Файл: Элективный курс Неизвестное об известном, или путешествие по человеческому организму.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 15
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО БИОЛОГИИ В 10 КЛАССАХ:
Автор программы: Шека Наталья Ивановна,
учитель биологии МОУ СОШ № 2
им. А. Асеева и Ю. Голикова
ст. Гиагинской Гиагинского района
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс «Неизвестное об известном, или путешествие по человеческому организму» ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по биологии. Он расширяет базовый курс по биологии, является предметно ориентированным, дает учащимся возможность познакомиться с проблемными, философскими, дискуссионными вопросами, с современными достижениями биологических наук, проверить способности к решению проблемных задач.
Вопросы, рассматриваемые в курсе, выходят за рамки обязательного содержания. Вместе с тем они тесно примыкают к основному курсу. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших биологических знаний и умений, поможет оценить свои возможности по биологии и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучение.
Данный элективный курс предназначен для учащихся 9 классов; рассчитан на 17 часов (1 час в неделю) и реализуется за счёт времени, отводимого на компонент ОУ.
Цель курса
Формирование у учащихся научных представлений о строении и жизнедеятельности организма человека и месте человека в единой системе органического мира, компетентности в законах, закономерностях и механизмах протекающих физиологических процессов, экологической грамотности и ответственной гражданской позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих.
ЗАДАЧИ курса
-
формировать у учащихся познавательный интерес к изучению предмета биологии и целостной мировоззренческой позиции в области этой науки; -
знакомство с фундаментальными законами и принципами существования организма человека;
-
особенности человека как вида животного царства; -
изучение строения организма человека, его отдельных тканей, органов и систем органов в связи с выполняемыми функциями; -
формирование системы общебиологических понятий; -
знакомство с историей развития знаний по анатомии и физиологии человека и вкладом в развитие этих наук выдающихся ученых; -
освоение приемов и методов изучения физиологических процессов и функций организма человека, развитие навыков самостоятельной исследовательской работы; -
расширение экологических знаний учащихся, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.
Гарантированный результат введения курса:
-
удовлетворение познавательных потребностей учащихся; -
интеграция знаний о человеке как части природы; -
совершенствование знаний, умений и навыков, жизненного опыта и творческих способностей учащихся.
Отсроченный результат введения курса:
-
осознанный выбор области дальнейшего обучения и будущей профессии; -
участие в научно-практических конференциях; -
личностный рост каждого участника процесса;
Тематическое планирование курса
№ п/п | Содержание учебного материала | Организация учебной деятельности | Кол-во часов |
Введение (2 часа) | |||
1 | Введение. Положение человека в системе животного царства. Самые близкие родственники человека. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
2 | Анатомия и физиология человека как науки. Краткая история их развития. | Лекция | 1 |
Раздел 1. Опорно-двигательный аппарат человека (3 часа) | |||
1 | Особенности костного скелета человека. Быстрые и медленные мышцы, их роль в организме. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
2 | Быстрые и медленные мышцы, их роль в организме. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
3 | Соматоскопический метод определения состояния опорно-двигательной системы | Практическое занятие | |
Раздел 2. Система органов пищеварения и пищеварение (2 часа) | |||
1 | Есть ради жизни, или жить ради еды? | Лекция, с элементами беседы | 1 |
2 | Рациональное питание. Рацион и режим питания школьника. Составление суточного рациона питания | Практическое занятие | 1 |
Раздел 3. Система органов дыхания и газообмен (2 часа) | |||
1 | Механизмы и значение дыхания. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
2 | Изменения в организме человека возникающие в горах и при погружении на глубину. | Семинар | 1 |
Раздел 4. Сердечнососудистая и кровеносная система (2) | |||
1 | Особенности строения и функционирования кровеносной системы. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
2 | Работа и резервы сердца. Диагностика состояния сердечнососудистой системы. | Практическое занятие | 1 |
Раздел 5. Система органов выделения (1 час) | |||
1 | Необходимость органов выделения в процессе жизнедеятельности человека. | Конференция | 1 |
Раздел 6. Гуморальная система (1) | |||
1 | Что мы знаем о значении гуморальной системы в функционировании человеческого организма. | Семинар | 1 |
Раздел 7. Нервная система (2) | |||
1 | Отелы нервной системы и их значение. | Лекция | 1 |
2 | Тайны нашего мозга. | Конференция | 1 |
Раздел 8. Биологические ритмы (1) | |||
1 | Биоритмы человека и их влияние на здоровье. Адаптациогенез человека. | Лекция, с элементами беседы | 1 |
Итого: 17 часов.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
-
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М., Просвещение, 1997. -
Билич Г.Л. Биология. Цитология. Гистология. Анатомия человека. С-Пб., издательство «Союз», 2001. -
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978. -
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М., Просвещение, 1999. -
Фомин Н.А. Физиология человека. М., Просвещение, 1972. -
Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека. Пособие для факультативных занятий в IX - X классах. М., Просвещение, 1971. -
Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М., Прсвещение, 1994. -
Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли. Лондон - Нью-Йорк - Штутгарт, 1995. -
Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002.
-
Ярыгин В.Н. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 2001.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
-
Анастасова Л.П., Гольнева Д.П., Короткова Л.С. Человек и окружающая среда. Учебник для 9 класса. М., Просвещение, 1997. -
Билич Г.Л. Биология. Цитология. Гистология. Анатомия человека. С-Пб., издательство «Союз», 2001. -
Зверев И.Д. Книга для чтения по анатомии, физиологии и гигиене человека. М., Просвещение, 1978. -
Леонтьева Н.Н., Маринова К.В. Анатомия и физиология детского организма. М., Просвещение, 1986. -
Мамонтов С.Г. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 1991. -
Общий курс физиологии человека и животных. Под редакцией А.Д. Ноздрачева. Книги 1, 2. М., высшая школа, 1991. -
Привес М.Г., Лысенков Н.К., Бушкович В.И. Анатомия человека. М., Медицина, 1974. -
Рохлов В.С. Человек. Дидактический материал. М., Просвещение, 1997. -
Румянцева М.Ф., Лосева Т.Н., Бунина Т.П. Руководство у практическим занятиям по физиологии с основами анатомии человека. М., Медицина, 1986. -
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия человека. М., Просвещение, Владос, 1995. -
Сапин М.Р., Брыксина З.Г. Анатомия и физиология человека. Учебник для 9 класса школ с углубленным изучением биологии. М., Просвещение, 1999. -
Хрипкова А.Г., Миронов В.С., Шепило И.Н. Физиология человека. Пособие для факультативных занятий в IX - X классах. М., Просвещение, 1971. -
Цузмер А.М., Петришина О.Л. Биология. Человек и его здоровье. Учебник для 9 класса общеобразовательных учебных заведений. М., Прсвещение, 1994. -
Человек. Наглядный словарь. Дорлинг Киндерсли. Лондон - Нью-Йорк - Штутгарт, 1995. -
Энциклопедия для детей. Человек. М., Аванта + , 2002. -
Ярыгин В.Н. Биология. Пособие для поступающих в вузы. М., Высшая школа, 2001.