Файл: Анализировать воспитательную работу за 202223 учебный год.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учеников с ОВЗ. А также семьи мигрантов, детям из которых требуется поддержка в социальной адаптации.

Модуль «Самоуправление»


Запросите информацию о деятельности органов ученического самоуправления классов и школы у советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Попросите специалиста проанализировать работу совета лидеров классов и школьного актива, который проводит значимые события: акции, фестивали, флешмобы и т. п. Еще пусть оценит, как работают органы классного самоуправления, которые отвечают за различные направления работы класса. Советник может узнать об этом у классных руководителей.

Запросите у советника информацию о работе с детскими и родительскими инициативами. Например, какие инициативы были заявлены детьми и/или родителями, какие из них реализованы. Проанализируйте, как это повлияло на эффективность воспитательной работы.

Используйте для сбора информации опросники и анкеты для школьников. Это поможет выяснить, как организована деятельность ученического совета, каким образом учитываются мнения школьников по вопросам, которые затрагивают их права и законные интересы. Смотрите ниже примеры опросников для школьников.

Пример


Исследование представлений школьников о деятельности органов ученического самоуправления

Опросный лист



Вопрос

Отметьте один ответ

1. Что в твоем понимании означает ученическое самоуправление?

1

Я не знаю точно, что это такое

 

2

Это возможность для учеников школы выразить и отстоять свою точку зрения по важным вопросам школьной жизни

 

3

Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы

 

2. Какие вопросы в первую очередь должны решать органы ученического самоуправления?

1

Организация досуга и свободного времени учеников

 

2

Организация и расширение возможностей общения с друзьями, сверстниками

 

3

Участие в учебных вопросах

 

4

Установление контактов с другими детскими, подростковыми и молодежными организациями

 

5

Все ответы верны

 

6

Напишите свой вариант, если не нашли нужного выше

 

3. Как ты относишься к ученическому самоуправлению в школе?

1

Я рад(а), что я и/или мои друзья участвуют в этой работе

 

2

Мне все равно, есть органы ученического самоуправления или их нет

 

3

Не вижу необходимости в самоуправлении – это формальный орган

 

4

Мне бы очень хотелось войти в состав совета школы, но точно знаю, что мне это не удастся сделать

 

5

Затрудняюсь ответить

 


Перейти в документ

Пример


Опросник для членов ученического самоуправления

Опросник раздайте всем участникам системы ученического самоуправления.

1. Какие органы ученического самоуправления созданы в вашей школе, кроме ученического совета?

2. В состав какого комитета ученического самоуправления вы входите?

3. Как часто собирается ученический совет в вашей школе?

4. Каким образом вы узнаете о предложениях, проблемах учеников? Как собираете мнения учеников о вашей работе?

5. Какие вопросы в вашей школе доверяют учащимся решать самостоятельно?

6. Какие проблемы в школе являются предметом совместного решения педагогов и учащихся?

7. Принимаете ли вы участие в планировании и организации жизни школы? Как организована ваша совместная работа со взрослыми?

8. Как вы думаете, деятельность ученического самоуправления в вашей школе интересна многим учащимся или только активистам?

Перейти в документ

Модуль «Профориентация»


Чтобы проанализировать качество профориентационной работы, поручите педагогу-психологу провести анкетирования, тестирования или опросы школьников. Их результаты покажут готовность к профессиональному самоопределению. Еще пусть педагог-психолог представит результаты консультаций для школьников и их семей по вопросам профессионального самоопределения. Если в школе нет психолога, то попросите классных руководителей провести анкетирование учеников. Предложите педагогам готовые анкеты для учеников.

Анкета для учеников «Выбор профессии»

Анкета для учеников «Моя будущая профессия»





Общее состояние профориентационной работы в школе проанализируйте с помощью карты анализа. Она поможет оценить уровни усвоения, поведения и результатов школьников в плане профессионального самоопределения. Ниже скачайте карту анализа.

Карта анализа профориентационной работы



Дополнительная информация


Еще вы можете запросить дополнительную информацию у социального педагога, педагога-психолога, советника по воспитанию, родителей и учеников. Привлеките тех педагогов, учеников и родителей, кто принимает активное участие в жизни школы и сможет объективно оценить воспитательный процесс. 

Анкетирование администрации, педагогов, учеников и родителей

У кого запросить

Какие данные

В какой форме

Социальный педагог

Оценка качества профилактической работы классных руководителей

Анкета для оценки качества профилактической работы классных руководителей

Педагог-психолог

Оценка качества работы классных руководителей по обеспечению благоприятных психологических условий

Анкета для оценки качества работы классных руководителей по обеспечению благоприятных психологических условий

Советник директора по воспитанию

Оценка качества воспитательной работы классных руководителей и учителей-предметников

Анкета для оценки качества воспитательной работы классных руководителей и учителей-предметников

Директор и его заместители, курирующие воспитательную работу.

Несколько педагогов, которые активно включены в воспитательную работу и имеют о ней свое мнение.

Несколько родителей, но лишь в том случае, если они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит.

Несколько старшеклассников, которые так же хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их классе

Оценка качества организации воспитательного процесса, то есть состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе

Анкета для самоанализа школьной совместной деятельности детей и взрослых

Анкета универсальна – ее вопросы подходят педагогам, детям и родителям. На основе анкеты самоанализа вы можете составить свои вопросы

Если нужно увидеть динамику личностных результатов детей, попросите классных руководителей предоставить данные наблюдений за классом и отдельными детьми, проведите собеседования с ними. Чтобы вам было проще систематизировать эти данные
, заранее подготовьте анкеты и вопросы для детей. Подробнее, как оценить личностные результаты, читайте в рекомендации. Чтобы подвести итоги анализа личностных результатов по параллели, уровню образования или школе, воспользуйтесь сервисом «Карта оценки личностных результатов учеников».

Используйте данные, которые получили в собеседовании с педагогами внеурочной деятельности и педагогами-предметниками, чтобы увидеть, способствуют ли внеурочные занятия и школьные уроки личностному развитию детей. Это могут подтвердить и результаты участия школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, акциях.

Изучите самоанализы и результаты анкетирования, чтобы сделать выводы по итогам воспитательной работы за год. Также еще раз посмотрите выводы в справках, которые вы готовили ранее: справке за первое полугодие и справкам по итогам ВШК по вопросам воспитания. Это поможет увидеть динамику в показателях.

Как подвести итоги анализа


Результатом анализа будет перечень выявленных проблем воспитания, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Федеральная рабочая программа воспитания рекомендует оформить результаты анализа в виде отчета. Его составляет замдиректора по воспитательной работе совместно с советником директора по воспитательной работе. Отчет рассматривает и утверждает педагогический совет.

Старайтесь сделать анализ полезным для школы. Например, можно не указывать количество проведенных общешкольных мероприятий, классных часов, бесед с учениками и родителями. Лучше написать о результатах, которых достигла школа с помощью конкретных мер. Это поможет увидеть, какие формы работы были эффективными, а какие нет. Опишите и способы получения информации для анализа. Если в течение учебного года были отменены, перенесены или проведены в ином формате важные воспитательные мероприятия, то отразите это в документе.

Для актуализации воспитательной работы в следующем году в соответствии с федеральной программой воспитания в анализе обязательно обратите внимание и на ключевые федеральные проекты. Это «Разговоры о важном», «Школьный театр», «Школьный спортивный клуб», РДДМ «Движение первых», историческое просвещение. Оцените, какие проекты и насколько успешно уже реализуются в вашей школе, а какие нужно внедрить и какие потребуют дополнительных усилий в реализации.

Предлагаем в 2022/23 учебном году составить справку-отчет по итогам воспитательной работы за год. Выделить в документе общую, вводную и аналитическую части. В общей части укажите цель контроля, его методы и дату составления документа. Можно указать исполнителя контроля.

Во вводной части можно указать данные из рабочих программ воспитания уровней образования. Это цель и задачи воспитательной работы, которую осуществляла школа в течение года. Также можно перечислить инвариантные и вариативные модули программы воспитания. Еще можно внести информацию об ограничениях, которые повлияли на воспитательный процесс в школе, например карантинные меры.

В аналитической части приведите результаты самоанализа воспитательной работы по двум направлениям: «Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников» и «Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых». В начале анализа каждого направления укажите: способы получения информации, критерии оценки результатов воспитания или состояния воспитательного процесса. Они должны быть в соответствующем разделе вашей рабочей программы воспитания – можно взять их оттуда.

По первому направлению приведите результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников по трем вопросам:

  1. Какие проблемы личностного развития школьников решены?

  2. Какие проблемы личностного развития решить не удалось?

  3. Какие проблемы школа будет решать в 2023/24 учебном году?

По второму направлению опишите состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Лучше всего это сделать по каждому модулю рабочей программы воспитания. Описывайте только качество воспитательной работы в рамках модуля, а количественные данные можно не приводить или привести минимально. Например, при оценке качества совместной деятельности классных руководителей и их классов из количественных данных можно указать количество классов, долю участников в общешкольных мероприятиях по уровням образования и т. п.

Далее опишите формы работы, которые применялись в рамках каждого модуля. Например, тематические классные часы; участие в творческих конкурсах и т. п.

Потом приведите информацию о значительных результатах воспитательной работы в рамках каждого модуля. Например, о достижениях учеников в конкурсах и олимпиадах.

Когда приведете данные по всем модулям, сделайте общие выводы. Укажите, есть ли динамика в результатах по сравнению с предыдущим годом, дайте общую оценку организации воспитания в школе. Можно привести выводы по конкретным – значимым для школы – модулям программы, если считаете это необходимым. Укажите степень реализации календарных планов воспитательной работы. После этого сформулируйте рекомендации для педагогических работников по итогам анализа.

Ниже смотрите пример аналитической справки-отчета. В ней акцент сделан на определении качества работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию учеников, анализе совместной деятельности детей и взрослых. Выводы и рекомендации в документе эксперты ориентировали на внедрение ФОП.

Справка-отчет по итогам воспитательной работы за 2022/23 учебный год



Формулировки из аналитической справки-отчета можно включить в Анализ работы школы. Также используйте выводы и рекомендации из документа, чтобы определить модули рабочей программы воспитания и составить календарные планы воспитательной работы на 2023/24 учебный год.

Познакомьте педагогический коллектив с результатами анализа. Для выявления и трансляции проблемных зон используйте графическое и цветовое отображение в диаграммах. Так педагогам, которые организуют воспитывающую деятельность, будет легче воспринять позиции успеха и позиции дефицита в воспитательной работе, чтобы улучшить ее в новом учебном году.