Файл: Горючий сланец (битуминозный сланец).docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1. Горючий сланец (битуминозный сланец) – это горная порода, которая содержит углеводороды, масла и смолы, которые можно использовать в качестве топлива.

Виды, типы, марки, сорта и пр.:

Горючие сланцы классифицируются в зависимости от их плотности, температуры разложения и содержания углерода.

Существует несколько различных марок горючего сланца, которые различаются по содержанию углерода и используются в зависимости от целей.

В зависимости от месторождения и состава, горючие сланцы могут отличаться по своей консистенции, содержанию масла, смол и углерода.

Место груза в номенклатурной группе (раздел и группа ЕТСНГ):

РАЗДЕЛ 4. “Продукция топливно-энергетической промышленности". Группа: Сланцы горючие 190008

Код сланца в ЕТСНГ (Единой Товарной Номенклатуре Внешнеэкономической деятельности) - 191000

2. Горючий сланец - это природный материал, который используется в качестве источника топлива. Его можно получить несколькими способами:

  • Разрезка сланца: процесс, при котором сланец режут на куски, чтобы использовать его в качестве топлива. Этот способ не требует сложного оборудования, но процесс разрезки довольно трудоемкий и может привести к неравномерному размеру кусков, что может снизить эффективность его использования.

  • Пиролиз: процесс, при котором сланец нагревается до высокой температуры в отсутствие кислорода. Это приводит к расщеплению органических соединений в сланце на газы и жидкости, которые затем можно использовать в качестве топлива.

  • Гидротермальная обработка: процесс, при котором сланец нагревается в воде при высоком давлении. Это приводит к химическим изменениям в сланце, которые позволяют получать более высококачественное топливо.

  • Экстракция: процесс, при котором сланец промывают растворителем, чтобы извлечь из него газы и жидкости. Этот способ обычно используется в сочетании с другими методами для получения более чистого топлива.

3. Свойства:

  • Физические свойства горючего сланца:

  • Цвет: горючий сланец обычно имеет черный или темно-серый цвет.

  • Текстура: горючий сланец имеет слоистую текстуру, обусловленную его структурой и способностью расщепляться на тонкие слои.

  • Плотность: обычно горючий сланец имеет плотность от 2,6 до 2,8 г/см³.

  • Химические свойства горючего сланца:

  • Горючесть: горючий сланец состоит в основном из органических веществ, таких как углеводороды и битум, что делает его очень горючим материалом.

  • Состав: главными компонентами горючего сланца являются углерод и водород, вместе с меньшим количеством азота, кислорода и серы.

  • Растворимость: горючий сланец не растворим в воде, но может растворяться в некоторых органических растворителях.

  • Химическая стойкость: горючий сланец обладает высокой химической стойкостью и устойчив к коррозии и окислению.


3.3 Объёмно-массовые характеристики:

Объемно-массовые характеристики сланца:

  • Плотность: от 1,4 до 2,4 т/м³.

  • Объёмный вес: от 0,8 до 1,6 т/м³.

  • Объёмное расширение при нагреве: от 1,5 до 6,5%.

  • Коэффициент пористости: от 20 до 40%.

  • Удельный объём: от 0,6 до 1,2 м³/т.

  • Удельный расход: от 1,5 до 3,5 м³/т.

Эти характеристики могут использоваться для расчёта объёма и массы груза, а также для оценки транспортных затрат при его перевозке.

3.4 Термометрические свойства:

  • Температура воспламенения: 250-300 градусов Цельсия

  • Температура горения: 450-650 градусов Цельсия

  • Теплота сгорания: 22-28 МДж/кг

  • Коэффициент теплового расширения: 7,5-9,5 10^-6 К^-1

4. Подготовка балласта к перевозке включает в себя следующие этапы:

Наличие в массе горючих сланцев до 90 % балласта делает их перевозку на большие расстояния нерентабельной. Поэтому горючие сланцы используются как местное топливо для электростанций, промышленных установок и для бытовых нужд. Однако основное назначение сланцев — сырье для химического производства. Горючие сланцы подвергаются перегонке при температуре около 550 °С, при этом получают сланцевую смолу, газы и золу. Плотность горючих сланцев составляет от 1,06 до 1,2 т/м3, поэтому грузоподъемность вагонов при их перевозке используется полностью. Сыпучесть горючих сланцев характеризуется углом естественного откоса около 40°. Наличие влаги в массе горючих сланцев приводит к их смерзанию в зимнее время, поэтому необходимо проведение профилактических мероприятий против смерзаемости, например, пересыпать сухими опилками или соломой.

Хранение горючих сланцев производится на открытых площадках. В процессе хранения сланцы подвержены самонагреванию и самовозгоранию в результате наличия окислительных процессов, аналогичных процессам в штабелях угля. В качестве профилактических мер против самонагревания и самовозгорания на складах горючих сланцев хорошо зарекомендовали себя послойное уплотнение и укатка боковых откосов штабелей.

5. Необходимость подготовки вагонов до и после перевозки сланца

5.1 Подготовка вагонов до перевозки:

  • Проверка технического состояния вагона, включая платформу, кузов, стенки и крышу.

  • Очистка вагона от остатков прошлых грузов и грязи, которые могут повлиять на качество балласта и безопасность перевозки.

  • Проверка наличия всех необходимых документов, включая документы на вагон и документы на перевозимый балласт.

  • Проверка наличия дополнительных элементов. При перевозке больших объемов сланца могут потребоваться дополнительные элементы для удержания груза.


Подготовка вагонов после перевозки:

  • Проверка технического состояния вагона, включая платформу, кузов, стенки и крышу.

  • Очистка вагона от остатков сланца и других загрязнений, если необходимо.

  • Проверка наличия всех необходимых документов, включая документы на вагон и документы на перевозимый сланец.

  • Проведение визуального осмотра вагона на предмет повреждений и сбоев в работе оборудования, если таковые имеются.


6. Условия перевозки горючевго сланца:

Транспортирование сланцев производится навалом в открытых транспортных средствах с соблюдением правил перевозки грузов, действующих на данном виде транспорта.

При отгрузке сланцев, подвергающихся смерзанию в пути, при температуре ниже 0 °С изготовитель обязан применять профилактические меры, предотвращающие их смерзание (омасливание и др.).

Сланцы горючие перевозят в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью. Т.к. сланцы горючие относятся к навалочному роду груза, то перевозятся в полувагонах.

Применение специально оборудованных и специализированных вагонов для данного рода груза не обязательно т.к. груз не дорогостоящий и перевозится насыпь в полувагонах или контейнерах.

7. Правила складирования и хранения
Запрещается осуществлять разгрузки, хранить на складах твердого топлива и сжигать топливо с неизвестными или неизученными характеристиками по взрывопожаробезопасности.

Площадка для хранения горючего сланца должна быть очищена от растительного мусора и прочих материалов, выровнена и плотно утрамбована.

Запрещается укладка горючих сланцев на грунте, содержащем органические вещества и колчеданы.

Запрещается хранение выгруженного сланца в бесформенных кучах и навалом более 2 суток.

Габаритные размеры штабелей угля и сланца определяются только размерами отведенной для них площадки, а также возможностями погрузочно - разгрузочных механизмов.

Склады для хранения сланцев должны размещаться на сухом, и незатапливаемом месте.


8. Улучшение использования подвижного состава для перевозки горючего сланца может происходить по разным направлениям:

  • использовать вагоны повышенной грузоподъемности и вместимости

  • использовать комбинированную загрузку

  • разрабатывать прогрессивные технические условия по размещению ю грузов в вагонах

  • использовать вибрирование при загрузке

  • брикетирование топливных грузов (торф, сланцы), что снижает грузопотери, т. к. нет распыления груза


9. Способы перевозки сланца прописаны в пункте 6

  • Приемка сланцев - по ГОСТ 1137.

  • Для определения показателей качества сланцев у грузоотправителя допускается применять расчетные методы в соответствии с порядком, согласованным с потребителем.

  • Упаковку, маркировку, транспортирование и хранение сланцев производят по ГОСТ 7754-89

  • Перевозка горючих сланцев допускается без пломб, но с обязательным наложением проволочных закруток на крытые вагоны.

10. Причины потерь горючего сланца при перевозке могут быть следующими:

  • Разбрызгивание и рассыпание груза в процессе погрузки/разгрузки и транспортировки, особенно при использовании необходимых вибраций.

  • Утечки груза в результате повреждения вагонов, контейнеров или устройств упаковки.

  • Перегрузка вагонов, что может привести к деформации и повреждению упаковки и контейнеров.

  • Недостаточное крепление груза, что может привести к перемещению в процессе транспортировки.

  • Воздействие погодных условий, таких как высокая температура, влажность и дождь.

Для обеспечения сохранности горючего сланца при перевозке следует принимать следующие меры:

  • Корректная упаковка груза с учетом его особенностей.

  • Регулярная проверка состояния упаковки и контейнеров в процессе транспортировки.

  • Крепление груза в вагонах с помощью специальных крепежных элементов.

  • Перевозка груза только на соответствующих вагонах и в соответствии с требованиями безопасности.

  • Использование специальных средств защиты от погодных условий, если это необходимо.


Список литературы:

  1. http://sdo.irgups.ru/moodle/mod/book/view.php?id=1310&chapterid=665

  2. http://pereosnastka.ru/articles/tverdoe-toplivo

  3. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D1%80%D1%8E%D1%87%D0%B8%D0%B9_%D1%81%D0%BB%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D1%86

  4. http://gostrf.com/normadata/1/4293831/4293831391.htm

  5. https://sgl.su/etsng

  6. https://docs.cntd.ru/document/1200024030

  7. https://rags.ru/gosts/gost/19514/