Файл: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования санктпетербургский государственный университет телекоммуникаций им. Проф. М. А. Бончбруевича.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 39

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО ЦИФРОВОГО РАЗВИТИЯ, СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ ИМ. ПРОФ. М.А. БОНЧ-БРУЕВИЧА»

(СПбГУТ)

ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кафедра истории и регионоведения

Дисциплина: Культурология
ТЕМА: Типология культуры
Фамилия: Петухов

Имя: Сергей

Отчество: Александрович

Группа №: ИБ-12з

Проверил:______________

Санкт-Петербург

2022

Оглавление


ИНСТИТУТ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1

Кафедра истории и регионоведения 1

Дисциплина: Культурология 1

Фамилия: Петухов 1

Имя: Сергей 1

Отчество: Александрович 1

Группа №: ИБ-12з 1

Санкт-Петербург 1

Введение 3

1.Принципы классификации культур 4

2.Специализированная и обыденная культура. 9

3. Соотношение понятий массовая и элитарная культуры. 11

Заключение 17

Список использованной литературы 18


Введение



Изучение данной темы предполагает осмысление того, что представляет собой проблема типологии культуры, как и в результате чего возникает и формируется проблема типологии культуры, и какое место она занимает в культурологических исследованиях.

Социокультурный мир выступает перед нами не как нечто однородное, а как богатое многообразие самобытных уникальных культур. Они существуют порой не соприкасаясь, имеют свое пространство и свое время. Возникает вопрос: эти единичные культуры существуют как абсолютно независимые друг от друга, абсолютно неповторимые, уникальные или между ними существует хоть какое-то сходство, какая-то общность?

На современном уровне культурологического знания имеет место два варианта ответа на этот вопрос.

Один из них: не существует единой культурной истории человечества; история, с этой точки зрения, - есть смена культур, каждая из которых живет своей собственной самодостаточной, отличной и обособленной от других культур жизнью. Однолинейности процесса культурной и исторической жизни нет; линии развития культур расходятся (Н. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, Мейер, Трельч и др.).


Другая точка зрения исходит из идеи об универсальности всемирной истории. В многообразии социокультурного мира можно проследить единую линию развития человечества, ведущую к созданию общечеловеческой культуры (Вольтер, Монтескье, Лессинг, И. Кант, И. Гердер, В. Соловьев, К. Ясперс и др.).

Цель данной работы – рассмотреть типологии культур.

Для достижения поставленной цели выдвинуты следующие задачи:

  1. Рассмотреть принципы классификации культур.

  2. Сравнить массовую и элитарную культуру.

  3. Рассмотреть специализированную и обыденную культуру.

  1. Принципы классификации культур


Среди всего многообразия культур можно выделить некие общие неповторимые элементы, отдельные культурные единицы в рамках одной группы.

Тип культуры – это сходство, общность, то, что объединяет культурные единицы в одно множество культур (а не одна культура) и отличает это множество культур от других. Тип – идеальная модель культурного объекта; абстрактное понятие, основанное на логической связи культурных феноменов, встречающихся в различные эпохи и в различных культурах.

Метод научного познания, с помощью которого все многообразие существующих на Земле культур упорядочивается, классифицируется, группируется в различные типы (множества, группы) культур называется типологизацией.

Типология культур – классификация объектов культуры по существенным признакам; это метод научного познания, в основе которого лежит выделение социально-культурных систем и объектов на основе выбранной модели. Помогает классифицировать разнородные элементы культуры.

Признаки (лежат в основе модели).

1) Географический признак – локализация в пространстве (восточная – западная, сельская – городская и т. д.).

2) Хронологический признак – локализация во времени (культура Античности, культура ВОВ 1941–1945 гг. и т. д.).

3) Этнонациональный признак (национальная – мировая, культура различных этнических групп, национальных меньшинств).

4) Демографический признак (культура женщин, мужчин, детей).

5) Религиозный признак (светская – религиозная).

6) Языковой признак (культура англоязычных стран, культура арабских стран и т. д.).



7) Признак вида деятельности (обыденная – специализированная (например, медицинская), семейная, правовая, культура труда, культура быта и т. д.).

8) Признак развития средств производства (традиционная – индустриальная – постиндустриальная);

9) Признак развития и распространения культуры (элитарная – массовая – народная).

10) Критерий степени участия (индивидуальная – групповая – массовая). Бывают теории, где в основе берется культурно-детерминированное поведение индивида (хиппи, рок и т. д.).

Исторический принцип– подразделяет мировую культуру на исторические эпохи и периоды в зависимости от периодизации мировой истории. Он является наиболее распространенным. В развитии культуры выделяют следующие эпохи (и, соответственно, типы):

1) культура Древнего Мира;

2) культура средних веков;

3) культура эпохи Возрождения;

4) культура Нового времени;

5) культура новейшего времени.

4. Религиозный принцип– классифицирует культуру в зависимости от главенствующего типа религиозного мировоззрения. Поскольку все религиозные верования от первоначальных до современных можно разделить на два типа: политеизм и монотеизм, - то и мировые культуры можно подразделить на эти два типа: политеистические и монотеистические. В зависимости от трех форм мировых религий (буддизма, христианства и ислама) культуры мира делятся на:

  • буддистскую,

  • христианскую,

  • мусульманскую.

Однако стоит заметить, что каждая культура уникальна и это деление условно.

Немецкий социолог, философ, историк Макс Вебер (1864 — 1920) разработал модель идеального типа культуры, которая в реальности никогда в полной мере не воплощается, но без нее действительную культуру понять довольно трудно. Это мысленный образ, не являющийся ни исторической, ни, тем более, подлинной реальностью. Модель типа культуры создается и на основе архетипа — бессознательного коллективного отражения опыта предыдущих поколений в общечеловеческих первообразах. М. Вебер считал, что, несмотря на заведомую утопичность мыслительных конструкций, образующих идеальные типы, они представляют собой важнейшие научные абстракции, делающие возможным изучение множества явлений культуры на количественной основе.

Идеальный тип — это образ культуры, который накладывается на изучаемую реальность. Идеальный тип может быть выражен каким-либо «пограничным» или «генетическим» понятием, с которым действительность сопоставляется, сравнивается, для того чтобы сделать отчетливыми определенные, значимые компоненты ее эмпирического содержания. Идеальный тип не извлекается непосредственно из наблюдений. Он строится как теоретическая смысловая конструкция путем усиления, заострения, логического связывания элементов, встречающихся в разных обществах и в разные эпохи. Идеальные типы необходимы для построения гипотез. Идеальные типы, согласно М. Веберу, заведомо утопичны. М. Вебер отмечает, что большинство используемых в социальной науке категорий фактически являются именно идеальными типами, а не моделями той или иной конкретно-исторической системы. Идеальными типами являются экономический обмен, капитализм, феодализм, город, село, церковь, государство. Не существует абсолютного феодализма, социализма и т.д.


Заслуга М. Вебера в разработке метода культурологии состоит в том, что он в значительной мере преодолел различия между историческими и социологическими подходами в культуре, трактуя идеальный тип и как структурное, и как исторически развивающееся образование. Реальными образцами типа культуры чаще всего выступают исторические образования жизнедеятельности обществ, зафиксировавшие себя совокупностью существенных и значимых показателей. При этом важным моментом выступают также длительность существования культуры конкретного типа и общемировое значение ее заслуг.

Поскольку проблема типологии культуры - это своеобразная адаптивная картина мира, в которой сталкиваются реальность, речь, духовные сущности, текст, творческая личность, естествознание и миф, наука и религия, типы менталитета и философская рефлексия, наблюдается диалектически взаимосвязанный процесс поисков самоидентификации современной нам культуры и истории, осознание множественности отражения понимания культурно-исторических процессов.1

Реальная интернационализация, глобализация современной жизни и культуры человечества привносит и новый опыт видения и владения своими и чужими ценностями, а вместе с ними и тяготение к художественному, мифопоэтическому, метафорическому, философскому и т.п. многоязычию, «полистилистике» чуждого опыта иной культуры.

Трансформация общества и образа мира, как и производимых им типов личностей, их отношений к действительности, к природе, друг к другу порождает потребности в новых мировоззренческих ориентациях, которые обеспечивали бы адекватную передачу последующим поколениям необходимого мировоззренческого потенциала и переход к новым, более совершенным формам социального бытия.

Процесс взаимодействия культур максимально расширяет культурное пространство и извлекает присущие им специфические смыслы. Проблема типологии культуры рассматривается как диалектически противоречивый процесс перехода от одного образа культурно-исторического мира в другой.

Таким образом, на сегодняшний день существует два основных подхода к проблеме рассмотрения истории, культуры, цивилизации.

Это рационалистический подход, при котором история рассматривается как однонаправленный процесс, этот подход предполагает линейную модель истории и культуры и культурно-типологический подход, усматривающий циклический характер культурно-исторического процесса и многообразие своеобразных, уникальных культурных типов.


Типология культуры в методологически заостренном ракурсе начинает приобретать иной смысл, чем просто некая схематика культурно-исторического процесса. Поэтому типология культуры становится когнитивной. Это связанно также с тем, что под типологией культуры мы понимаем метод познания культурных феноменов в их историческом проявлении. Этимологически «когнитивный» означает познавательный (от англ. cognition - знание, познание).

Именно когнитивная типология культуры способна продуктивно заниматься анализом различных культурно-исторических феноменов, культурных типов, их коммуникацией, т.к. только она может заниматься группировкой данных культурных элементов, поиском базовых диалоговых единиц, систематизацией культурных типов по необходимым основаниям.

Под когнитивной типологией культуры понимается методологическое основание системного исследования культурных феноменов посредством их группировки, поиском устойчивых сочетаний их свойств и систематизации по различным типообразующим основаниям.

Когнитивная наука появляется в середине ХХ века, интегрируя знания по психологии, лингвистике, математике, информатике, антропологии и философии.

В «Новой философской энциклопедии» когнитивная наука определяется как «комплекс наук, изучающих сознание и высшие мыслительные процессы на основе применения теоретико-информационных моделей».

Когнитивная типология культуры исследует проблемы культуры и человека присущими ей методами. Когнитивная типология культуры обладает большими возможностями, чем просто типология культуры, т.к. она имеет интегральный, междисциплинарный характер.


  1. Специализированная и обыденная культура.


По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры — обыденную и специализирован­ную. Из названия нам должно быть понятно, что обы­денная культура представляет собой сниженный, профанный или даже любительский уровень высокой культуры, которую можно также именовать специали­зированной, профессиональной. Обыденная культура — это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной сре­ды, в которой человек проживает.

Процесс овладения обыденной культурой называется в науке общей социа­лизацией и инкультурацией личности. Проблему обыденной культуры и повседневной ре­альности ставили философы-прагматисты (У. Джемс), философы-неопозитивисты (Л. Витгенштейн), социоло­ги М. Вебер и Дж. Мид, А. Щюц и Г. Горфинкель. В оте­чественной культурологии эта проблема получила раз­витие в трудах М.М. Бахтина, Б.Ф. Поршнева, А.Я. Гуревича, Ю.М. Лотмана. Обыденная культура — это культура, не получившая институционального за­крепления. Специализированная культура — это, на­против, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура — часть повседневной реально­сти, совокупность всех нерефлексивных, синкретиче­ских аспектов социальной жизни. Она ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностны­ми отношениями. Такова сфера ближайшего окружения, первичных агентов социализации, первичных малых групп. Специализированные культуры охваты­вают дальнее окружение человека и связаны с фор­мальными отношениями и институтами. Здесь люди проявляют себя как носители социальных ролей и пред­ставители больших групп, как агенты вторичной социа­лизации. В первом случае человек поступает как дилетант, во втором — как эксперт.