Файл: Понятие государства. Основные и неосновные признаки государства.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 49

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: «Понятие государства. Основные и неосновные признаки государства»

по дисциплине: «Теория государства и права»


Студент:

курс, групп

Факультет: государства и права

Специальность:
Научный преподаватель:

старший преподаватель

Основные замечания:

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

__________________________________

Отметка о допуске к курсовой работе к защите:

_________________________________________

Дата: « »___________________________2023г.

Подпись научного руководителя______________

Ставрополь 2023

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..................................................................................................3

Глава 1. Понятие, сущность, признаки государства……..……...5

1.1 Понятие государства…………………..……………………….….5

1.2 Сущность государства….………………………………………....7

1.3 Признаки государства………………………..…………………..13

Глава 2. Типология государств…………………………………....18

2.1 Понятие типологии государств……………………………..…18

2.2 Формационный подход………………………………………...18

2.3 Цивилизационный подход…………………………………..…22

2.4 Отличие между формационным и цивилизационным подходами………………………………………………………….….25

Заключение...……………………………………………..………….27

Список литературы………………………………………………....30
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной курсовой была актуальна во все времена. Ведь государство, возникшее на определенном этапе развития человеческого общества, сохраняется до настоящего времени, выступая на всем историческом пути своего развития как осо­бая организующая и управляющая сила, которую никакая дру­гая политическая организация не способна заменить. Бесспор­но, Ф. Энгельс поспешил, заявив, что, как только исчезнет разделение общества на классы, государство будет сдано в му­зей древностей вместе с прялкой и бронзовым топором [1 с.101].


Многие мыслители стремились понять, что представляет собой государство, почему оно возникло и так необходимо че­ловечеству, какова природа государства, что отличает его от других организаций, созданных людьми. На эти и подобные вопросы было дано много различных ответов.

Многообразие взглядов на государство обусловлено тем, что само государство - это чрезвычайно сложное, исторически изменяющееся явление. Познание свойств и признаков госу­дарства затруднено постоянно меняющимися экономическими, социальными, классовыми, духовными, национальными, религиозными и другими факторами, определяющими его сущ­ность и содержание.

Государство является центральным институтом политической системы и обладает сложной институциональной структурой, выполняет специфические функции. Понятие государства используется в двух значениях. В широком смысле государство рассматривается как общность людей, представляемая и организуемая органом высшей власти и проживающая на определенной территории. Отождествляется по существу с такими понятиями как "страна", "общество". В узком смысле государство понимается как организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных интересов в пределах определенной территории. В этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. В современном изучении сущности государства можно выделить два подхода. В рамках классового подхода сущность государства заключается в приоритетном обеспечении интересов господствующего класса и подавлении протеста других социальных групп. На ранних этапах исторического развития преобладала именно эта сторона деятельности государства. В современных условиях сущность государства чаще всего трактуется с позиций общесоциального подхода. Государство в этом случае определяется как политическая организация, создающая условия для компромисса интересов основных социальных групп населения. Оно выступает в качестве арбитра и активного участника отношений между основными социальными группами, стремясь не допускать опасного для общества обострения конфликтов [2 с. 51]

Объектом исследования является государство, его сущность, признаки и типология.

Работа написана на базе нормативного материала, учебной и дополнительной юридической литературы.

Таким образом, целью курсовой работы является изучение понятие, признаков, сущности и социальное назначение государства.



Задачи:

  1. раскрыть понятие, сущность и социальное назначение государства;

  2. охарактеризовать основные признаки государства;

  3. рассмотреть типологию государства.

Для реализации цели и задач в данной курсовой работе использовались такие научные методы исследования, как формально-логический, сравнительный, исторический и обзорно-аналитический.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА


    1. Понятие государства


Термин « государства» появился в XVI веке. Его ввёл итальянский политический мыслитель Николо Макиавелли (1469-1527). Его взгляды изложены в работе "Государь", где раскрыта идея о том, что государство - это власть, сосредоточенная у одного (правителя) и осуществляемая над остальными членами общества. Разумеется, что государство как общественное явление до этого существовало уже тысячелетия.

Сложность государства как социального явления приводит к многообразию его определения. Так как государство представляет собой сложное явление с древних времён предпринимались попытки дать определение понятия «государства». Однако до настоящего времени отсутствует общепринятое представление о нём. Многие исследователи трактовали государство как политическую общность, объединение, союз людей (Цицерон, Ф. Аквинский, Д. Локк, Г. Гроций, И. Кант). И. Кант трактовал государство как «общество людей, которое само распоряжается и управляет собой». По мнению Л. Дюги «государство обозначает всякое человеческое общество, в котором существует политическая дифференциация между правящими и управляемыми, одним словом «политическая власть». Аристотель считал, что государство – «самодовлеющее общение граждан, ни в каком другом общении не нуждающееся и ни от кого другого не зависящее». Н. Макиавелли определял государство через общее благо, которое должно получаться от выполнения реальных государственных интересов. Французский мыслитель Ж. Боден рассматривал государство как «правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости. Эти начала должны давать общее благо, которое и должно составлять цель государственного устройства». Английский философ Т. Гоббс определял государство как «единое лицо, верховного владыку, суверена, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силы и способности всякого для общего мира и защиты».


Создатель идейно-политической доктрины либерализма Д. Локк представлял государство как «общую волю, являющуюся выражением преобладающей силы», то есть большинства граждан, «входящих в государство».

Гегелевское понимание государства базируется на его общей философской системе, трактующей государство как порождение особых духовных начал человеческого бытия: «Государство есть действительность нравственной идеи – нравственный дух как очевидная, самой себе ясная, субстанциональная воля, которая мыслит и знает себя и выполняет то, что она знает и поскольку она знает». [3 с.160]

Марксистско-ленинская наука определяет государство исходя из его неизменной классовой природы. Поскольку государство возникает как продукт классового общества вследствие раскола общества на непримиримые классы, то «оно по общему правилу является государством самого могущественного, экономически господствующего класса, который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и угнетения эксплуатируемого класса». [4 с.25]

Заслуживает внимания то, как определяли понятие государства русские юристы. Коркунов, например, определяет государство как «общественный союз свободных людей с принудительно установленными мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства».[5 с. 318] Трубецкой считает, что «есть союз людей, властвующий самостоятельно и исключительно в пределах определенной

территории». Как соединение людей под одной властью и в пределах одной территории трактуют государство Шершеневич и Кокошкин.

Общим во всех данных определениях выступает то, что названные ученые, мыслители, философы, юристы включали в качестве специфических видовых отличий государства такие его важнейшие характеристики, как народ, публичную власть и территорию. Даже если в дефинициях отдельных авторов территория иногда не включается, однако она явно предполагается. Необходимо помнить, что далеко не любое государство и далеко не всегда в своей политике воплощает волю (интересы) всего народа, большинства граждан. Как правило, бывает наоборот. Оно обеспечивает интересы преимущественно лишь каких-то классов, слоев, элит, национальностей и т.д., что важно учитывать при рассмотрении сущности данного конкретного государства.

Государство - это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории, также понятие государства можно охарактеризовать как выделившаяся из общества и обусловленная его социально-экономическим укладом, традициями, культурой политическая организация суверенной публичной власти. Возникнув как продукт эмпирической (опытной) социальной жизнедеятельности, государство не совпадает с обществом и выступает по отношению к нему управляющей системой. Эта система имеет собственную внутреннюю логику развития, четкую структурную организацию (которая оттачивалась на протяжении тысячелетий), специфический механизм взаимодействия структурных элементов. Таким образом, государство - самодостаточная система, обладающая собственной природой, понятиями, признаками и сущностью.


Современный уровень знаний позволяет рассматривать государство как высокоразвитую форму организации совместной жизни людей на определенной территории, и что государство - это естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка.

Государство - это политико-территориальная, суверенная организация управления обществом, состоящая из особого аппарата, обеспечивающего посредством правовых предписаний первоначально интересы господствующих классов, а по мере сглаживания классовых противоречий осуществляющего на правовой основе все более широкие общеосциальаый функции (социальное правовое государство).

В силу своих специфических признаков государство как институт или организация всегда отличалась от других, догосударственных «существовавших до него» и негосударственных «существующих наряду с ним» институтов и организаций. Выявление и изучение этих признаков открывает путь к более глубокому пониманию не только прошлого, но настоящего нашей страны и других стран.


    1. Сущность государства


Раскрыть сущность государства – значит выявить то главное, определяющее, что обусловливает его объективную необходимость в обществе, понять, почему общество не может существовать и развиваться без государства. [6 с.21] Рассмотрение определённых экономических и социальных закономерностей возникновения и функционирования государства главным образом с классовых позиций позволил, как считали основоположники марксизма-ленинизма, дать «универсальное» определение сущности государства, охватывающее все исторические типы государства, в том числе и современные.

Сущность государства – достаточно стабильная категория. Это не означает стабильности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства – содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До определённого времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и только по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности прочего качества и содержательной наполненности.

Так, вначале возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь только после того, как отдельные социальные группы и слои уяснили уникальность государственной организации общества и попытались использовать её в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.