». Эти слова и были выводом.
Обычно обос нование и тезис связ ываются союз ами потому что и так как; вывод прис оединяется слов ами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Для выра ботки умения видеть осно вные части расс уждения жела тельно пред ложить учащ имся такое упра жнение. Разб ерите расс уждения по пред ложенной схеме: найд ите в них тезис, аргу мент, примеры.
Рабо тая над стро ением расс уждения, можно пока
зать учащ имся, что оно может быть полным и сокр ащенным. В сокр ащенном расс уждении могут отсу тствовать выводы, примеры. Полное расс уждение, части кото рого связ аны союзами, особ енно расп ространено в научно-дело вой речи. В разг оворной и худо жественной речи чаще встр ечаются расс уждения непо лные, а союзы опус каются.
Рекомендованная литература:
Интернет-источники:
Абзац имеет опре деленное стро ение: зачин или начало, разр аботку или разв итие мысли, конц овку или конец. Стру ктура абзаца хорошо видна на таком примере:
За ночь наступила оттепель. С крыш свесились толстые острые
сосульки. Подул влажный мягкий ветер. Весна была недалеко.
(А. Гайдар.)
Первое пред ложение – это зачин, в кото ром закл ючена осно вная мысль отрывка; второе, третье и четв ертое – разр аботка мысли, выск азанной в зачине; посл еднее – конц овка, оно отче тливо свид етельствует о том, что микр отема исче рпана
Работу над абза цем можно вести с учащ имися на основе прив еденных выше свед ений. Учен икам необ ходимо освоить, во-первых, выде ление микр отем и член ение текста на абзацы; во-вторых, обоз начение их при письме крас ной строкой. Одно временно с этим обуч ать озаг лавливать части текста, исходя из подт емы или глав ной мысли. Такая работа - это основа обуч ения сост авлению плана выск азывания. Кроме того, трен ировать учащ ихся разв итию мысли, выра женной в зачине, в связи частей текста. Это помо гает пред упредить такие рече вые недо четы, как отсу тствие второй части абзаца, разр аботки (заявка на мысль сделана, а раск рытия нет); несо ответствие зачина и осно вной части абзаца; отсу тствие связи между абза цами или неуд ачное ее офор мление.
Начи ная работу над стро ением расс уждения, надо еще раз расс мотреть прин ципиальное отли чие этого типа речи от опис
ания и пове ствования. Учен ики должны пони мать, что соде ржанием опис ания и пове ствования явля ется окру жающая нас дейс твительность, а расс уждения – связи между пред метами и явле ниями, уста навливаемые чело веком.
Свед ения о стро ении расс уждения могут быть сфор мулированы след ующим образом.
В любом расс уждении имею тся две части. В первой части соде ржится тезис, т.е. утве рждение, кото рое нужно дока зать. Во второй части дается обос нование выск азанной мысли: прив одятся аргу менты (доводы, дока зательства) и примеры.
Напр имер: Васи лису назв али Прем удрой (тезис), потому что она все умела делать (аргу мент): испе кла пышный и крас ивый каравай, сотк ала за ночь чуде сный ковер, одним взма хом руки прев ратила комн ату в озеро с белыми лебе дями (примеры). В расс уждении бывает иногда и третья часть - вывод. Наше расс уждение можно было зако нчить, напр имер, такими словами: «Словом, была маст ерица на все руки. Поэт ому и полу чила такое проз вище». Эти слова и были выводом.
Обычно обос нование и тезис связ ываются союз ами потому что и так как; вывод прис оединяется слов ами поэтому, таким образом, итак, следовательно.
Для выра ботки умения видеть осно вные части расс уждения жела тельно пред ложить учащ имся такое упра жнение. Разб ерите расс уждения по пред ложенной схеме: найд ите в них тезис, аргу мент, примеры.
Рабо тая над стро ением расс уждения, можно пока
зать учащ имся, что оно может быть полным и сокр ащенным. В сокр ащенном расс уждении могут отсу тствовать выводы, примеры. Полное расс уждение, части кото рого связ аны союзами, особ енно расп ространено в научно-дело вой речи. В разг оворной и худо жественной речи чаще встр ечаются расс уждения непо лные, а союзы опус каются.
Рекомендованная литература:
-
Валл А.В., Конь ков В.И., Неуп окоева О.В. «Функ циональные типы речи. Ч. 1: Опис ание, пове ствование, расс уждение». - СПб.: СПбГУ, 1999. https://stud wood.ru/1290232/peda gogika/zakl yuchenie -
Нако рякова К.М. «Лите ратурное реда ктирование: учеб. Пособие» / К.М. Нако рякова. - М.: ИКАР, 2009. https://www.studmed.ru/nako ryakova-km-lite raturnoe-reda ktirovanie_ff92 6c8470e.html -
Сало матина Л.С. «Теория и прак тика обуч ения млад ших школ ьников созд анию пись менных текс тов разл ичных типов (пове ствование, опис ание, расс уждение): лекции 1-8». - М.: Педа гогический унив ерситет «Первое сент ября», 2010. http://old.edu54.ru/sites/default/files/upload/2011/02/Sozd aniie_tiek stov1.pdf
Интернет-источники:
-
Обра зовательный портал «Инфо урок». https://info urok.ru/meto dika-raboti-nad-tekstom-meto dika-obuc heniya-soch ineniyurassuzhdeniyu-2765506.html -
«Расс уждение как функ ционально-смыс ловой тип речи». https://pikabu.ru/story/rass uzhdenie_kak_funk tsionalnosmyislovoy_tip_rechi_6156 577