ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Открытый» урок по ФИЗИКЕ для 8 класса на тему:
«Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха.»
Цели урока: познакомить учащихся с новыми понятиями - абсолютная и относительная влажность, точка росы; со способами измерения влажности; ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха.
Задачи:
Образовательные:
-
Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы. -
Продемонстрировать различные способы измерения влажности воздуха при рассмотрении приборов для ее измерения — гигрометра, психрометра. -
Организовать деятельность учащихся по приобретению новых знаний. -
Вызвать интерес учащихся к занятию, придать ему поисково-творческий характер.
Развивающие:
-
Развивать у учащихся потребность в творческой деятельности, в самовыражении через различные виды работы. -
Развивать умение анализировать информацию, пользоваться таблицами, справочниками. -
Развивать умение видеть физические явления в окружающем мире.
Воспитательные:
Показать важность понятия влажности воздуха в жизнедеятельности человека.
Тип урока: Комбинированный урок
Оборудование: компьютер и мультимедиа-проектор, презентация к уроку «Влажность воздуха», психрометрическая таблица, таблица зависимости давления и плотности насыщенного пара при различной температуре, изображение гигрометра и психрометра, психрометр, губка, миска с водой ,пипетка, термометры для эксперимента.
Используемые НОТ на уроке : ЦОР: http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/669b5279-e921-11dc-95ff-0800200c9a66/index_listing.html
ИКТ, презентация, здоровьесберегающая, технология развивающего обучения, развитие ассоциативно-образного мышления, технология критического мышления.
План урока:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Объяснение нового материала.
4. Практическая работа "Определение относительной влажности в кабинете физики".
5. Первичное закрепление изученного материала.
6. Подведение итогов урока.
7. Домашние задание.
Ход урока:
-
Организационный момент -
Актуализация знаний
Учитель: Добрый день уважаемые ребята Послушайте загадку , и скажите, о каком явлении идёт речь
Он белёсый и сырой,
Опустился над землёй.
Словно облако упало,
И домов не видно стало.
Над рекою он плывёт,
А с рассветом пропадёт
Ответ учащихся: Речь идёт о тумане.
Учитель: Что такое туман?
Туман представляет собой скопления мелких капелек воды.
Туман часто образуется в низинах, оврагах, болотистых местах, где воздух достаточно влажный.
Сегодня мы будем говорить о влажности воздуха.
Откройте, пожалуйста, ваши тетради, запишите число… и тему «Влажность воздуха. Измерение влажности воздуха».
Учитель: Как вам известно, воздух состоит из смеси различных газов и некоторого количества водяных паров. Даже над пустыней воздух никогда не бывает абсолютно сухим.
Проделаем следующий эксперимент: возьмите губку и сожмите ее. Ничего не произошло. Теперь капните на нее из пипетки и сожмите опять. Результат тот же. Положите губку в кювету с водой, подождите чуть – чуть и сожмите снова. Что вы видите? из губки капает вода. Положите губку опять в кювету и переверните ее несколько раз.
Как вы думаете, что произойдет, если сейчас поднять губку? (Выслушиваются ответы учащихся).
Проверим. Поднимите губку и посмотрите на дно.
Почему из нее начала капать вода? Попробуйте объяснить данный эксперимент (Выслушиваются ответы учащихся).
Воздух можно сравнить с губкой в том смысле, что оба могут запасать воду. Сухая губка – сухой воздух, не содержащий водяных паров. Одна капля воды для губки – это слишком мало, однако после того, как губка полежала в воде, она намокла сильнее и впитала в себя больше воды, в последнем же случае губка намокла до насыщения. Когда губка не смогла больше запасать в себе воду, то вода сама начала капать из нее. Как и губка, воздух тоже может запасать в себе воду в виде пара, и чем больше водяных паров находится в определенном объеме воздуха, тем ближе пар к состоянию насыщения.
Какой пар называют насыщенным?
Какой пар называют ненасыщенным?
Что подразумевают под « динамическим равновесием между паром и жидкостью»?
-
Изучение нового материала
– А что именно мы можем узнать про влажность воздуха? Какие вопросы можем поставить?
Итак, цель нашего урока: рассмотреть понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы и ознакомиться с приборами для измерения влажности воздуха, научиться пользоваться психрометром для измерения относительной влажности.
Если есть какой-нибудь предмет, который представляет интерес для всех, то это, вероятно погода. Говорят, что погода является самым величественным спектаклем на Земле, в котором участвуют только три актера: солнечная радиация, влага и воздух.
Сегодня мы будем говорить о главном природном актере – влажности воздуха (слайд 2), т.к. именно от этой физической величины зависит погода, зависят многие физические явления и процессы:
– процесс испарения;
– конденсации;
– теплообмена;
– количество осадков;
– появление узоров на окнах, запотевание окон, появление тумана, росы, инея, количество разнообразных осадков (снега, града, дождя).
Что же такое ВЛАЖНОСТЬ воздуха?
Начнем наш разговор с того, что из курса географии вам известно, что поверхность Земли покрыта на две трети водой .
Вода занимает около 70,8 % земного шара.
Живые организмы содержат от 50 до 99,7 % воды.
В атмосфере находится около 13-15 тыс. куб. км воды.
С поверхности морей, рек, водоемов самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение, вследствие чего в окружающем нас воздухе постоянно находится водяной пар (в среднем в атмосфере содержится 24*10 16м3 водяного пара). Влажность воздуха говорит о наличии водяного пара в атмосфере. Как вы понимаете, чем больше водяного пара будет содержаться в атмосфере при данной температуре, тем больше будет влажность воздуха, тем ближе пар будет к состоянию насыщения.
Влажность воздуха – это содержание водяного пара в атмосфере.
(слайд 3),
Как же определить влажность воздуха?
При определении содержания влаги в воздухе используют понятия абсолютной и относительной влажности.
Абсолютная влажность ρ показывает, сколько граммов водяного пара содержится в воздухе объёмом 1 м3 при данных условиях, т.е. плотность водяного пара, измеряемого в г/м3. (слайд 4),
Существуют специальная таблица в которой для каждого значения температуры и давления приводится значение плотности насыщенного водяного пара. Такая таблица находится в сборниках задач по физике авторов Лукашик и Рымкевич.
Для суждения о степени влажности важно знать, близок или далёк водяной пар, находящийся в воздухе, от состояния насыщения. Для этого вводят понятие относительной влажности (слайд 5),
Относительной влажностью воздуха φ называют отношение абсолютной влажности воздуха ρ к плотности ρ0 насыщенного водяного пара при той же температуре. φ выражается в процентах.
Относительную влажность можно определить по формуле:
φ = ρ/ρ0 •100%. (1)
Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре пар, находящийся в воздухе можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы. Появляется туман, выпадает роса. (слайд 6),
Температуру, при которой пар, находящийся в воздухе, становится насыщенным в процессе охлаждения, называют точкой росы.
По точке росы с помощью специальных таблиц можно определить абсолютную влажность ρ. По заданной температуре воздуха можно определить с помощью этих же таблиц плотность насыщенного пара ρ0, а затем по формуле (1) определяют относительную влажность воздуха.
От влажности зависит интенсивность испарения влаги с поверхности кожи человека. А испарение влаги имеет большое значения для поддержания температуры тела постоянной.
Благоприятная для человека относительная влажность воздуха 40-60%. Такую влажность поддерживают в производственных помещениях, на борту космического корабля.
Большое значение имеет знание влажности в метеорологии для предсказания погоды, т.к. конденсация водяного пара приводит к образованию облаков и последующему выпадению осадков. При этом выделяется большое количество теплоты в атмосферу. И наоборот, испарение сопровождается поглощением теплоты.
В ткацком, кондитерском, печатном и других производствах для нормального течения процессов необходима определённая влажность.
Хранение произведений искусства, книг, музыкальных инструментов требует поддержания влажности на необходимом уровне. (слайд 7),
Учитель: Для измерения относительной влажности используют такие приборы как гигрометр и психрометр( слайд8),
1. Гигрометры (волосной и конденсационный) (
слайд 9). Внимательно посмотрите на экран, назовите и покажите основные элементы гигрометра. Действие волосного гигрометра основано на том, что обезжиренный человеческий волос в условиях большой влажности удлиняется, а при низкой влажности его длина уменьшается(слайд 10).. К концу волоса прицеплен груз, при изменении длины он поворачивает блок со стрелкой. Конец стрелки показывает относительную влажность по шкале. В учебнике прочитайте принцип работы конденсационного гигрометра и кратко расскажите об этом. (слайд 11).
-
Психрометр(слайд 12).
Психрометр состоит из двух термометров, шарик одного из них обмотан тканью, нижние концы которой опущены в сосуд с дистиллированной водой. Сухой термометр регистрирует температуру воздуха, а влажный — температуру испаряющейся воды. При испарении жидкости ее температура понижается. Чем суше воздух, тем интенсивнее испаряется вода из влажной ткани и тем ниже ее температура. Следовательно, разность показаний сухого и влажного термометров зависит от относительной влажности воздуха. Зная эту разность температур, определяют относительную влажность воздуха по специальным психрометрическим таблицам.
По значению относительной влажности мы можем судить о состоянии окружающего нас воздуха.
Учитель: А как измерить влажность воздуха, если нет специального прибора, а только комнатный термометр?
-
Практическая работа
Оборудование: Термометр лабораторный, кювета с водой, кусочек бинта.
Определите самостоятельно относительную влажность воздуха в кабинете, пользуясь термометром. Для этого проделайте следующее:
-
Измерьте температуру воздуха в классе и запишите в тетради. -
Смочите кусочек бинта и оберните им резервуар термометра. Следите за понижением температуры. Как только оно прекратится, запишите показания. -
Найдите разность температур сухого и влажного термометра и, пользуясь психометрической таблицей, определите относительную влажность воздуха в кабинете.