Файл: Практическое задание 1, Модуль Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте слушатель Морозова Ольга Юрьевна Преподаватель Рогацкая Маргарита Сергеевна.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 15

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"

Программа профессиональной переподготовки

Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)

Дисциплина: Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей

Практическое задание 1, Модуль 1. Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте


Выполнил:

слушатель Морозова Ольга Юрьевна

Преподаватель:

Рогацкая Маргарита Сергеевна

г. Москва – 2023

Таблица 1. Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте

Заболевание или повреждение

Причина

Нейропсихологическая характеристика

Умственная отсталость

Стойкое недоразвитие теменных и лобных структур мозга.

Этиология – эндогенная (генетические факторы), экзогенная (инфекции, отравления, травмы).

Характеризуется ранним поражением головного мозга (от периода внутриутробного развития до 2-3 лет), психическое недоразвитие носит тотальный характер; нарушения необратимы; ядерный симптом - нарушение мышления. Нейропсихологическая картина – интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики психических функций.

Деменция

Поражение головного мозга возникает после 2,5-3 лет, нарушения носят парциальный характер. Резидуальная деменция – слабоумие, возникшее в результате остаточного поражения мозга. Прогрессирующая деменция – хронически протекающий менингит, менингоэнцефалит, эпилепсия, склероз и тд.

Нарушение умственной работоспособности, нарастание эмоционально-волевой неустойчивости. Могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, проявляется наглядно в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. В детском возрасте это, как правило, корково-подкорковые нарушения, но в более зрелом возрасте может иметь место первичное повреждение лобных систем. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы.

Задержки речевого и психического развития

Могут быть повреждены: проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей, глубинные структуры мозга, вторичные поля коры

Диагностируется, как правило, при поступлении в школу; может иметь обратимый характер. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. Диагноз правомерен лишь временно.

СДВГ

Нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за целенаправленность и контроль поведения. Однако, этиология выяснена не до конца. Есть три гипотезы. Раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетический фактор.

Наиболее типичные проявления СДВГ – расстройства внимания, гиперактивность, импульсивность поведения.

Ранний детский аутизм

Рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры.

Возникает в раннем детстве, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни; нарушения мозга характеризуются как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей; в большей степени страдает сфера социального взаимодействия. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением.

Нарушения слуха и зрения

Врожденные нарушения зрительного или слухового восприятия возникают как при повреждении соответствующего анализатора, так и при несформированности связей периферических и центральных звеньев анализаторов в первые недели жизни.

Обеднение способности мозга к отражению, то есть к активному взаимодействию со средой. Изменение просодики и четкости речи. Письмо и чтение превалируют над устной речью, экспрессивная речь на импрессивной при нарушениях слуха.

Слепота. Нарушение связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможны нарушения между словом и действием.



Таблица 2. Основные нейропсихологические факторы

Фактор

Мозговая локализация

Роль фактора в обеспечении психической деятельности

Модально-неспецифический фактор

Глубинные отделы головного мозга

Витальные потребности, жизнеобеспечение организма. Управление биологическими ритмами. Динамические расстройства различных психических функций. Определение астеничных и стеничных людей.

Модально-специфический фактор

Вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями.

Нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабления конкретного типа памяти). Восприятие звуков речи.

Кинестетический фактор

Передняя часть теменной области

Передача и интеграция сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположение моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме автоматизированного или предметного движения

Кинетический фактор

Премоторные отделы мозга

Возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнение различных действий. Соответственно при нарушение данного фактора у детей элементы движений выполняются изолировано, прерывисто, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Яркий пример – письмо и рисование. В более выраженных случаях происходит застревание на каком-то фрагменте движения, приводящее к его повторению. В письме – это повторение букв и частей букв, особенно когда буквы содержат сходные элементы.

Пространственный фактор

Нижнетеменная область мозга, обеспечивающая переработку зрительной, слуховой и тактильной информации.

Отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик: реальное пространство, представления о пространстве и квазипространство.

Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности

Лобные отделы головного мозга. Смысловая ось фактора произвольности-непроизвольности проходит через мозг как бы диагонально – от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области.

Произвольная и непроизвольная регуляция поведения.

Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний

Поражение корковых структур, патологические изменения глубинных участков мозга.

Сознание и осознание. При поражении, к примеру, бывает анозогнозия – тенденция отрицать у себя того или иного дефекта либо возникновением феномена игнорирования – неосозноваемость половины тел, части зрительного или слухового пространства.

Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ

Левое полушарие, лобные доли

Последовательность получения информации тем или другим анализатором.

Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ

Правое полушарие

Синхронное поступление информации по многим каналам сразу и целостная и одновременная её обработка. К примеру, узнавание лиц, припоминание сложных образов, узнавание времени на часах, ориентировка в знакомой местности.

Фактор межполушарного взаимодействия

Мозолистое тело. Другие комиссуры мозга, важнейшим из которых является четверохолмие и зрительная хиазма.

Обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы.

Общемозговой фактор

Связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, биохимическими процессами.

При поражение данного фактора приводят к разнообразным изменениям большинства психических процессов и состояний.

Фактор работы глубоких подкорковых структур

Лимбическая система, таламус и прилежащие к нему системы.

В лекциях было отмечено, что данный фактор пока не изучен в достаточной степени.