ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
1. Горючий сланец (битуминозный сланец) – это горная порода, которая содержит углеводороды, масла и смолы, которые можно использовать в качестве топлива.
Виды, типы, марки, сорта и пр.:
Горючие сланцы классифицируются в зависимости от их плотности, температуры разложения и содержания углерода.
Существует несколько различных марок горючего сланца, которые различаются по содержанию углерода и используются в зависимости от целей.
В зависимости от месторождения и состава, горючие сланцы могут отличаться по своей консистенции, содержанию масла, смол и углерода.
Место груза в номенклатурной группе (раздел и группа ЕТСНГ):
РАЗДЕЛ 4. “Продукция топливно-энергетической промышленности". Группа: Сланцы горючие 190008
Код сланца в ЕТСНГ (Единой Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической деятельности) - 191000
2. Горючий сланец - это природный материал, который используется в качестве источника топлива. Его можно получить несколькими способами:
-
Разрезка сланца: процесс, при котором сланец режут на куски, чтобы использовать его в качестве топлива. Этот способ не требует сложного оборудования, но процесс разрезки довольно трудоемкий и может привести к неравномерному размеру кусков, что может снизить эффективность его использования. -
Пиролиз: процесс, при котором сланец нагревается до высокой температуры в отсутствие кислорода. Это приводит к расщеплению органических соединений в сланце на газы и жидкости, которые затем можно использовать в качестве топлива. -
Гидротермальная обработка: процесс, при котором сланец нагревается в воде при высоком давлении. Это приводит к химическим изменениям в сланце, которые позволяют получать более высококачественное топливо. -
Экстракция: процесс, при котором сланец промывают растворителем, чтобы извлечь из него газы и жидкости. Этот способ обычно используется в сочетании с другими методами для получения более чистого топлива.
3. Свойства:
-
Физические свойства горючего сланца: -
Цвет: горючий сланец обычно имеет черный или темно-серый цвет. -
Текстура: горючий сланец имеет слоистую текстуру, обусловленную его структурой и способностью расщепляться на тонкие слои. -
Плотность: обычно горючий сланец имеет плотность от 2,6 до 2,8 г/см³. -
Химические свойства горючего сланца: -
Горючесть: горючий сланец состоит в основном из органических веществ, таких как углеводороды и битум, что делает его очень горючим материалом. -
Состав: главными компонентами горючего сланца являются углерод и водород, вместе с меньшим количеством азота, кислорода и серы. -
Растворимость: горючий сланец не растворим в воде, но может растворяться в некоторых органических растворителях. -
Химическая стойкость: горючий сланец обладает высокой химической стойкостью и устойчив к коррозии и окислению.
3.3 Объёмно-массовые характеристики:
Объемно-массовые характеристики сланца:
-
Плотность: от 1,4 до 2,4 т/м³. -
Объёмный вес: от 0,8 до 1,6 т/м³. -
Объёмное расширение при нагреве: от 1,5 до 6,5%. -
Коэффициент пористости: от 20 до 40%. -
Удельный объём: от 0,6 до 1,2 м³/т. -
Удельный расход: от 1,5 до 3,5 м³/т.
Эти характеристики могут использоваться для расчёта объёма и массы груза, а также для оценки транспортных затрат при его перевозке.
3.4 Термометрические свойства:
-
Температура воспламенения: 250-300 градусов Цельсия -
Температура горения: 450-650 градусов Цельсия -
Теплота сгорания: 22-28 МДж/кг -
Коэффициент теплового расширения: 7,5-9,5 10^-6 К^-1
4. Подготовка балласта к перевозке включает в себя следующие этапы:
Наличие в массе горючих сланцев до 90 % балласта делает их перевозку на большие расстояния нерентабельной. Поэтому горючие сланцы используются как местное топливо для электростанций, промышленных установок и для бытовых нужд. Однако основное назначение сланцев — сырье для химического производства. Горючие сланцы подвергаются перегонке при температуре около 550 °С, при этом получают сланцевую смолу, газы и золу. Плотность горючих сланцев составляет от 1,06 до 1,2 т/м3, поэтому грузоподъемность вагонов при их перевозке используется полностью. Сыпучесть горючих сланцев характеризуется углом естественного откоса около 40°. Наличие влаги в массе горючих сланцев приводит к их смерзанию в зимнее время, поэтому необходимо проведение профилактических мероприятий против смерзаемости, например, пересыпать сухими опилками или соломой.
Хранение горючих сланцев производится на открытых площадках. В процессе хранения сланцы подвержены самонагреванию и самовозгоранию в результате наличия окислительных процессов, аналогичных процессам в штабелях угля. В качестве профилактических мер против самонагревания и самовозгорания на складах горючих сланцев хорошо зарекомендовали себя послойное уплотнение и укатка боковых откосов штабелей.
5. Необходимость подготовки вагонов до и после перевозки сланца
5.1 Подготовка вагонов до перевозки:
-
Проверка технического состояния вагона, включая платформу, кузов, стенки и крышу. -
Очистка вагона от остатков прошлых грузов и грязи, которые могут повлиять на качество балласта и безопасность перевозки. -
Проверка наличия всех необходимых документов, включая документы на вагон и документы на перевозимый балласт. -
Проверка наличия дополнительных элементов. При перевозке больших объемов сланца могут потребоваться дополнительные элементы для удержания груза.
Подготовка вагонов после перевозки:
-
Проверка технического состояния вагона, включая платформу, кузов, стенки и крышу. -
Очистка вагона от остатков сланца и других загрязнений, если необходимо. -
Проверка наличия всех необходимых документов, включая документы на вагон и документы на перевозимый сланец. -
Проведение визуального осмотра вагона на предмет повреждений и сбоев в работе оборудования, если таковые имеются.
6. Условия перевозки горючевго сланца:
Транспортирование сланцев производится навалом в открытых транспортных средствах с соблюдением правил перевозки грузов, действующих на данном виде транспорта.
При отгрузке сланцев, подвергающихся смерзанию в пути, при температуре ниже 0 °С изготовитель обязан применять профилактические меры, предотвращающие их смерзание (омасливание и др.).
Сланцы горючие перевозят в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью. Т.к. сланцы горючие относятся к навалочному роду груза, то перевозятся в полувагонах.
Применение специально оборудованных и специализированных вагонов для данного рода груза не обязательно т.к. груз не дорогостоящий и перевозится насыпь в полувагонах или контейнерах.
7. Правила складирования и хранения
Запрещается осуществлять разгрузки, хранить на складах твердого топлива и сжигать топливо с неизвестными или неизученными характеристиками по взрывопожаробезопасности.
Площадка для хранения горючего сланца должна быть очищена от растительного мусора и прочих материалов, выровнена и плотно утрамбована.
Запрещается укладка горючих сланцев на грунте, содержащем органические вещества и колчеданы.
Запрещается хранение выгруженного сланца в бесформенных кучах и навалом более 2 суток.
Габаритные размеры штабелей угля и сланца определяются только размерами отведенной для них площадки, а также возможностями погрузочно - разгрузочных механизмов.
Склады для хранения сланцев должны размещаться на сухом, и незатапливаемом месте.
8. Улучшение использования подвижного состава для перевозки горючего сланца может происходить по разным направлениям:
-
использовать вагоны повышенной грузоподъемности и вместимости -
использовать комбинированную загрузку -
разрабатывать прогрессивные технические условия по размещению ю грузов в вагонах -
использовать вибрирование при загрузке -
брикетирование топливных грузов (торф, сланцы), что снижает грузопотери, т. к. нет распыления груза
9. Способы перевозки сланца прописаны в пункте 6
-
Приемка сланцев - по ГОСТ 1137. -
Для определения показателей качества сланцев у грузоотправителя допускается применять расчетные методы в соответствии с порядком, согласованным с потребителем. -
Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение сланцев производят по ГОСТ 7754-89 -
Перевозка горючих сланцев допускается без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток на крытые вагоны.
10. Причины потерь горючего сланца при перевозке могут быть следующими:
-
Разбрызгивание и рассыпание груза в процессе погрузки/разгрузки и транспортировки, особенно при использовании необходимых вибраций. -
Утечки груза в результате повреждения вагонов, контейнеров или устройств упаковки. -
Перегрузка вагонов, что может привести к деформации и повреждению упаковки и контейнеров. -
Недостаточное крепление груза, что может привести к перемещению в процессе транспортировки. -
Воздействие погодных условий, таких как высокая температура, влажность и дождь.
Для обеспечения сохранности горючего сланца при перевозке следует принимать следующие меры:
-
Корректная упаковка груза с учетом его особенностей. -
Регулярная проверка состояния упаковки и контейнеров в процессе транспортировки. -
Крепление груза в вагонах с помощью специальных крепежных элементов. -
Перевозка груза только на соответствующих вагонах и в соответствии с требованиями безопасности. -
Использование специальных средств защиты от погодных условий, если это необходимо.
Список литературы:
-
http://sdo.irgups.ru/moodle/mod/book/view.php?id=1310&chapterid=665 -
http://pereosnastka.ru/articles/tverdoe-toplivo -
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86 -
http://gostrf.com/normadata/1/4293831/4293831391.htm -
https://sgl.su/etsng -
https://docs.cntd.ru/document/1200024030 -
https://rags.ru/gosts/gost/19514/