Файл: Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 21

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Разработка урока по физике на тему:

«Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел»



Урок ____ Агрегатные состояния вещества 8 класс Дата ____________

Цель урока:

Образовательные: познакомить учащихся с понятием агрегатного состояния, процессами

перехода между ними и связать строение вещества с его внутренней энергией, иметь представление о физической сущности процессов плавления различных веществ

Воспитательная: обогатить знания учащихся о различных веществах и причине

разнообразия их молекулярного строения, понимать единство природных

явлений и причинно – следственные связи

Развивающая: развивать внимание учащихся через демонстрации;

развить познавательный интерес к предмету;

умение самостоятельно делать выводы.

развить речь через фронтальный опрос.
Тип урока: урок – лекция

Домашнее задание: Прочитать §12,13, упражнение 7 стр. 33.

План – график урока

  1. Организационный момент: (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Садитесь! Кого сегодня нету в классе?

  1. Проверка домашнего задания: (5 мин)

Давайте повторим темы прошлых уроков через решения задач.

Задача 1. Какое количество теплоты потребуется для нагревания 10 л воды от 20 °С до кипения?

Дано: вода

V – объем воды = 10 л = 0,01 м3

t1 – начальная температура = 20 °C

t2 – конечная температура = 100 °C

с – удельная теплоемкость
воды = 4200

ρ – плотность воды = 1000 кг/м3

Решение:

Количество теплоты, необходимое для нагревания воды
можно найти по формуле:
Q = c m (t°2t°1).

Нам неизвестна масса воды:

m = ρ ∙ V = 1000 кг/м3 ∙ 0,01 м3 =
= 10 кг.

Теперь, Q = c m (t°2t°1) =
= 4200 ∙ 10 кг ∙ 80° =
= 3 360 000 Дж = 3360 кДж.

Ответ: Q = 3360 кДж.

Найти:

Q – количество теплоты, необходимое для нагревания воды





  1. Объяснение нового материала: (15 мин)

Перед тем как изучить новую тему, давайте ответим на следующие вопросы:

  1. Что такое вещество? (То из чего состоят физические тела).

  2. Приведите примеры веществ. (дерево, стекло, пластмасса, железо, алюминий, серебро).

  3. В каких состояниях может находиться вещество? (в твердом, в жидком, в газообразном).

  4. Приведите свои примеры (твердые – золото, стекло, воск, жидкие – молоко, масло, бензин, газообразные – воздух, озон).

  5. Перечислите свойства твердых тел (форма, объем, порядок, силы притяжения, движение молекул).

  6. Назовите свойства жидкостей

  7. Какими свойствами обладают газы?

Из того, что мы сейчас повторяли, давайте сделаем вывод:

  • Известные нам три состояния вещества (твёрдое, жидкое, газообразное) называются агрегатными состояниями.

  • Молекулы одного и того же вещества в различных агрегатных состояниях ничем не отличаются друг от друга.

  • Вещество можно перевести из одного агрегатного состояние в другое (фазовый переход)

Выводы:

  • Плавление – переход вещества из твёрдого состояния в жидкое.

  • Температура плавления – температура, при которой вещество плавится. Обозначается tпл

  • Отвердевание (кристаллизация) – переход вещества из жидкого состояния в твёрдое.

  • Температура отвердевания (кристаллизации) – температура, при которой вещество отвердевает (кристаллизуется). Обозначается tкр

tкр = tпл

  • В процессе плавления температура кристалла остается постоянной. Эта температура называется температурой плавления. У каждого вещества своя температура плавления.
    Температура плавления веществ
    зависит от атмосферного давления.
    У кристаллических тел при температуре плавления можно наблюдать вещество
    одновременно в твердом и жидком состояниях

  • (например: вода и лёд).

Запишем выводы в своих тетрадях

  1. Закрепление урока: (15 мин)

Ответить на вопросы по изучаемой теме:

Задания:

  1. Какой металл может расплавиться у вас в руках?

  2. Можно ли расплавит оловянного солдатика в алюминиевой кастрюле?

  3. Назовите самый тугоплавкий металл?


Упражнение 7 (1-3) стр. 33

  1. Сравните температуры плавления твердой ртути и твердого спирта. У какого из этих

веществ температура плавления выше?

2. Какой из металлов, приведенных в таблице, самый легкоплавкий? Самый тугоплавкий?

3. Будет ли плавиться свинец, если его бросить в расплавленное олово? Ответ обоснуйте.

1. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 г чугуна, взятого при температуре 1200 °С.

Дано: чугун

m – масса = 500 г = 0,5 кг

λ – удельная теплота
плавления чугуна =
= 270 000 Дж/кг

Решение:

Из таблицы, в которой указаны темпе-
ратуры плавления разных веществ, видим, что температура плавления чугуна равна 1200 °С. Значит, чугун взят при температуре плавления, поэтому задача решается
в одно действие:

Q = λ · m = 270 000 Дж/кг · 0,5 кг =

= 135 000 Дж.

Ответ: Q = 135 000 Дж тепла.

Найти:

Q – количество теплоты,
необходимое для плавления чугуна


2. Определить количество теплоты, необходимое для плавления 500 кг чугуна, взятого при температуре 200 °С.

Дано: чугун

m – масса = 500 кг

λ – удельная теплота плавления чугуна =

= 270 000 Дж/кг

Решение:

Из таблицы, в которой указаны темпе-
ратуры плавления разных веществ, видим, что температура плавления чугуна равна 1200 °С. Значит, чугун взят НЕ при температуре плавления, поэтому задача решается в три действия:

1) Q1 = cm (t2t1) =

= 2100 · 500 кг · (1200° – 200°) =

= 1 050 000 000 Дж = 1050 МДж.

Найти:

Q – количество теплоты,
необходимое для плавления чугуна


2) Q2 = λ · m = 270 000 Дж/кг · 500 кг = 135 000 000Дж = 135 МДж.

3) Qобщее = Q1 + Q2 = 1050 МДж + 135 МДж = 1185 МДж.

Ответ: Q = 1185 МДж тепла.

  1. Запись домашнего задания: (1 мин)


§§ 12, 13 прочитать

Упражнение № 7 (стр. 33) - устно