Файл: Практическое задание 1, Модуль Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте слушатель Морозова Ольга Юрьевна Преподаватель Рогацкая Маргарита Сергеевна.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 15
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "Национальный исследовательский институт дополнительного образования и профессионального обучения"
Программа профессиональной переподготовки
Детская нейропсихология. Диагностика и коррекция высших психических функций у детей имеющих нарушения различного генеза (340)
Дисциплина: Нейропсихологические симптомы и синдромы поражений головного мозга у детей
Практическое задание 1, Модуль 1. Повреждения и заболевания головного мозга в детском возрасте
Выполнил:
слушатель Морозова Ольга Юрьевна
Преподаватель:
Рогацкая Маргарита Сергеевна
г. Москва – 2023
Таблица 1. Заболевания и повреждения головного мозга в детском возрасте
Заболевание или повреждение | Причина | Нейропсихологическая характеристика |
Умственная отсталость | Стойкое недоразвитие теменных и лобных структур мозга. Этиология – эндогенная (генетические факторы), экзогенная (инфекции, отравления, травмы). | Характеризуется ранним поражением головного мозга (от периода внутриутробного развития до 2-3 лет), психическое недоразвитие носит тотальный характер; нарушения необратимы; ядерный симптом - нарушение мышления. Нейропсихологическая картина – интеллектуальные нарушения, пространственные дефекты, симптомы слабости нейродинамики психических функций. |
Деменция | Поражение головного мозга возникает после 2,5-3 лет, нарушения носят парциальный характер. Резидуальная деменция – слабоумие, возникшее в результате остаточного поражения мозга. Прогрессирующая деменция – хронически протекающий менингит, менингоэнцефалит, эпилепсия, склероз и тд. | Нарушение умственной работоспособности, нарастание эмоционально-волевой неустойчивости. Могут быть грубые локальные корковые или подкорковые нарушения, проявляется наглядно в нарушении гнозиса, праксиса, а также в регуляции поведения. В детском возрасте это, как правило, корково-подкорковые нарушения, но в более зрелом возрасте может иметь место первичное повреждение лобных систем. Наряду с выпадением отдельных частных корковых функций у ребенка, прежде всего, отмечаются расстройства эмоциональной сферы. |
Задержки речевого и психического развития | Могут быть повреждены: проводящие пути между отдельными участками коры мозга, обеспечивающие образование необходимых ассоциативных связей, глубинные структуры мозга, вторичные поля коры | Диагностируется, как правило, при поступлении в школу; может иметь обратимый характер. Являясь следствием временно и мягко действующих факторов, задержка темпа может иметь обратимый характер и полностью ликвидироваться через ускоренную фазу созревания или запоздалое окончание созревания. Диагноз правомерен лишь временно. |
СДВГ | Нарушение своевременности, полноценности и синхронности созревания отдельных мозговых структур, ответственных за целенаправленность и контроль поведения. Однако, этиология выяснена не до конца. Есть три гипотезы. Раннее органическое поражение ЦНС, социальное влияние, генетический фактор. | Наиболее типичные проявления СДВГ – расстройства внимания, гиперактивность, импульсивность поведения. |
Ранний детский аутизм | Рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей, включая прерванное развитие дендритных окончаний в структурах лимбической системы, снижение количества нейронов и увеличение числа патологических клеток в мозжечке, чрезмерное разрастание задних отделов коры и признаки диффузных нарушений взаимосвязей на уровне коры. | Возникает в раннем детстве, но симптоматика сохраняется на протяжении всей жизни; нарушения мозга характеризуются как рассеянные повреждения мозговых структур и их взаимосвязей; в большей степени страдает сфера социального взаимодействия. Характеризуется существенным отставанием в развитии социальных взаимодействий, задержками речевого и умственного развития, стереотипным поведением. |
Нарушения слуха и зрения | Врожденные нарушения зрительного или слухового восприятия возникают как при повреждении соответствующего анализатора, так и при несформированности связей периферических и центральных звеньев анализаторов в первые недели жизни. | Обеднение способности мозга к отражению, то есть к активному взаимодействию со средой. Изменение просодики и четкости речи. Письмо и чтение превалируют над устной речью, экспрессивная речь на импрессивной при нарушениях слуха. Слепота. Нарушение связи образа и слова, которая становится либо слишком генерализованной, либо слишком узкой. Возможны нарушения между словом и действием. |
Таблица 2. Основные нейропсихологические факторы
Фактор | Мозговая локализация | Роль фактора в обеспечении психической деятельности |
Модально-неспецифический фактор | Глубинные отделы головного мозга | Витальные потребности, жизнеобеспечение организма. Управление биологическими ритмами. Динамические расстройства различных психических функций. Определение астеничных и стеничных людей. |
Модально-специфический фактор | Вторичные поля коры больших полушарий вместе с их корково-корковыми и корково-подкорковыми связями. | Нарушения в зрительной, слуховой, кожно-кинестетической и двигательной сферах проявляются в виде гностических дефектов, вторичных дефектов праксиса, специфических мнестических нарушений (ослабления конкретного типа памяти). Восприятие звуков речи. |
Кинестетический фактор | Передняя часть теменной области | Передача и интеграция сигналов, поступающих от рецепторов, расположенных в мышцах, суставах и сухожилиях, и несущих информацию о взаимном расположение моторных аппаратов в их статическом состоянии или в режиме автоматизированного или предметного движения |
Кинетический фактор | Премоторные отделы мозга | Возможность естественного и целесообразного перехода от одного элемента к другому при выполнение различных действий. Соответственно при нарушение данного фактора у детей элементы движений выполняются изолировано, прерывисто, затрудняется быстрая и плавная смена включенных в движение компонентов. Яркий пример – письмо и рисование. В более выраженных случаях происходит застревание на каком-то фрагменте движения, приводящее к его повторению. В письме – это повторение букв и частей букв, особенно когда буквы содержат сходные элементы. |
Пространственный фактор | Нижнетеменная область мозга, обеспечивающая переработку зрительной, слуховой и тактильной информации. | Отвечает за восприятие и переработку пространственных характеристик: реальное пространство, представления о пространстве и квазипространство. |
Фактор произвольной-непроизвольной регуляции психической деятельности | Лобные отделы головного мозга. Смысловая ось фактора произвольности-непроизвольности проходит через мозг как бы диагонально – от левой лобной доли к правой теменно-затылочной области. | Произвольная и непроизвольная регуляция поведения. |
Фактор осознанности-неосознанности психических функций и состояний | Поражение корковых структур, патологические изменения глубинных участков мозга. | Сознание и осознание. При поражении, к примеру, бывает анозогнозия – тенденция отрицать у себя того или иного дефекта либо возникновением феномена игнорирования – неосозноваемость половины тел, части зрительного или слухового пространства. |
Фактор сукцессивности (последовательности) организации ВПФ | Левое полушарие, лобные доли | Последовательность получения информации тем или другим анализатором. |
Фактор симультанности (одновременности) организации ВПФ | Правое полушарие | Синхронное поступление информации по многим каналам сразу и целостная и одновременная её обработка. К примеру, узнавание лиц, припоминание сложных образов, узнавание времени на часах, ориентировка в знакомой местности. |
Фактор межполушарного взаимодействия | Мозолистое тело. Другие комиссуры мозга, важнейшим из которых является четверохолмие и зрительная хиазма. | Обеспечение совместной деятельности левого и правого полушария как целостной системы. |
Общемозговой фактор | Связан не с самим мозгом, а с теми системами, которые обеспечивают его полноценную работу: с кровообращением, биохимическими процессами. | При поражение данного фактора приводят к разнообразным изменениям большинства психических процессов и состояний. |
Фактор работы глубоких подкорковых структур | Лимбическая система, таламус и прилежащие к нему системы. | В лекциях было отмечено, что данный фактор пока не изучен в достаточной степени. |