Файл: Занятие для обучающихся 2 классов по теме С чего начинается Родина.doc
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 13
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»
ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 2 классов по теме: «С чего начинается Родина?»
Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.
Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.
Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает использование презентации.
Ход урока:
Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.
Слайд № 1Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?
Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.
Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.
Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).
Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).
Обратимся к толковым словарям.
Слайд №2
1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.
2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.
3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.
4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.
5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.
Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?
Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Тюмень.
-
Родина моя – Тюменская область. -
Самый мой главный – Тюмень.
Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)
Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Тюмени, а вы должны будите отгадать, что это за место.
Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )
Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают,
Рисуют и читают. (школа)
Это крупный магазин,
У него полно витрин,
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)
Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)
Здесь жонглёры, акробаты,
Детям здесь все очень рады
Клоуны, эквилибристы,
Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи
Не шуми и не кричи
Попил из холодильника
Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи
Детские есть карусели
Здесь на пони можно сесть,
Уткам хлеба дать поесть. (парк)
Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Слайд 4)
Учитель: Посмотрите – это герб Тюмени в разные этапы его становления. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)
"Герб города является - эмблемой города. Посмотрите, как менялся герб. Какие изменения были, расскажите по рисункам.
Геральдическое описание и обоснование символики герба:
Герб Тюмени может многое рассказать об истории города и его значении в истории нашей страны. Герб города Тюмень входит в число самых красивых и богатых по символизму геральдических знаков нашего Отечества.
Его поле окрашено в цвет лазури, что, по мнению автора, должно означать мудрость и силу. Внизу щита можно видеть серебристую волнообразно изогнутую ленту (пояс) – это стилизованный символ сибирской реки Туры, по которой плывет старинный корабль, находящийся в самом центре геральдической композиции. Его называют дощанником, поскольку в те времена, когда начиналось судоходство по сибирским рекам, строительным материалом для кораблей служил строевой лес. В большинстве случаев геральдические фигуры на гербах всегда направлены вправо, и то, что на тюменском щите главный символ направлен влево, означает то, что Сибирь находится за Уралом.
Судно обладает единственной мачтой, на которой нет паруса, рулем и флюгерами с 2 косицами – один расположен на мачте, другой на носу судна. Корона из золота, которая увенчивает знак, стала символом того, что Тюмень является столицей одного из сибирских субъектов России. У нее 5 зубцов в виде башен. Снизу корону дополняет золотистого оттенка лавровый венок. Представители животных нередко украшают геральдические символы городов и регионов России, особенно это касается геральдики населенных пунктов, расположенных за Уралом. На тюменском гербе хорошо видны фигуры 2 диких зверей, которые обитают в лесах этой области. Слева расположен бобер, который, по замыслу автора проекта, должен обозначать продуманный и продуктивный труд на благо общества, а
также щедрые природные запасы, которыми богат регион. Животное имеет черную окраску, которая стала символом осмотрительности и благоразумия. Справа от герба находится черная лисица, которая тоже стоит на задних лапах и имеет, как и бобер, серебряного оттенка клыки и глаза. Она олицетворяет ум и самостоятельность, которые присущи этому животному в природе.
Совместно бобер и лиса отражают значение города как центра заготовки пушнины и меновой торговли.
Девиз, который начертан серебристыми буквами на ленте цвета лазури, гласит: «От сего града начинается». Этим утверждением автор показывает, что судоходство по рекам Сибири начинается в городе Тюмени.
Учитель: Второй символ Тюмени – это флаг.
Описание флага:
Прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2:3, состоящее из трех горизонтальных полос синего (вверху, шириной в 3/5 от высоты полотнища), белого (в центре, шириной в 1/5 от высоты полотнища) и синего цветов. На центре половины верхней синей полосы, у древка, фигура из герба города Тюмень - судно желтого цвета с мачтой без парусов, рулем и двумя флюгерами (каждый о двух косицах): на мачте и на носу; габаритная высота фигуры составляет 1/3 от высоты полотнища, габаритная ширина – 1/4 от длины полотнища.
Обоснование символики флага:
Флаг создан с учётом герба муниципального образования город Тюмень, который разработан на основе исторического герба города Тюмени, Высочайше утверждённого 17 (28) марта 1785 года, описание которого гласило: «В верхней части щита герб Тобольский, внизу в синем поле серебряная река, с плывущим по ней с золотою мачтою судном, называемым дощаником, в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири.
Учитель: Третий символ – это гимн.
Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о городе)
Учитель: Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
Учитель: Скажите ребята, а у нашего города есть гимн?
Дети: (предположения детей)
Учитель: О нашем городе действительно большое количество написано песен разными авторами, но официально еще не был утвержден гимн о нашем городе.
Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.
-
Вам оно понравилось? -
По какому городу мы путешествовали? -
Чем для нас является Тюмень? (малой родиной) -
Какие памятные места Тюмени Вы запомнили? -
Какие символы города вы запомнили? (герб, флаг)
Перспективный этап:
Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?
Ответы детей: в музеях города Тюмени, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Тюмень была раньше.
Критерии оценивания1:
Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.
В методической разработке учтены:
Критерий оценивания | Баллы |
Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу | 1 |
Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия | 1 |
Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки: | 1 |
- сценария | 1 |
- интерактивных заданий для школьников | 1 |
- оценочных средств (опросники, анкеты, др.) | 0 |
- видеоролика | 1 |
- методического описания | 0 |
- презентации в формате ppt, pdf | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер | 1 |
Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся | 1 |
Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными) | 1 |
Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна | 1 |
Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе | 1 |