Файл: Так называемых ценностей. Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 25
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.1
«Ценности и их роль для человека и общества»
При воспитания ценностных ориентаций у обучающихся классный руководитель должен обобщить исторический опыт человечества и выработанную им систему ориентиров, так называемых ценностей. Для выработки собственных ориентиров в процессе социализации каждому ребёнку требуется помощь классного руководителя. Формирование ценностных ориентаций является приоритетной задачей воспитания.
Две формы существования ценностей: социальная (идеалы общественного сознания) и индивидуальная (жизненные цели каждого). Задача воспитания – обеспечить понимание и принятие социальных идеалов. Для решения этой задачи необходимо знать особенности работы с ценностно-смысловой сферой обучающихся.
Чтобы ценность стала реальным регулятором поведения, она должна быть пережита, её смысл ребёнок должен открыть сам, т.е. нужно создать эмоциональную ситуацию-событие.
Жизнь коллектива, в котором формируются ценностные ориентиры, должна стать личностно развивающей и ценностно ориентированной.Усвоение ценностей проходит успешнее при их постоянном проговаривании в любой беседе и при сравнении их с антиценностями.
Младший школьный возраст является сенситивным периодом для принятия ребенком ценности учебы, самоуправляемого поведения, сотрудничества со взрослым и других социально значимых ценностей. Ребёнок в подростковом возрасте нуждается в поддержке, для него важна самореализация в сообществе сверстников, поэтому беседы с классным руководителем должны содержать осмысление и интерпретацию ценностей.
Юношеский возраст требует уважительного отношения со стороны классного руководителя к принципам и ценностной ориентации личности обучающихся.
Система работы классного руководителя состоит как из известных компонентов, так и обладает некоторыми содержательными особенностями, отражающими закономерности и условия развития ценностных ориентаций. При изучении состояния ценностных ориентаций школьников важно учитывать разный уровень сформированности ценностно-смысловой сферы (крайне низкий, низкий, достаточный и продвинутый).
При работе с каждой из указанных групп нужна адекватная стратегия. Основополагающий компонент системы работы классного руководителя в контексте формирования ценностных ориентаций у обучаемых – это определение специфического содержания данного процесса. Например, при формировании патриотических ценностей на первое место выходит развитие у школьников осознания и принятия российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, сопричастности к культуре Российской Федерации, своего края, народов России.
Важным является подбор эффективных и увлекательные формы воспитательных практик, которые должны отвечать следующим психолого-педагогическим требованиям:
- событийность, эмоциональность, личностно развивающая направленность реализуемого дела;
- постановка школьников в позиции субъектов – организаторов данной акции;
- ролевое распределение функций, обеспечивающее личностный рост и возможность самореализации каждого участника;
- обогащение знаний и наглядно-образных представлений школьников о Родине, ее истории и национальных ценностях;
- социальная направленность мероприятия, его вклад в развитие школы, российской территории, помощь ее жителям, развитие региональных традиций;
- возможность проявить свою гражданско-нравственную позицию, оценить свой собственный социально-личностный рост.
Критерии оценивания:
В конспекте зафиксированы:
Критерий оценивания | Баллы |
1. Найти и извлечь информацию из текста | |
В конспекте описаны основные подходы к определению понятия «ценность» | 1 |
В конспекте выделены философские, социологические и психологические представления о проблеме ценностей и ценностных ориентаций | 1 |
В конспекте объясняется, чем вызвано многообразие представлений о проблеме ценностей и ценностных ориентаций и почему взгляды на ценности личности в различных школах и направлениях так отличаются друг от друга | 1 |
В конспекте сформулированы основные подходы к классификации ценностей и ценностных ориентаций личности | 1 |
В конспекте показаны место и роль ценностных ориентаций в структуре личности и реализации ее деятельности | 1 |
В конспекте приведены примеры влияния тех или иных ценностных ориентаций на поведение человека | 1 |
В конспекте охарактеризованы основные условия и закономерности формирования ценностных представлений личности | 1 |
В конспекте проанализирована роль социальных факторов в формировании и развитии ценностно-смысловой сферы личности | 1 |
В конспекте описаны основные этапы формирования ценностно-смысловой сферы в процессе индивидуального развития | 1 |
В конспекте раскрыты закономерности формирования и развития ценностно-смысловой сферы личности в процессе обучения | 1 |
2. Интегрировать и интерпретировать сообщения текста | |
Конспект позволяет выявить, только ли общепринятые представления о ценностно-смысловой сфере личности приводит монография А.В. Серого, М.С. Яницкого, или в ней приводится точка зрения исключительно ее авторов | 1 |
3. Осмыслить и оценить сообщения текста | |
Конспект позволяет оценить роль монографии А.В. Серого, М.С. Яницкого для систематизации представлений о ценностно-смысловой сфере личности | 1 |
Интерпретация результатов:
0–4 балла | Конспект требует серьезной доработки (низкий уровень читательской грамотности) |
5–8 баллов | Конспект требует доработки по отдельным позициям (средний уровень читательской грамотности) |
9–12 баллов | Конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности) |
Вывод: 12 баллов – конспект выполнен на должном аналитическом уровне (достаточный уровень читательской грамотности).
2. Знакомство с порталом «Единое содержание образования»
Ссылка на сайт: https://razgovor.edsoo.ru/
1. Изучите контент (информацию), представленный(ую) на портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном», к занятиям https://razgovor.edsoo.ru/ (далее – федеральный информационный ресурс), где представлены разработки конкретных занятий (далее – федеральные занятия).
На портале «Единое содержание общего образования» в разделе «Разговоры о важном» представлены основные темы, которые связаны с ключевыми аспектами жизни человека в современной России. Комплект методических материалов для педагогов носит рекомендательный характер.
Материалы для проведения занятий в сентябре представлены по следующим темам: «День знаний», «Наша страна – Россия», «165-летие со дня рождения К.Э. Циолковского», «День пожилых людей».
Материалы для проведения занятий в октябре представлены по следующим темам: «День учителя», «День отца», «День музыки», «Россия – мировой лидер атомной отрасли».
Материалы для проведения занятий в ноябре представлены по следующим темам: «День народного единства», «Мы разные – мы вместе», «День матери», «Символы России».
2. Выберите несколько (не менее пяти) федеральных занятий для той возрастной группы учащихся, где Вы являетесь классным руководителем, глубоко проанализируйте их.
Для возрастной группы учащихся СПО, наиболее актуальными являются следующие занятия:
1) ТЕМА «ДЕНЬ НАРОДНОГО ЕДИНСТВА».
В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся СПО по теме «Мы едины – мы одна страна!».
Цель занятия: формирование исторической памяти, чувства сопричастности к традиционным российским ценностям, воспитание патриотизма, осознание себя частью единой многонациональной страны.
Формирующиеся ценности: историческая память и преемственность поколений, патриотизм, любовь к Родине.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: беседа; занятие предполагает использование видеоролика, групповых и интерактивных заданий, анализ информации, ответы на вопросы, диалог.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, чувство сопричастности к традиционным российским ценностям, осознание себя частью единой многонациональной страны.
Комплект материалов: − сценарий − методические рекомендации − видеоролик − интерактивные задания – презентационные материалы.
Структура занятия
Часть 1. Мотивационная
Вступительное слово педагога начинается с показа обучающимся связи темы данного занятия с предыдущими. Предлагаются вопросы для актуализации знаний обучающихся о Дне народного единства. Организация групповой работы.
Часть 2. Основная часть занятия посвящена истории нашей страны и тем событиям, которые легли в основу государственного праздника – «День народного единства». Предлагается демонстрация видеоролика с 3 предваряющим заданием, диалог с обучающимися, беседа на основе выполнения группового задания, интерактивное задание в виде филворда.
Часть 3. Заключительная. Включает итоговую беседу и заключительное слово педагога.
2) ТЕМА «НАША СТРАНА РОССИЯ».
В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Мы сами создаем свою Родину».
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа и важности его сохранения. Формирование гражданской идентичности и гордости за свою страну.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация и развитие.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: занятие-обсуждение.
Комплект материалов: занятие предполагает использование видеофрагментов, мультимедийной презентации, включает в себя анализ текстовой и визуальной информации, групповую работу с текстом, игру.
Структура занятия: занятие состоит из мотивационной части и блоков, педагог вправе определить полноту изложения материала, выбор содержательных блоков и приёмов организации деятельности в каждом конкретном классе. Для разных возрастных групп можно усложнить вопросы викторины с учетом пройденных тем по истории и географии.
На занятии учащимся могут быть предложены следующие варианты заданий:
Задание. Сравнить определения слова «патриотизм» в разных словарях и выявить в них общее. Записать получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Работа с интерактивным заданием «История моей страны» Задача: лента времени направлена на формирование представления учащихся об основных военных событиях в русской истории.
Прочитать отрывок из статьи Н.М. Карамзина. Привести примеры ситуаций, которые иллюстрируют идеи автора о патриотизме и патриотах.
Прочитать фрагмент рассказа А. Толстого «Русский характер». Можно ли считать героя рассказа патриотом? Обосновать свой вывод.
3) ТЕМА «ДЕНЬ ОТЦА».
В рамках этой темы на портале предложено занятие для обучающихся СПО по теме: «Отчество – от слова Отец».
Цель занятия: развитие у обучающихся ценностного отношения к роли отца в семье, обществе и государстве на основе анализа и осмысления исторических фактов становления известных профессиональных династий, литературных портретов отцов в произведениях отечественных писателей, портретов отцов-киногероев в отечественном кинематографе.
Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственность поколений на уровне семьи; дружба.
Продолжительность занятия: 40 минут.
Рекомендуемая форма занятия: рассуждение.
Комплект материалов: