Файл: Краткая характеристика видов досуга.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 17

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Досуг - деятельность в свободное время вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг - деятельность, то это означает, что он не пустое времяпровождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек.

Краткая характеристика видов досуга:

1. Спорт и другая двигательная активность во все времена были востребованы людьми разных поколений - от пожилых до детей. Любовь к спорту возникает с раннего детства. Посредством двигательной активности у старшеклассников формируются и развиваются многие качества: ловкость, сила, выносливость, терпение, быстрота.

2. Игры всегда считались излюбленным занятием детей дошкольного и младшего школьного возраста..

Игра - не только интересный вид досуга, но и способ развития детей. С их помощью происходит совершенствование многих качеств старшеклассников, таких как сообразительность, ловкость, логика, формируется их мировоззрение, жизненные позиции.

3. Танцы, как способ веселого и энергичного вида досуга, любимы всеми поколениями. Любовь к ним необходимо прививать с раннего детства, давая ребенку представления об этике и культуре танцев.

4. Музыка представляет собой особый вид искусства, через который можно передать переживаемые эмоции, выразить чувства. Под каждое настроение можно подобрать соответствующую музыку. Поэтому музыка так любима всеми, востребована каждым человеком.

Ребенку, который еще не родился, рекомендуется включать классическую музыку, которая благотворно влияет на его развитие. И с раннего детства дети различают ритм музыки, она успокаивает их или веселит. Поэтому в досуге детей, особенно старшеклассников, музыке уделяется особое место.

Каждое поколение характеризуется своим стилем в музыке. В старших классах особенно популярны игра на гитаре, рок, реп, классика и многие другие предпочитаемые музыкальные жанры. Девочки выбирают романтические мелодии, парни - более веселые и ритмичные. Выделяют танцевальную музыку, музыку для страданий и переживаний, для души, для любви и общения.


Музыка является универсальным языком общения, понятным для каждого, она объединяет и сближает людей. Кроме того, она не должна вызывать в человеке злость, агрессию, негативные эмоции.
Способов проведения досуга с помощью музыки огромное множество: музыкальные концерты и конкурсы, фестиваль патриотической песни, смотры художественной самодеятельности и другие.

5. Кино. Просмотр фильмов в кинотеатрах или дома стал сегодня одним из популярных способов проведения досуга, особенно среди молодежи, включающей в себя и старших школьников.

Развитие кинематографа и достижение научно-технического прогресса делают этот вид досуга все интереснее и увлекательнее.

6. Туризм представляет собой организованные путешествия с целью отдыха и познания, зачастую содержащие спортивную направленность.

Различают различные виды туризма. К часто используемым в школах относят походы: велосипедные, пешие, горные, водные, другие; а также поездки классом по достопримечательностям своего и ближайших соседних городов. Главное, что приобретается при таком досуге, интересные знания и общение.

7. Коллекционирование - вид досуга привлекателен для детей с раннего детства, когда многие вещи кажутся интересными и необычными, так и хочется их собирать и хранить, находя все новые. Приобретя в детстве, многие переносят это увлечение коллекционированием в дальнейшую жизнь, некоторые же не отказываются от него в течение всей жизни.

8. Конкурс представляет собой состязание нескольких людей в различных сферах жизни для выделения среди них лучшего. Он является хорошим средством мотивации для достижения какой-либо цели.

9. Соревнование - это борьба за достижения превосходства в определенной области жизни. Соревнования и конкурсы очень схожи. Участие в них заряжает каждого энергией, сближает команду, в случае командных соревнований, развивает многие качества и т.д.

10. Театральный досуг - это отличный способ развития старшеклассника в художественной, эстетической культуре, раскрытия в нем актерских способностей, тренировки речи и памяти.

11. Цирк. Проводить свободное время за просмотром циркового представления любят практически все, не зависимо от возраста. Особенно популярен цирк среди детей, заряжая их энергией, весельем, радостью.
При организации праздников и развлечений необходимо придерживаться определенных требований:



1. В основе праздника должна лежать определенная идея, которая должна быть донесена до каждого ребенку через оформление и содержание праздника.

2. Весь материал, используемый для праздника или развлечения должен быть доступен и понятен каждому ребенку, участвующему в мероприятии.

Заранее разрабатывается сценарий праздника, при составлении которого учитываются возраст детей, их интересы, знания, умения, навыки.

1. При планировании необходимо учитывать продолжительность праздника, правильно подобрать время проведения и место.

2. Необходимо избегать быстрой утомляемости детей. Для этого надо чередовать различные виды деятельности.

Для того, чтобы праздник стал радостью для детей и взрослых к нему необходимо тщательно подготовиться.

Таким образом, на основе всего вышесказанного, можно сделать следующие выводы:

  • Праздники и развлечения являются одним из важнейших средств воспитания и развития личности ребенка. Огромное значение для детей имеет участие родителей в праздничных мероприятиях.

  • Праздники и развлечения имеют различную тематику, могут иметь разнообразную структуру. Организация праздников и развлечений требует определенного времени и подготовки, при которой должны учитываться особенности проведения праздников и развлечений в школе.

  • Критерии оценки эффективности совместных праздников для детей и родителей

Для воспитания и развития ребенка в школе используются разнообразные виды деятельности. Основное требование к любой деятельности - это эффективность проводимой работы. Любая деятельность должна быть полезна для ребенка, должна способствовать его развитию как личности. При организации того или иного вида деятельности мы ставим перед собой определенные задачи, на которые и направляем затем свои усилия. Обычно для оценки эффективности проводимой работы проводится диагностика по определенным критериям. Благодаря диагностике мы можем увидеть результаты в развитии ребенка до и после организации того или иного вида деятельности и оценить эффективность проведенной работы. Это поможет спланировать в дальнейшем свою работу с детьми.


  • В чем же состоит эффективность совместных праздников, и каковы показатели этой эффективности?

  • Одним из важнейших критериев оценки эффективности совместных родительско - детских праздников и развлечений прежде всего является интерес детей и интерес родителей. Интересы побуждают к деятельности, активизируют личность.

  • В младшем школьном возрасте интересы детей неустойчивы и непроизвольны, поэтому все виды деятельности основываются на игровых приемах, так как игра - ведущий вид деятельности детей младшего школьного возраста. Если ребенку интересно, значит, он легче усвоит любой материал.

  • Показателями интереса детей является устойчивость внимания, его непосредственность, стремление детей к положительному результату, желание участвовать в дальнейшем в совместных с родителями праздниках.

  • Показателями интереса родителей является их заинтересованность в участии в праздниках, проявление инициативы в участии и организации праздников.

  • Так же одним из критериев эффективности праздников и развлечений интеллектуального характера может быть показатель усвоения детьми программных задач, на реализацию которых направлено мероприятие.

  • При наличии данных показателей, можно сказать о том, что праздник или развлечение не прошли даром, принесли пользу, как детям, так и их родителям.

  • Таким образом, можно сделать выводы:

  • 1. Праздники и развлечения, как и любая другая деятельность, имеют эффективность в воспитании и развитии детей школьного возраста.

  • 2. Совместные родительско-детские праздники способствуют привлечению родителей к сотрудничеству со школой в вопросах воспитания и обучения детей и организации их свободной деятельности.



Эффективность воспитания детей в школе зависит от того, насколько тесно взаимодействуют между собой школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет весь педагогический коллектив школы: классный руководитель и воспитатели в каждом классе, педагог-психолог, логопед, а также не малую роль отводится и медработникам школы. Именно от их общей сплоченной работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагогов создаст благоприятные условия для развития ребенка.

Анкетирование учащихся и родителей дает возможность последним увидеть внутрисемейные отношения со стороны, а педагогу - понять и помочь семье в гармонизации этих отношений. Отслеживание результатов работы с помощью опроса учащихся и родителей на выходе из начальной школы

Параллельное анкетирование учащихся и родителей дает возможность последним увидеть внутрисемейные отношения со стороны, а педагогу - понять и помочь семье в гармонизации этих отношений.

Совместные праздники с родителями проводить согласно плану воспитательной работы.

Проведение совместных с родителями праздников  позволяет повысить педагогическую грамотность родителей. Во время таких мероприятий родители имеют возможность в неформальной обстановке понаблюдать не только за своим ребёнком, но и увидеть других детей: обратить внимание на то, как дети общаются, как себя ведут, что конечно же повышает объективность восприятия собственного ребёнка – его достижений и отставаний, помогает уточнить диапазон возрастных возможностей детей;

Совместные с родителями праздники дают огромный положительный  эмоциональный заряд, который и после праздника будет способствовать  хорошему микроклимату в классе. Участие в праздниках позволяет родителям лучше узнать друг друга, что снижает формализм в  их отношениях и в отношениях между родителями и учителями, что, конечно же, ведёт к более гармоничным взаимоотношениям в классе.