Файл: Занятие для обучающихся 2 классов по теме С чего начинается Родина.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 2 классов по теме: «С чего начинается Родина?»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает использование презентации.

Ход урока:

Учитель: как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Слайд № 1Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о Родине. А что такое Родина, как вы думаете?

Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни. Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Обратимся к толковым словарям.

Слайд №2

1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.


2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Учитель: А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Тюмень.

  • Родина моя – Тюменская область.

  • Самый мой главный – Тюмень.

Учитель: Ребята, я приглашаю вас сейчас отправиться на прогулку по нашему городу и поиграть в пути. (Показ презентации)

Учитель: Я буду загадывать загадки об известных местах Тюмени, а вы должны будите отгадать, что это за место.

Отгадайте, что за дом,
Музыку услышишь в нём,
Пенье, танцы, плач и смех,
Удовольствие для всех! (Филармония )


Стоит весёлый, светлый дом,
Ребят проворных много в нём-
Там пишут и считают, 
Рисуют и читают. (школа)


Это крупный магазин, 
У него полно витрин, 
Всё найдётся на прилавке-
От одежды до булавки. (супермаркет)

Раз- два- три- четыре- пять…
Жаль, что всех не сосчитать.
Тут полным – полно ребят
Что за дом здесь? (Детский сад)

Здесь жонглёры, акробаты,

Детям здесь все очень рады

Клоуны, эквилибристы,

Даже звери здесь артисты (цирк)
Здесь работают врачи

Не шуми и не кричи

Попил из холодильника



Идите в ……..(поликлинику)
Здесь фонтаны и аллеи

Детские есть карусели

Здесь на пони можно сесть,

Уткам хлеба дать поесть. (парк)

Учитель: А сейчас, ребята, давайте поиграем в игру «Передай сердечко и скажи словечко» (дети говорят полным предложением, за что любят свой город).
Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн).(Слайд 4)

Учитель: Посмотрите – это герб Тюмени в разные этапы его становления. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей:)



"Герб города является - эмблемой города. Посмотрите, как менялся герб. Какие изменения были, расскажите по рисункам.

Геральдическое описание и обоснование символики герба:
Герб Тюмени может многое рассказать об истории города и его значении в истории нашей страны. Герб города Тюмень входит в число самых красивых и богатых по символизму геральдических знаков нашего Отечества.

Его поле окрашено в цвет лазури, что, по мнению автора, должно означать мудрость и силу. Внизу щита можно видеть серебристую волнообразно изогнутую ленту (пояс) – это стилизованный символ сибирской реки Туры, по которой плывет старинный корабль, находящийся в самом центре геральдической композиции. Его называют дощанником, поскольку в те времена, когда начиналось судоходство по сибирским рекам, строительным материалом для кораблей служил строевой лес. В большинстве случаев геральдические фигуры на гербах всегда направлены вправо, и то, что на тюменском щите главный символ направлен влево, означает то, что Сибирь находится за Уралом.

Судно обладает единственной мачтой, на которой нет паруса, рулем и флюгерами с 2 косицами – один расположен на мачте, другой на носу судна. Корона из золота, которая увенчивает знак, стала символом того, что Тюмень является столицей одного из сибирских субъектов России. У нее 5 зубцов в виде башен. Снизу корону дополняет золотистого оттенка лавровый венок. Представители животных нередко украшают геральдические символы городов и регионов России, особенно это касается геральдики населенных пунктов, расположенных за Уралом. На тюменском гербе хорошо видны фигуры 2 диких зверей, которые обитают в лесах этой области. Слева расположен бобер, который, по замыслу автора проекта, должен обозначать продуманный и продуктивный труд на благо общества, а
также щедрые природные запасы, которыми богат регион. Животное имеет черную окраску, которая стала символом осмотрительности и благоразумия. Справа от герба находится черная лисица, которая тоже стоит на задних лапах и имеет, как и бобер, серебряного оттенка клыки и глаза. Она олицетворяет ум и самостоятельность, которые присущи этому животному в природе.

Совместно бобер и лиса отражают значение города как центра заготовки пушнины и меновой торговли.

Девиз, который начертан серебристыми буквами на ленте цвета лазури, гласит: «От сего града начинается». Этим утверждением автор показывает, что судоходство по рекам Сибири начинается в городе Тюмени.
Учитель: Второй символ Тюмени – это флаг.



Описание флага:
Прямоугольное полотнище с отношением высоты к длине 2:3, состоящее из трех горизонтальных полос синего (вверху, шириной в 3/5 от высоты полотнища), белого (в центре, шириной в 1/5 от высоты полотнища) и синего цветов. На центре половины верхней синей полосы, у древка, фигура из герба города Тюмень - судно желтого цвета с мачтой без парусов, рулем и двумя флюгерами (каждый о двух косицах): на мачте и на носу; габаритная высота фигуры составляет 1/3 от высоты полотнища, габаритная ширина – 1/4 от длины полотнища.

Обоснование символики флага:
Флаг создан с учётом герба муниципального образования город Тюмень, который разработан на основе исторического герба города Тюмени, Высочайше утверждённого 17 (28) марта 1785 года, описание которого гласило: «В верхней части щита герб Тобольский, внизу в синем поле серебряная река, с плывущим по ней с золотою мачтою судном, называемым дощаником, в знак того, что от сего города начинается плавание по рекам всей Сибири.

Учитель: Третий символ – это гимн.

Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о городе)
Учитель:
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.


Учитель: Скажите ребята, а у нашего города есть гимн?
Дети: (предположения детей)

Учитель: О нашем городе действительно большое количество написано песен разными авторами, но официально еще не был утвержден гимн о нашем городе.

Рефлексивный этап.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?

  2. По какому городу мы путешествовали?

  3. Чем для нас является Тюмень? (малой родиной)

  4. Какие памятные места Тюмени Вы запомнили?

  5. Какие символы города вы запомнили? (герб, флаг)

Перспективный этап:

Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях города Тюмени, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Тюмень была раньше.

Критерии оценивания1:

Выполнение практической работы оценивается в соответствии
с едиными критериями. Каждый положительный ответ оценивается в 1 балл.

В методической разработке учтены:

Критерий оценивания

Баллы

Разработка, содержащая региональный компонент, является дополнением к сценарию федерального занятия, представляет его органичную составную часть и не противоречит его основной идее и замыслу

1

Региональный компонент разработан в соответствии с дидактическими принципами и методическими основаниями, на которых основана разработка федерального занятия

1

Региональный компонент, дополняющий сценарий федерального занятия, представлен в виде целостного комплекта дидактических и методических материалов для проведения занятия «Разговоры о важном» и содержит разработки:

1

- сценария

1

- интерактивных заданий для школьников

1

- оценочных средств (опросники, анкеты, др.)

0

- видеоролика

1

- методического описания

0

- презентации в формате ppt, pdf

1

Каждая из разработок регионального компонента носит авторский характер

1

Содержание разработок регионального компонента соответствует возрастным особенностям обучающихся

1

Предлагаемые методы и приемы проведения занятия являются современными (актуальными)

1

Информация, представленная в региональном компоненте, актуальна

1

Каждая из разработок регионального компонента может использоваться другими классными руководителями (кураторами) для проведения занятия в соответствующей возрастной группе

1