Файл: Оценка функциональной грамотности учащихся основной школы. Разработка измерительных.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Читательская грамотность
(исследование PISA)
Читательская грамотность – способность
человека понимать и использовать письменные
тексты, размышлять о них и заниматься чтением
для того, чтобы достигать своих целей, расширять
свои
знания
и
возможности,
участвовать
в
социальной жизни.
Опора на текст
Опора на внетекстовое знание
3.
осмыслить и оценить содержание текста форму текста
1.
найти и извлечь
(информацию
)
2.
интегрировать и интерпретировать
(сообщения текста)
Чтение и понимание текстов (PIRLS)
Читательская грамотность(PISA)
Пример задания для оценки читательской
грамотности
Как поступили бы вы, купив такое печенье? ____________________________
Почему бы вы так поступили?
Используйте информацию из объявления для обоснования своего ответа.
Ситуация функционирования текста: Общественная
Формат текста: Несплошной
Тип текста: Инструкция
Читательское действие: Осмысление и оценка информации текста
Комментарии эксперта. Вопрос «Как поступили бы вы, купив такое печенье?» допускает
ограниченное, но весьма обширное число вариантов ответа. Отвечая на этот вопрос,
читатель должен предположить, как он сам поступил бы в житейской, знакомой
ситуации (съесть ли потенциально опасную пищу).
Обязательная опора на личный
опыт, невозможность ответить на вопрос, опираясь только на текст, – критерий для
отнесения вопроса к категории «осмысление и оценка информации текста».
Легкость
этого вопроса объясняется тем, что ответ не предполагает никаких специальных
знаний, которые нужно извлечь из текста. Уровень рефлексии, требуемый для
понимания самого вопроса и соответствующих элементов текста, весьма низок. 83%
российских учащихся справились с вопросом успешно. Что могло затруднить остальных
17% учеников? Среди множества возможных причин остановимся на двух, порождаемых
традицией отечественного образования.
Во-первых, на этот вопрос нет одного
единственно верного ответа (принимается и вариант «съем», и противоположный
вариант «верну в магазин»). Во-вторых, при ответе на этот вопрос нужно применить
умения работы с текстом, полученные в школе, к житейской ситуации.
Иными
словами, данное задание иллюстрирует основной подход тестов компетентности к
оценке образовательных результатов: ценно то знание и умение, которое
применяется в новой ситуации. В данном случае новым мог оказаться сам переход от
текста к жизни. Вспомним Буратино. Не всем удается «яблоки из учебника» делить по
тем же правилам, что «яблоки из жизни».
ОБЪЯВЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ
Осторожно – аллерген!
Арахис в лимонном печенье
Дата: 04 февраля 2008 г.
Изготовитель: ООО Файн Фудз
Информация о продукте: Лимонное печенье в пачках по 125 г (со сроком годности до
18 июня 2008 г. и со сроком годности до
01 июля 2008 г.).
Подробности: Печенье в указанных партиях может содержать арахисовую крошку, не включенную в список исходных продуктов.
Тем, кто страдает аллергией на арахис, не следует есть это печенье!
Как поступить: Если вы уже купили это печенье, можете вернуть его назад, и вам полностью возместят расходы. За дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.
ОБЪЯВЛЕНИЕ В СУПЕРМАРКЕТЕ
Осторожно – аллерген!
Арахис в лимонном печенье
Дата: 04 февраля 2008 г.
Изготовитель: ООО Файн Фудз
Информация о продукте: Лимонное печенье в пачках по 125 г (со сроком годности до
18 июня 2008 г. и со сроком годности до
01 июля 2008 г.).
Подробности: Печенье в указанных партиях может содержать арахисовую крошку, не включенную в список исходных продуктов.
Тем, кто страдает аллергией на арахис, не следует есть это печенье!
Как поступить: Если вы уже купили это печенье, можете вернуть его назад, и вам полностью возместят расходы. За дополнительной информацией обращайтесь по телефону 1800 034 241.
Структура заданий по читательской грамотности
Основные компетенции
Один текст
Множественный текст
Локализация информации (17%)
Просмотр текста и нахождение информации (3%)
Поиск и извлечение информации из текста (3%)
Просмотр текста и нахождение информации (4%)
Поиск и извлечение информации из текста (7%)
Понимание.
Интеграция и интерпретация
(46%)
Выявление буквального смысла
(17%)
Обобщение и формулирование выводов (21%)
Обобщение и формулирование выводов (8%)
Рефлексия и оценка (37%)
Оценивание качества и достоверности текста (7%)
Размышление над содержанием и формой текста (5.5%)
Оценивание качества и достоверности текста (1%)
Размышление над содержанием и формой текста
(5.5%)
Обнаружение и устранение противоречий (18%)
Естественнонаучная грамотность
(исследование PISA)
Естественнонаучная грамотность – это способность человека
занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с
естественными
науками,
и
его
готовность
интересоваться
естественнонаучными идеями. Естественнонаучно грамотный человек
стремится участвовать в аргументированном обсуждении проблем,
относящихся к естественным наукам и технологиям, что требует от
него
следующих
компетентностей:
научно
объяснять
явления,
оценивать
и
планировать
научные
исследования,
научно
интерпретировать данные и доказательства.
Модель
естественнонаучной грамотности исследования
PISA-2015
Контексты
Личные, местные/националь ные и глобальные проблемы, как современные, так и исторические, которые требуют понимания вопросов науки и технологий.
Компетенции
Способность научно объяснять явления, применять методы естественнонаучного исследования, интерпретировать данные и использовать научные доказательства для получения выводов.
Отношение
Отношение к науке, которое характеризуется интересом к науке и технологиям, пониманием ценности научного изучения вопросов, там, где это необходимо, и осведомленностью о проблемах окружающей среды, а также осознанием важности их решения.
Знания
Понимание основных фактов, идей и теорий, образующих фундамент научного знания. Такое знание включает в себя знание о природе и технологиях (знание содержания), знание о методах получения научных знаний (знание процедур), понимание обоснованности этих процедур и их использования
(методологическое знание).
От учащихся требуется
продемонстрировать компетенции в
определенном контексте
Знания и отношение
определяют результаты
учащихся
Сравнение моделей заданий для оценки естественнонаучной грамотности в
исследовании PISA-2015 по основным характеристикам (182 задания)
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Тип
Формат
Компетенции
Контекст
Знания
Системы
Уровень 2 (36 заданий; Россия - 81,8% учащихся)
Интерпретация данных и
использование научных доказательств
Интерактивнае
задания
Применение методов
естественнонаучного
исследования
Глобальный
Личный
Местный/Национальный
Знание процедуры
Знание содержания
Эпистемологичес
кие знания
Земля и космические
системы
Система живых организмов
Физические системы
Стандартные задания
Научное объяснение явлений
Выбор одного правильного ответа
Выбор нескольких правильных ответов
0%
10%
20%
30%
40%
50%
60%
70%
80%
90%
100%
Тип
Формат
Компетенции
Контекст
Знания
Системы
Уровни 5, 6 (29 заданий; Россия - 3,7% учащихся)
Интерпретация
данных и
использование
Интерактивнае задания
Применение методов
естественнонауч. исследования
Глобальный
Личный
Местный/Национальный
Знание процедуры
Знание содержания
Эпистемологические
знания
Земля и космические
системы
Система живых организмов
Физические системы
Стандартные задания
Научное объяснение явлений
Задания с развернутым ответом
(кодируются экспертом)
Выбор одного
правильного
ответа
Выбор нескольких правильных ответов
Глобальные компетенции – способность эффективно
действовать индивидуально или в группе в
различных ситуациях. Они включают:
- заинтересованность и осведомленность о
глобальных тенденциях развития
- управление поведением
- открытость к новому
- эмоциональное восприятие нового
Глобальные компетенции
Глобальные компетенции: модель
Умения
• Аналитическое и
критическое
мышление
• Способность
взаимодействовать
уважительно,
сообразно, эффективно
• Способность
сочувствовать
• Гибкость
Знание, Понимание
• Осознание и
понимание
глобальных
проблем
• Осознание
межкультурных
различий,
взаимопонимание
Отношения
• Открытость
представителям
иных культур
• Уважение других
культур и
культурных
отличий
• Широта взглядов
• Ответственность
КОМПОНЕНТЫ
ЦЕННОСТИ
Человеческое достоинство
Культурное разнообразие
Примеры вопросов из области критического
рассмотрения проблем глобального характера и
межкультурного взаимодействия
Возможные вопросы:
• Как связаны определенные действия с развитием
глобальных проблем?
• Опишите одно позитивное и одно негативное последствие
описанного действия.
• Являются ли ситуации, описанные в таблице, примерами
возможных негативных (позитивных) последствий?
• Являются ли данные предложения краткосрочной или
долгосрочной мерой решения описанной проблемы? И др.
Примеры вопросов из области оценки влияния
различий (культурных, религиозных, политических
или иных) на восприятие, суждения и взгляды людей
Возможные вопросы:
• Помогают ли приведенные факты объяснить … ?
• Приведите одну социальную и одну финансовую причину,
объясняющую, почему …
• Могли бы меры (ранее описаны) побудить изменить свои
действия или планы?
• Объясняют ли причины (приведены) решение сделать … ?
• Могут ли ответы на вопросы, приведенные ниже, помочь
проверить утверждение?
• Какую еще информацию нужно рассмотреть, прежде чем
согласиться с … ?
Способность продуктивно участвовать в процессе выработки,
оценки и совершенствовании идей, направленных на получение
• инновационных (новых, новаторских, оригинальных, нестандартных, непривычных и т.п.) и эффективных
(действенных, результативных, экономичных, оптимальных и т.п.)
решений, и/или
• нового знания, и/или
• эффектного (впечатляющего, вдохновляющего, необыкновенного, удивительного и т.п.) выражения
воображения
3 7
Креативное мышление: определение
(PISA-2021)
Модель оценки креативного мышления
в исследовании PISA: тематическая модель
Креативное самовыражение
Письменное или устное
Изобразительное или символическое
Получение нового знания/
Решение проблем
Естественно научные или математические
Социальные или межличностные
Модель оценки креативного мышления
в исследовании PISA: компетентностная модель
Выдвижение креативных идей
Уточнение и совершенствование идей
Выдвижение разнообразных идей
Выдвижение и
совершенствование идей
Отбор креативных идей
Оценка сильных и слабых сторон идей
Оценка и отбор идей
2. Мониторинг формирования функциональной
грамотности. Общие подходы к оценке
функциональной грамотности учащихся основной
школы.
Из указа Президента России от 7 мая 2018 года
:
Правительству РФ поручено обеспечить глобальную конкурентоспособность российского образования, вхождение
Российской Федерации в число 10 ведущих стран мира по качеству общего образования.
Из Государственной программы РФ «Развитие
образования» (2018-2025 годы) от 26 декабря 2017 г.
Цель программы – качество образования, которое характеризуется: cохранением лидирующих позиций РФ в международном исследовании качества чтения и понимания текстов (PIRLS), а также в международном исследовании качества математического и естественнонаучного образования (TIMSS); повышением позиций РФ в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся (PISA) …
Механизмы повышения качества общего
образования в России
1.
Обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы образования на новые результаты, связанные с «навыками 21 века», –
функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен
2.
Целенаправленное повышение квалификации учителей через систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации учителей, в которых требуется кардинальное обновление содержания и методов обучения, направленное на повышение качества и эффективности работы учителей
3.
Введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов
4.
Широкое информирование профессионального сообщества и общественности о результатах и инструментарии международных исследований