Файл: Реферат Тема Деятельность известного русского этнографа В. К. Арсеньева по освоению Уссурийского края По дисциплине История России.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 23

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования



«Санкт-Петербургский горный университет»

Кафедра истории

Реферат

Тема: Деятельность известного русского этнографа В.К. Арсеньева по освоению Уссурийского края
По дисциплине: История России

(наименование учебной дисциплины согласно учебному плану)

Выполнил: студент гр. БТС-21 _____________ /Олефиренко Ю.С./

(подпись) (Ф.И.О.)

ПРОВЕРИЛ: доцент _____________ /Рудник С.Н./

(должность) (подпись) (Ф.И.О.)

Санкт-Петербург

2022

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………………3

  2. Краткий исторический экскурс………..………………………………….4

  3. Основная часть……………..……………………………………………...8

  4. Заключение…………………….………………………………………....16

  5. Список литературы………………………………………………………18


Введение

«Российская цивилизация», «особый путь»… Суть этих понятий открывается тем, кто окинет взором всю историю становления России, весь путь, пройденный от первых русских князей до современной России как субъекта глобальных мировых процессов.

Роль России в современном мире, оценка уникальности ее вклада в развитие мировой цивилизации, современного мира, является результатом труда многих поколений подвижников и патриотов своей земли, ученых и путешественников, людей, положивших на алтарь служения России не только свой труд и знания, но часто и жизнь, беззаветно преданных своему долгу и следующих своему предназначению, своей мечте, своей вере.

Благодаря этим людям и можно говорить о формировании «русского мира»: мира, объединяющего в себе не только и не столько людей русской национальности, но людей, объединённых причастностью к судьбе России и приверженностью к русскому языку и культуре вне зависимости от страны и континента.

Землепроходцам, первооткрывателям, путешественникам, мы обязаны приращению территории России, расширению ее границ и сфер влияния; людям, демонстрирующим всему миру пассионарность русского народа, потребность в расширении территории России, как задачи формировании единого экономического и политического пространства, как ответа на вызовы, диктуемые внешними и внутренними условиями.


Разумеется, значительное количество экспедиций в течение всей истории человечества ставили своими целями захват новых территорий, приток богатств и товаров, расширение политического влияния. Безусловно, именно войны перекраивали политическую карту мира. Однако, именно пытливое стремление к поиску новых торговых путей, открытие, описание и картографическая съемка новых или присоединенных территорий, изыскания, имеющие, в том числе и чисто научный географический интерес, ввели в мировую историю целую плеяду российских путешественников.

Во многом это объясняется тем, что никогда за всю историю России приращение территории не шло по «западному» колониальному типу. Сила России всегда была в изначальном стремлении к интеграции народов и территорий в состав Российского государства, которая на разных этапах его развития претворялась в жизнь с той или иной степенью успеха. Это стремление в конечном итоге послужило развитию включенных в состав государства территорий и различных народов, сохранению их самобытности, этнической, культурной и языковой идентичности.

Краткий исторический экскурс

В XVI веке во время правления Ивана Грозного страна поменяла своё название на Русское Царство. Казань, Астрахань и Ногайская Орда присоединились к восточной территории России. А уже в следующем веке русские землепроходцы стали активно открывать и изучать земли Сибири и Дальнего Востока, организуя различные походы и экспедиции.

Эпоха Великих географических открытий в Европе, когда на Земле стали исчезать «белые пятна», были открыты морские пути в Индию, Африку, открыта Америка, совпала с важнейшим для России периодом – освоением Сибири, Дальнего Востока и вод Северного Ледовитого и Тихого океанов русскими землепроходцами – «служилыми людьми», казаками, купцами, промысловиками и мореходами.

При вступлении на престол в 1855 г. Александру II пришлось завершать две войны, доставшиеся ему в наследство от царствования отца, Николая I. Возобновились переговоры в Париже, где русскую делегацию возглавил князь А. Ф. Орлов. Ему удалось использовать противоречия между победителями и добиться смягчения условий мира: он не предусматривал репараций, контрибуций. Согласно Парижскому мирному договору 1856 г., Россия вернула Турции Карс в обмен на Севастополь и другие города, занятые союзниками; Черное море объявлялось нейтральным; провозглашалась свобода плавания по Дунаю; державы обязываясь не вмешиваться в дела Турции. Парижский мирный договор ослабил позиции России в Европе и на Ближнем Востоке. В 1856 г. Министерство иностранных дел в возглавил князь А. М. Горчаков. В условиях проведения буржуазных реформ 1860–1870-х гг. он должен был вывести страну из международной изоляции и восстановить ее в роли великой державы. Его ближайшими задачами являлись отмена

унизительных статей Парижского мирного договора, запрещавших иметь флот и военные укрепления на Черном море, закрепление границ с соседними государствами в Средней Азии и на Дальнем Востоке. Дипломатический талант Горчакова позволил решить эти непростые задачи мирным путем.

На восточной окраине Азии в царствование Александра II Россия укрепила свои границы. По Айгунскому договору, заключенному с Китаем в 1858 г., к ней отошел весь левый берег Амура.  По Пекинскому договору 1860 г. в состав России вошел Уссурийский край. В результате достигнутых соглашений началось быстрое заселение Амурской области, где стали возникать различные поселения, так, в 1860 г. был основан Владивосток. В 1875 г. Япония и Россия договорились о разделе территории: Сахалин отошел России, Курильские острова Японии. [1]

Вооруженные казацкие станицы, населенные выходцами с Дона, Кубани, Терека, Урала и Забайкалья, впервые появились на Уссури в 1858 году. Идея их создания копировала, по существу, древний опыт военных лагерей рейнских и дунайских легионов Римской империи. Казаки, расселявшиеся по Амуру и Уссури, стремились к той же максимальной военнизированности быта и органичному сочетанию боевого дела и сельскохозяйственного ремесла. Внутренние взаимоотношения казаков, подобно легионерам из зарейнских и задунайских поселений, отличала нарочитая социальная простота при одновременной неукоснительной войсковой субординации. Именно эти факторы обеспечивали исключительную эффективность казацких методов установления этнополитического доминирования в Уссурийском крае, вне которых вскоре разыгравшаяся война с китайскими «манзами», весьма вероятно, была бы Россией в конечном итоге проиграна.

Единственное постоянное население Уссурийского края в середине XIX века составляли аборигенные племена охотников и рыбаков — нивхи, удэге, орочоны и другие — общее число их не превышало 12—18 тысяч человек. Казацкое природопользование, основанное на загонном скотоводстве и пашенном земледелии, практически не приходило в противоречие с вековыми устоями хозяйствования амурских аборигенов.

Совершенно иную этносоциальную картину демонстрировала в середине XIX века соседняя (через реки Уссури и Туманган) Маньчжурия. Обширная, умеренно гористая, исключительно богатая природными ресурсами страна, Маньчжурия к середине XIX века только по названию оставалась маньчжурской. В этот период здесь было уже весьма плотное население — более 12 млн человек, из которых этнические маньчжуры едва составляли один миллион.


Китайцы, чувствующие свою силу и отнюдь не собиравшиеся останавливаться на достигнутом, отнеслись к приходу казаков и русских в Уссурийский край крайне враждебно. Главным военным инструментом китайского этнического натиска на Русское Приморье стали хунхузы. Хунхузы как иррегулярные воинские формирования были порождением китайского (ханьского) населения Маньчжурии и эффективным инструментом реализации этнических планов китайцев в отношении Русского Приморья. Хунхузы и так называемые «мирные» китайцы, которых казаки и русские называли «манзами», были не просто «близнецы-братья», фактически это были две руки единого китайского этносоциального организма, ориентированного на постепенный захват Уссурийского края.

Попытки российской администрации хотя бы в некоторой мере упорядочить золотопромышленную и лесохозяйственную деятельность китайцев в Приморье (т.е. хищническую вырубку ими ценных дубовых лесов), предпринятые сразу после подписания в 1860 году Пекинского договора о границе, вызвали у китайских «манз» невероятно высокую волну ненависти к русским. Даже в центре Хабаровска (в то время военно-административный пункт Хабаровка) китайцы в лицо заявляли начальнику штаба сухопутных войск Приморской области полковнику М.П. Тихменеву, что уже недалек тот час, когда русские будут изгнаны вооруженной рукой с Амура и Уссури. Это были не пустые слова: дело со всей очевидностью шло к войне — китайские «манзы» активно вооружались, создавали в тайге и на тихоокеанском побережье тайные опорные пункты, устанавливали связь с хунхузами. В своей антироссийской деятельности китайские «манзы» получали негласную поддержку цинских властей Маньчжурии, которые охотно предоставляли «манзам» как материальную помощь, так и надежное убежище на случай военно-полицейских мер российской администрации.

В отличие от подчеркнуто прокитайской политики империи Цин, российские администраторы на Амуре и в Приморье демонстрировали в отношении враждебной деятельности китайцев поразительное благодушие. Вместо оперативной и жесткой ответственности за нарушение российских законов, вместо необходимых репрессивных мер за акты враждебности к русскому и казацкому населению российские администраторы в отношении китайских «манз» в большинстве случаев избирали порочную методику безвольных увещеваний, бесконечных предупреждений, в лучшем случае — кратковременных арестов и плохо организованных выселений. В условиях, когда российское государство фанатично соблюдало букву договора с империей Цин, уссурийские казаки стали разбираться с засильем китайских «манз» явочным порядком. Станичные атаманы стали все меньше информировать официальные государственные инстанции о своих рейдах против хунхузов и все более активно «примучивать» тех местных «манз», которые были уличены в связях с закордонными бандитами. Эта «казацкая этническая политика» постепенно стала приносить свои позитивные плоды: уже в 1863 году, т.е. всего через пять лет после первого появления казаков в крае, на берегах Уссури и ее притоков было основано 29 новых казацких станиц. Непоследовательные, идеологически противоречивые этнополитические методы Российской империи в Приморье, невзирая на подчас крупные успехи казацкого этнического отпора хунхузам, не могли дать устойчивого основания для ликвидации хунхузской угрозы раз и навсегда. Вплоть до 1917 года кровавые насилия хунхузов оставались страшной реальностью Уссурийского края, а само слово «хунхуз» звучало как проклятие в устах здешнего славянского населения. Проблема хунхузов, равно как и проблема преступного содействия им со стороны местных китайских «манз», была успешно решена уже в другую, советскую эпоху. [2]


Основная часть

Многие знаменитые россияне посвятили свою жизнь изучению и освоению Приамурья, укреплению российских дальневосточных границ. В конце 19-го- начале 20-го веков одним из этих заслуженных людей был Владимир Клавдиевич Арсеньев. Многим из нас В.К.Арсеньев известен, как писатель, автор романов «Дерсу Узала», «По Уссурийскому краю» и других произведений. Однако популярный писатель был ещё и первопроходцем Дальнего Востока, военным востоковедом, разведчиком, географом и этнографом. Благодаря ему Дальний Восток и Камчатка стали ближе и понятнее всем жителям необъятной Российской империи.

Владимир Клавдиевич Арсеньев — один из самых известных и отважных исследователей Забайкалья и Дальнего Востока. Он совершил более десятка пеших экспедиций, прошел сотни километров по бескрайним таежным просторам и горным кряжам Уссурийского края и Сихотэ-Алиня.

Царский офицер, он 10 января 1900 года подал рапорт с ходатайством о переводе его с запада - в одну из пехотных частей Квантунской области или Приамурского округа. Просьба была удовлетворена, и в мае того же года В. Арсеньева направили в Приамурский округ, в первый Владивостокский крепостной пехотный полк. Однако к месту назначения Владимир Клавдиевич прибыл только в августе. Дело в том, что с 8 по 25 июля 1900 года Арсеньев находился в составе Благовещенского отряда генерала Грибского, пережил бомбардировку города, а 20 июля 1900 года участвовал в деле – «выбивал» китайцев с позиций и из города Сахалян. За то первое боевое крещение он был представлен к награде – серебряной медали «За поход в Китай». [3]

Всем хорошо известен маршрут 1902 года, маршрут 1906, 1907 и последующих годов по северной части Уссурийского края. Однако до сих пор не восстановлена маршрутная деятельность Арсеньева во главе военно-охотничьих команд в период 1900-1903 годов, а между тем есть основания полагать, что маршрут 1902 г от с. Шкотово до озера Ханка был незначительной частью нелёгких таёжных троп, пройденных Владимиром Клавдиевичем по Южному Приморью.

В фондах музея им. В.К. Арсеньева во Владивостоке хранится атлас картографических материалов, составленных Владимиром Клавдиевичем в 1911 году по материалам 1900-1911 годов. Это многочисленные, хотя и часто схематические карты, всесторонне освещающие его исследовательскую деятельность.