ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 100
Скачиваний: 7
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Машхур-Жусуп Копеев
Машхур Жусуп Копеев (1858г. а. Кызылтау, Баянаульский район - 1931г.) - поэт, писатель, философ, знаток истории казахского народа. Просветитель, представитель течения казахских поэтов - книжников конца 19 начала 20 века, собиратель казахского фольклора, шежиреши.Творчество
В 1906—1907 годах в Казани в издательстве Хусаиновых вышли сборники стихов Машхура Жусупа «Опыт, накопленный жизнью», «Положение» и книга «Кому принадлежит Сарыарка», написанная в прозе и стихах. В этих произведениях автор затрагивает проблематику социального неравенства, просвещения народа, свободы слова, права на труд[5]. Позднее царская цензура признала книги вредными, почти весь тираж литературы был изъят, а автора занесли в список политически неблагонадежных и ему пришлось на время скрыться в Ташкенте. Известность получили стихотворения «Воздавая должное науке», «О сегодняшнем занятии казахов», «Повсюду я спутницу жизни искал», «Письмо», «Матери» Кроме собирательской деятельности он написал много поэтических произведений. Так, его перу принадлежат стихотворения-жоктау (плач) «Исабек Ишан», «Муса Шорманов», где также содержатся ценные исторические сведения. В 1893 году он начал публиковать свои стихи и статьи, направленные против колониальной политики царского самодержавия. Поэт и философ не мог спокойно наблюдать за процессом массового изъятия казахских земель. В Казани в издательстве братьев Хусаиновых Машхур-Жусуп Копей-улы опубликовал три книги. В одной из них «Сарыарқаның кімдікі екендігі» («О том, чья же Сарыарка») автор на исторических фактах доказывает принадлежность степи ее истинным хозяевам — казахам..- Его статьи публиковались в первой казахской газете «Дала уала-ятынын газеты» и в журнале «Айкап». Именно благодаря собирательской и подвижнической деятельности Машхур-Жусупа Копей-улы до нас дошли уникальные исторические предания, этнографические материалы, подробные генеалогии ханов, султанов, биев, батыров, ходжей Казахстана. Он донес до нас ценные сведения о жизни и деятельности многих исторических личностей.
Последние годы
- В 1915 году Копеев вернулся в Баянаульский округ, где и окончил свои дни в 1931 году. Информации о данном периоде его жизни и творчества сохранилось мало. Известно, что незадолго до смерти Машхур Жусуп распорядился начать строительство собственного мавзолея. Там он и был похоронен, однако в 1952 году постройка была разрушена властями, недовольными народным паломничеством к могиле. Мавзолей был восстановлен в начале XXI века