ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Оглавление
Введение 3
Происхождение и объекты обычая Error! Bookmark not defined.
Социальная роль обычая 7
Обычаи универсальны 9
Заключение 10
Список литературы 11
Введение
Нравы и обычаи -- это устойчиво проявляющиеся в поступках людей нормы поведения, соответствующие требованиям определенного общества. Они составляют традиционный порядок поведения, характерный для массы людей данного общества, данного класса. Под нравами и обычаями принято понимать не только указанные нормы поведения людей, но также устойчивые, характерные для данного народа формы или особенности его быта и общения: национальная кухня, жилище, приветствия и одежда, праздники и многое другое.
Происхождение и объекты обычая:
В мире нет ни одного народа, который не имеет своих традиций и обычаев, передающих новым поколениям его опыт, знания и достижения. Традиции, обычаи и обряды играют важную роль в воспроизводстве культуры и всех сфер духовной жизни, в реализации многовековых усилий сменяющих друг друга поколений сделать жизнь богаче, краше, содержательнее, в обеспечении преемственности нового и старого, в гармоническом развитии общества и личности. Они существуют, поддерживаются народными массами во всех сферах общественной жизни: трудовой, социально-политической, семейно-бытовой, социально-культурной и т. д. Соответственно особенностям различных форм и видов общественных отношений
выделяются традиции национальные, революционные, интернациональные, патриотические, религиозные, социально-культурные, семейно-бытовые и т. п. Существуют особые традиции в школьной, студенческой, научной, творческой, в сельской и городской среде и т. д.
У традиций и обычаев есть определенное сходство. Оно основывается, во-первых, на выполнении одинаковой роли в жизни общества; во-вторых, они
обладают одинаковыми чертами и признаками (устойчивость, нормативность, связь с общественным мнением, нравственными нормами, общественными привычками, стандартами поведения и т. п.); в-третьих, они имеют одинаково широкое распространение. Через систему традиции и обычаев новые поколения общества наследуют выработанные в нём отношения и весь общественный опыт, вплоть до самых конкретных поступков и действий. Наследование социального опыта с его критическим осмыслением позволяет обществу с меньшими издержками идти по пути социального развития. Способствуя этому, обычаи и традиции сами воспроизводятся, причём некоторые из них отмирают, а другие появляются или постепенно видоизменяются.
Традиции и обычаи, будучи включёнными в моральную систему, а также в систему общественной психологии, выполняют функцию общественного регулятора. Усвоение традиций и обычаев способствует формированию у людей социально необходимых качеств, привычек и навыков общественной деятельности и поведения. Традиции и обычаи выполняют также познавательную и воспитательную функции. Без выполнения этих функций они в значительной степени лишились бы общественного
смысла. Традиции и обычаи сближаются, так как выполняют сходные по своей общественной направленности функции. Однако это ещё не свидетельствует об их абсолютном сходстве. Как раз их различие обнаруживается в том, что свои функции они выполняют в обществе различными путями и в различной форме.
Через обычаи люди приобретают необходимые знания, навыки поведения, опыт, связанный с непосредственным окружением, а через традиции происходит в самой большей степени приобщение к социальному опыту человечества (интернациональные, революционные традиции и т. п.). Различен и характер воспитательного воздействия на людей обычаев и традиций. На основе усвоения обычаев и следования им формируются простые привычки, стереотипные навыки поведения, а следование традициям способствует
формированию не только сложных привычек, но и сложных социальных чувств (патриотического, интернационального и т. п.).
Основной закономерностью формирования обычаев и традиций является обусловленность их экономическим развитием, определенным уровнем и характером производства. Влияние социально-экономических отношений велико и на такой вид традиций и обычаев, как семейно-бытовые. Происхождение обычая неясно. Несколько авторов посвятили себя изучению происхождения обычая. Некоторые из них считали, что обычай был получен из судебных приговоров, а не наоборот. Другие считали, что табу было “старейшим неписаным кодексом законов человечества”.
Эти мнения, однако, не дают адекватного объяснения происхождению обычая в целом. Возможно, что какой-то обычай мог возникнуть
таким образом, как описывают Генри Мэн, Фрейд и другие, однако вопрос о происхождении обычая в целом неясен и сложен. Точно так же, как трудно сказать, когда возникло общество, точно так же трудно сказать, когда возник обычай. Мак-Дугалл пишет:
“Цели и цели многих обычаев теряются в тумане древности. В некоторых случаях, возможно, цели никогда не были четко определены в сознании ни одного человека. Обычай мог возникнуть как компромисс или слияние различных обычаев, или через какой-то чисто инстинктивный способ реакции, или через извращенное подражание какой-либо иностранной модели. Но, как бы то ни было, и с какой бы целью ни был установлен однажды установленный обычай, его соблюдение всегда становится в какой-то степени самоцелью, и люди готовы поддерживать его, часто ценой больших усилий или дискомфорта, еще долго после того, как он послужит какой-либо полезной цели ”.
Таким образом, нельзя установить единого правила относительно происхождения обычая. Многие обычаи возникли для удовлетворения основных потребностей человека, особенно тех, которые связаны с его
стремлением к самосохранению, сексуальной жизнью, продолжением рода и тому подобным.
Некоторые обычаи были усвоены путем подражания другим народам, и многие из них были приспособлены к меняющимся ситуациям. Многие обычаи все еще сохраняются, хотя их полезность давно перестала существовать. Им подчиняются более спонтанно, потому что они растут медленно. Пока обычаи преобладают спонтанно, они являются самыми прочными связующими звеньями в построении социального порядка.
Не все обычаи иррациональны. Некоторые авторы приписывают обычаям иррациональность. Но если мы углубимся в генезис обычаев, мы обнаружим,
что обвинение в их иррациональности необоснованно. Можно признать, что есть некоторые обычаи и практики, принятые людьми, которые не могут быть оправданы никакими утилитарными или этическими соображениями. В Индии ряд таких обычаев можно наблюдать во всех общинах.
Таким образом, разбрызгивание воды на какой-либо камень или любой другой неодушевленный предмет или предоставление ему пищи, подношение "шрадхов" мертвым, отказ от путешествия из-за кошки, перебежавшей дорогу, и многие другие подобные практики можно назвать иррациональными, но нельзя сказать, что все обычаи иррациональны. Корень трудности в том, что современные умы считают рациональными только те действия, которые могут быть логически доказаны и являются рассчитанными действиями. Однако это не так.
Многие действия, которые не могут быть доказаны на логических принципах, могут быть достаточно оправданы по психологическим или социальным причинам, например, такие действия, как мужчина, приветствующий флаг страны, сын, прикасающийся к ногам своих родителей утром, люди, развлекающие своих родственников и друзей на фестивале, индуистская женщинаприем пищи после мужа. Если человек получает
психологическое удовлетворение или социальную оценку, следуя обычаю, это достаточные рациональные основания для его следования.
Можно также отметить, что обычаи, которые кажутся иррациональными, иногда реформируются или даже отменяются из-за преднамеренной мысли заинтересованных людей. В Индии многие обычаи индусов были отменены законом, в то время как другие были значительно реформированы в результате проповедей наших лидеров, таких как Свами Даянанд и Свами