Файл: Анализировать воспитательную работу за 202223 учебный год.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, учеников с ОВЗ. А также семьи мигрантов, детям из которых требуется поддержка в социальной адаптации.
Запросите информацию о деятельности органов ученического самоуправления классов и школы у советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Попросите специалиста проанализировать работу совета лидеров классов и школьного актива, который проводит значимые события: акции, фестивали, флешмобы и т. п. Еще пусть оценит, как работают органы классного самоуправления, которые отвечают за различные направления работы класса. Советник может узнать об этом у классных руководителей.
Запросите у советника информацию о работе с детскими и родительскими инициативами. Например, какие инициативы были заявлены детьми и/или родителями, какие из них реализованы. Проанализируйте, как это повлияло на эффективность воспитательной работы.
Используйте для сбора информации опросники и анкеты для школьников. Это поможет выяснить, как организована деятельность ученического совета, каким образом учитываются мнения школьников по вопросам, которые затрагивают их права и законные интересы. Смотрите ниже примеры опросников для школьников.
Исследование представлений школьников о деятельности органов ученического самоуправления
Опросный лист
Перейти в документ
Опросник для членов ученического самоуправления
Опросник раздайте всем участникам системы ученического самоуправления.
1. Какие органы ученического самоуправления созданы в вашей школе, кроме ученического совета?
2. В состав какого комитета ученического самоуправления вы входите?
3. Как часто собирается ученический совет в вашей школе?
4. Каким образом вы узнаете о предложениях, проблемах учеников? Как собираете мнения учеников о вашей работе?
5. Какие вопросы в вашей школе доверяют учащимся решать самостоятельно?
6. Какие проблемы в школе являются предметом совместного решения педагогов и учащихся?
7. Принимаете ли вы участие в планировании и организации жизни школы? Как организована ваша совместная работа со взрослыми?
8. Как вы думаете, деятельность ученического самоуправления в вашей школе интересна многим учащимся или только активистам?
Перейти в документ
Чтобы проанализировать качество профориентационной работы, поручите педагогу-психологу провести анкетирования, тестирования или опросы школьников. Их результаты покажут готовность к профессиональному самоопределению. Еще пусть педагог-психолог представит результаты консультаций для школьников и их семей по вопросам профессионального самоопределения. Если в школе нет психолога, то попросите классных руководителей провести анкетирование учеников. Предложите педагогам готовые анкеты для учеников.
Общее состояние профориентационной работы в школе проанализируйте с помощью карты анализа. Она поможет оценить уровни усвоения, поведения и результатов школьников в плане профессионального самоопределения. Ниже скачайте карту анализа.
Карта анализа профориентационной работы
Еще вы можете запросить дополнительную информацию у социального педагога, педагога-психолога, советника по воспитанию, родителей и учеников. Привлеките тех педагогов, учеников и родителей, кто принимает активное участие в жизни школы и сможет объективно оценить воспитательный процесс.
Анкетирование администрации, педагогов, учеников и родителей
Если нужно увидеть динамику личностных результатов детей, попросите классных руководителей предоставить данные наблюдений за классом и отдельными детьми, проведите собеседования с ними. Чтобы вам было проще систематизировать эти данные
, заранее подготовьте анкеты и вопросы для детей. Подробнее, как оценить личностные результаты, читайте в рекомендации. Чтобы подвести итоги анализа личностных результатов по параллели, уровню образования или школе, воспользуйтесь сервисом «Карта оценки личностных результатов учеников».
Используйте данные, которые получили в собеседовании с педагогами внеурочной деятельности и педагогами-предметниками, чтобы увидеть, способствуют ли внеурочные занятия и школьные уроки личностному развитию детей. Это могут подтвердить и результаты участия школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, акциях.
Изучите самоанализы и результаты анкетирования, чтобы сделать выводы по итогам воспитательной работы за год. Также еще раз посмотрите выводы в справках, которые вы готовили ранее: справке за первое полугодие и справкам по итогам ВШК по вопросам воспитания. Это поможет увидеть динамику в показателях.
Результатом анализа будет перечень выявленных проблем воспитания, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Федеральная рабочая программа воспитания рекомендует оформить результаты анализа в виде отчета. Его составляет замдиректора по воспитательной работе совместно с советником директора по воспитательной работе. Отчет рассматривает и утверждает педагогический совет.
Старайтесь сделать анализ полезным для школы. Например, можно не указывать количество проведенных общешкольных мероприятий, классных часов, бесед с учениками и родителями. Лучше написать о результатах, которых достигла школа с помощью конкретных мер. Это поможет увидеть, какие формы работы были эффективными, а какие нет. Опишите и способы получения информации для анализа. Если в течение учебного года были отменены, перенесены или проведены в ином формате важные воспитательные мероприятия, то отразите это в документе.
Для актуализации воспитательной работы в следующем году в соответствии с федеральной программой воспитания в анализе обязательно обратите внимание и на ключевые федеральные проекты. Это «Разговоры о важном», «Школьный театр», «Школьный спортивный клуб», РДДМ «Движение первых», историческое просвещение. Оцените, какие проекты и насколько успешно уже реализуются в вашей школе, а какие нужно внедрить и какие потребуют дополнительных усилий в реализации.
Предлагаем в 2022/23 учебном году составить справку-отчет по итогам воспитательной работы за год. Выделить в документе общую, вводную и аналитическую части. В общей части укажите цель контроля, его методы и дату составления документа. Можно указать исполнителя контроля.
Во вводной части можно указать данные из рабочих программ воспитания уровней образования. Это цель и задачи воспитательной работы, которую осуществляла школа в течение года. Также можно перечислить инвариантные и вариативные модули программы воспитания. Еще можно внести информацию об ограничениях, которые повлияли на воспитательный процесс в школе, например карантинные меры.
В аналитической части приведите результаты самоанализа воспитательной работы по двум направлениям: «Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников» и «Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых». В начале анализа каждого направления укажите: способы получения информации, критерии оценки результатов воспитания или состояния воспитательного процесса. Они должны быть в соответствующем разделе вашей рабочей программы воспитания – можно взять их оттуда.
По первому направлению приведите результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников по трем вопросам:
По второму направлению опишите состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Лучше всего это сделать по каждому модулю рабочей программы воспитания. Описывайте только качество воспитательной работы в рамках модуля, а количественные данные можно не приводить или привести минимально. Например, при оценке качества совместной деятельности классных руководителей и их классов из количественных данных можно указать количество классов, долю участников в общешкольных мероприятиях по уровням образования и т. п.
Далее опишите формы работы, которые применялись в рамках каждого модуля. Например, тематические классные часы; участие в творческих конкурсах и т. п.
Потом приведите информацию о значительных результатах воспитательной работы в рамках каждого модуля. Например, о достижениях учеников в конкурсах и олимпиадах.
Когда приведете данные по всем модулям, сделайте общие выводы. Укажите, есть ли динамика в результатах по сравнению с предыдущим годом, дайте общую оценку организации воспитания в школе. Можно привести выводы по конкретным – значимым для школы – модулям программы, если считаете это необходимым. Укажите степень реализации календарных планов воспитательной работы. После этого сформулируйте рекомендации для педагогических работников по итогам анализа.
Ниже смотрите пример аналитической справки-отчета. В ней акцент сделан на определении качества работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию учеников, анализе совместной деятельности детей и взрослых. Выводы и рекомендации в документе эксперты ориентировали на внедрение ФОП.
Справка-отчет по итогам воспитательной работы за 2022/23 учебный год
Формулировки из аналитической справки-отчета можно включить в Анализ работы школы. Также используйте выводы и рекомендации из документа, чтобы определить модули рабочей программы воспитания и составить календарные планы воспитательной работы на 2023/24 учебный год.
Познакомьте педагогический коллектив с результатами анализа. Для выявления и трансляции проблемных зон используйте графическое и цветовое отображение в диаграммах. Так педагогам, которые организуют воспитывающую деятельность, будет легче воспринять позиции успеха и позиции дефицита в воспитательной работе, чтобы улучшить ее в новом учебном году.
Модуль «Самоуправление»
Запросите информацию о деятельности органов ученического самоуправления классов и школы у советника директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями. Попросите специалиста проанализировать работу совета лидеров классов и школьного актива, который проводит значимые события: акции, фестивали, флешмобы и т. п. Еще пусть оценит, как работают органы классного самоуправления, которые отвечают за различные направления работы класса. Советник может узнать об этом у классных руководителей.
Запросите у советника информацию о работе с детскими и родительскими инициативами. Например, какие инициативы были заявлены детьми и/или родителями, какие из них реализованы. Проанализируйте, как это повлияло на эффективность воспитательной работы.
Используйте для сбора информации опросники и анкеты для школьников. Это поможет выяснить, как организована деятельность ученического совета, каким образом учитываются мнения школьников по вопросам, которые затрагивают их права и законные интересы. Смотрите ниже примеры опросников для школьников.
Пример
Исследование представлений школьников о деятельности органов ученического самоуправления
Опросный лист
№ | Вопрос | Отметьте один ответ |
1. Что в твоем понимании означает ученическое самоуправление? | ||
1 | Я не знаю точно, что это такое | |
2 | Это возможность для учеников школы выразить и отстоять свою точку зрения по важным вопросам школьной жизни | |
3 | Это формально организованная деятельность для принятия решений, нужных администрации школы | |
2. Какие вопросы в первую очередь должны решать органы ученического самоуправления? | ||
1 | Организация досуга и свободного времени учеников | |
2 | Организация и расширение возможностей общения с друзьями, сверстниками | |
3 | Участие в учебных вопросах | |
4 | Установление контактов с другими детскими, подростковыми и молодежными организациями | |
5 | Все ответы верны | |
6 | Напишите свой вариант, если не нашли нужного выше | |
3. Как ты относишься к ученическому самоуправлению в школе? | ||
1 | Я рад(а), что я и/или мои друзья участвуют в этой работе | |
2 | Мне все равно, есть органы ученического самоуправления или их нет | |
3 | Не вижу необходимости в самоуправлении – это формальный орган | |
4 | Мне бы очень хотелось войти в состав совета школы, но точно знаю, что мне это не удастся сделать | |
5 | Затрудняюсь ответить | |
Перейти в документ
Пример
Опросник для членов ученического самоуправления
Опросник раздайте всем участникам системы ученического самоуправления.
1. Какие органы ученического самоуправления созданы в вашей школе, кроме ученического совета?
2. В состав какого комитета ученического самоуправления вы входите?
3. Как часто собирается ученический совет в вашей школе?
4. Каким образом вы узнаете о предложениях, проблемах учеников? Как собираете мнения учеников о вашей работе?
5. Какие вопросы в вашей школе доверяют учащимся решать самостоятельно?
6. Какие проблемы в школе являются предметом совместного решения педагогов и учащихся?
7. Принимаете ли вы участие в планировании и организации жизни школы? Как организована ваша совместная работа со взрослыми?
8. Как вы думаете, деятельность ученического самоуправления в вашей школе интересна многим учащимся или только активистам?
Перейти в документ
Модуль «Профориентация»
Чтобы проанализировать качество профориентационной работы, поручите педагогу-психологу провести анкетирования, тестирования или опросы школьников. Их результаты покажут готовность к профессиональному самоопределению. Еще пусть педагог-психолог представит результаты консультаций для школьников и их семей по вопросам профессионального самоопределения. Если в школе нет психолога, то попросите классных руководителей провести анкетирование учеников. Предложите педагогам готовые анкеты для учеников.
Анкета для учеников «Выбор профессии» | Анкета для учеников «Моя будущая профессия» |
| |
Общее состояние профориентационной работы в школе проанализируйте с помощью карты анализа. Она поможет оценить уровни усвоения, поведения и результатов школьников в плане профессионального самоопределения. Ниже скачайте карту анализа.
Карта анализа профориентационной работы
|
Дополнительная информация
Еще вы можете запросить дополнительную информацию у социального педагога, педагога-психолога, советника по воспитанию, родителей и учеников. Привлеките тех педагогов, учеников и родителей, кто принимает активное участие в жизни школы и сможет объективно оценить воспитательный процесс.
Анкетирование администрации, педагогов, учеников и родителей
У кого запросить | Какие данные | В какой форме |
Социальный педагог | Оценка качества профилактической работы классных руководителей | Анкета для оценки качества профилактической работы классных руководителей |
Педагог-психолог | Оценка качества работы классных руководителей по обеспечению благоприятных психологических условий | Анкета для оценки качества работы классных руководителей по обеспечению благоприятных психологических условий |
Советник директора по воспитанию | Оценка качества воспитательной работы классных руководителей и учителей-предметников | Анкета для оценки качества воспитательной работы классных руководителей и учителей-предметников |
Директор и его заместители, курирующие воспитательную работу. Несколько педагогов, которые активно включены в воспитательную работу и имеют о ней свое мнение. Несколько родителей, но лишь в том случае, если они действительно хорошо знакомы со школой и тем, что в ней происходит. Несколько старшеклассников, которые так же хорошо знакомы с тем, что происходит во всей школе, а не только в их классе | Оценка качества организации воспитательного процесса, то есть состояния совместной деятельности детей и взрослых в школе | Анкета для самоанализа школьной совместной деятельности детей и взрослых Анкета универсальна – ее вопросы подходят педагогам, детям и родителям. На основе анкеты самоанализа вы можете составить свои вопросы |
Если нужно увидеть динамику личностных результатов детей, попросите классных руководителей предоставить данные наблюдений за классом и отдельными детьми, проведите собеседования с ними. Чтобы вам было проще систематизировать эти данные
, заранее подготовьте анкеты и вопросы для детей. Подробнее, как оценить личностные результаты, читайте в рекомендации. Чтобы подвести итоги анализа личностных результатов по параллели, уровню образования или школе, воспользуйтесь сервисом «Карта оценки личностных результатов учеников».
Используйте данные, которые получили в собеседовании с педагогами внеурочной деятельности и педагогами-предметниками, чтобы увидеть, способствуют ли внеурочные занятия и школьные уроки личностному развитию детей. Это могут подтвердить и результаты участия школьников в предметных олимпиадах, творческих конкурсах, акциях.
Изучите самоанализы и результаты анкетирования, чтобы сделать выводы по итогам воспитательной работы за год. Также еще раз посмотрите выводы в справках, которые вы готовили ранее: справке за первое полугодие и справкам по итогам ВШК по вопросам воспитания. Это поможет увидеть динамику в показателях.
Как подвести итоги анализа
Результатом анализа будет перечень выявленных проблем воспитания, над решением которых предстоит работать педагогическому коллективу. Федеральная рабочая программа воспитания рекомендует оформить результаты анализа в виде отчета. Его составляет замдиректора по воспитательной работе совместно с советником директора по воспитательной работе. Отчет рассматривает и утверждает педагогический совет.
Старайтесь сделать анализ полезным для школы. Например, можно не указывать количество проведенных общешкольных мероприятий, классных часов, бесед с учениками и родителями. Лучше написать о результатах, которых достигла школа с помощью конкретных мер. Это поможет увидеть, какие формы работы были эффективными, а какие нет. Опишите и способы получения информации для анализа. Если в течение учебного года были отменены, перенесены или проведены в ином формате важные воспитательные мероприятия, то отразите это в документе.
Для актуализации воспитательной работы в следующем году в соответствии с федеральной программой воспитания в анализе обязательно обратите внимание и на ключевые федеральные проекты. Это «Разговоры о важном», «Школьный театр», «Школьный спортивный клуб», РДДМ «Движение первых», историческое просвещение. Оцените, какие проекты и насколько успешно уже реализуются в вашей школе, а какие нужно внедрить и какие потребуют дополнительных усилий в реализации.
Предлагаем в 2022/23 учебном году составить справку-отчет по итогам воспитательной работы за год. Выделить в документе общую, вводную и аналитическую части. В общей части укажите цель контроля, его методы и дату составления документа. Можно указать исполнителя контроля.
Во вводной части можно указать данные из рабочих программ воспитания уровней образования. Это цель и задачи воспитательной работы, которую осуществляла школа в течение года. Также можно перечислить инвариантные и вариативные модули программы воспитания. Еще можно внести информацию об ограничениях, которые повлияли на воспитательный процесс в школе, например карантинные меры.
В аналитической части приведите результаты самоанализа воспитательной работы по двум направлениям: «Результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников» и «Состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых». В начале анализа каждого направления укажите: способы получения информации, критерии оценки результатов воспитания или состояния воспитательного процесса. Они должны быть в соответствующем разделе вашей рабочей программы воспитания – можно взять их оттуда.
По первому направлению приведите результаты воспитания, социализации и саморазвития школьников по трем вопросам:
-
Какие проблемы личностного развития школьников решены? -
Какие проблемы личностного развития решить не удалось? -
Какие проблемы школа будет решать в 2023/24 учебном году?
По второму направлению опишите состояние организуемой в школе совместной деятельности детей и взрослых. Лучше всего это сделать по каждому модулю рабочей программы воспитания. Описывайте только качество воспитательной работы в рамках модуля, а количественные данные можно не приводить или привести минимально. Например, при оценке качества совместной деятельности классных руководителей и их классов из количественных данных можно указать количество классов, долю участников в общешкольных мероприятиях по уровням образования и т. п.
Далее опишите формы работы, которые применялись в рамках каждого модуля. Например, тематические классные часы; участие в творческих конкурсах и т. п.
Потом приведите информацию о значительных результатах воспитательной работы в рамках каждого модуля. Например, о достижениях учеников в конкурсах и олимпиадах.
Когда приведете данные по всем модулям, сделайте общие выводы. Укажите, есть ли динамика в результатах по сравнению с предыдущим годом, дайте общую оценку организации воспитания в школе. Можно привести выводы по конкретным – значимым для школы – модулям программы, если считаете это необходимым. Укажите степень реализации календарных планов воспитательной работы. После этого сформулируйте рекомендации для педагогических работников по итогам анализа.
Ниже смотрите пример аналитической справки-отчета. В ней акцент сделан на определении качества работы школы по воспитанию, социализации и саморазвитию учеников, анализе совместной деятельности детей и взрослых. Выводы и рекомендации в документе эксперты ориентировали на внедрение ФОП.
Справка-отчет по итогам воспитательной работы за 2022/23 учебный год
|
Формулировки из аналитической справки-отчета можно включить в Анализ работы школы. Также используйте выводы и рекомендации из документа, чтобы определить модули рабочей программы воспитания и составить календарные планы воспитательной работы на 2023/24 учебный год.
Познакомьте педагогический коллектив с результатами анализа. Для выявления и трансляции проблемных зон используйте графическое и цветовое отображение в диаграммах. Так педагогам, которые организуют воспитывающую деятельность, будет легче воспринять позиции успеха и позиции дефицита в воспитательной работе, чтобы улучшить ее в новом учебном году.