ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 374
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Урок 1
Тема: Мир велик и прекрасен
Цели: ввести понятие «природа»; учить выделять объекты живой и неживой природы; выделить признаки живого организма; развивать умение читать и составлять схемы; воспитывать любовь к природе.
Оборудование: фотографии и рисунки с изображением объектов живой и неживой природы; ребусы; загадки; кроссворд.
Ход урока
I. Сообщение темы урока.
– Прочитайте ребус на доске.
(Природа.)
– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют природой.
II. Работа по учебнику.
– Какие три большие группы предметов окружающего мира вы знаете? (Живые предметы, неживые предметы, изделия человека.) Какие группы живых существ вам известны? (Растения, животные, грибы.)
– Назовите предметы неживой природы. (Солнце, облака, воздух.) Прочитайте текст учебника на с. 4.
– Что такое природа? (Природа – все существующее во Вселенной.) Назовите существенные признаки живой природы. (Все живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, умирают.)
– Назовите предметы, изображённые в учебнике. Разделите их на группы. (Объекты неживой природы: солнце, горы, водоёмы, облака, камни. Объекты живой природы: грибы, цветы, медведь. Изделия человека: фонари, фонтан, дома.)
Задание 1 (составление схем).
Задание 2 (подбор к схеме соответствующего предложения: «Все живые существа дышат, питаются, растут, развиваются и умирают»).
Задание 3.
– Рассмотрите схему. О чём можете рассказать, опираясь на неё? (К неживой природе относятся солнце, облака, горы, водоёмы.)
– Перечислите изделия человека, которые находятся в классе. (Доска, стол, стулья, шкафы, книги, тетради и т. д.)
– Перечислите предметы живой природы, которые находятся в классе. (Комнатные растения, девочки, мальчики.)
– Каких предметов больше? (В классе больше изделий человека, чем предметов живой природы.)
III. Работа в тетради на печатной основе.
Задание 1.
– Назовите природные объекты. (Солнце, облака, деревья, птицы, насекомые, рыбы, земноводные и т. д.) Назовите изделия человека. (Вертолёт, палатка, видеокамера, телефон, телевизор, лодка, парашют.)
– Сколько разных животных насчитают ребята?
– Укажите отличительные признаки рыб, птиц, насекомых, земноводных, млекопитающих, пресмыкающихся.
Название группы животных | Отличительные признаки | Представители группы на рисунке |
Рыбы | Чешуя | Окунь |
Птицы | Перья | Сорока, лебедь, иволга |
Насекомые | 6 ног | Кузнечик, божья коровка |
Земноводные | Голая кожа | Лягушка |
Пресмыкающиеся | Сухие чешуйки | Ящерица |
Млекопитающие | Шерсть, кормят детей молоком | Белка, ёж, козёл |
Задание 2 (решение кроссворда).
| | 1 | м | а | л | и | н | а | | | | |
| | 2 | к | р | ы | ж | о | в | н | и | к | |
| | | 3 | б | р | у | с | н | и | к | а | |
4 | г | о | л | у | б | и | к | а | | | | |
| | | 5 | з | е | м | л | я | н | и | к | а |
– Подчеркните слова, которые характеризуют арбуз. (Растение родного края, культурное. Травянистое растение. Растёт на бахче. Используют плоды.)
Задание 3.
– Решите кроссворд, назвав группу, к которой относится каждое животное.
1 | н | а | с | е | к | о | м | о | е | | |
2 | з | е | м | н | о | в | о | д | н | о | е |
| | 3 | п | т | и | ц | а | | | | |
| | 4 | р | ы | б | а | | | | | |
– К какой группе животных относится овца? (К млекопитающим.) Подчеркните слова, которые относятся к этому животному. (Домашнее животное. Обитает на скотном дворе. Млекопитающее, растительноядное. Используют мясо, шерсть.)
Задание 4.
– Дайте общее название каждой группе природных объектов.
Щука, дятел, комар, рысь – животные.
Кустарники, деревья, травы – растения.
Сосна, ель, лиственница – хвойные растения.
Морж, кит, дельфин – млекопитающие.
Бабочка, пчела, кузнечик – насекомые.
Задание 5 (запись слов из списка в колонки).
книга ручка велосипед телефон лампа | собака берёза сыроежка ландыш синица | камень Солнце капля росы Луна снежинка |
– Дайте название каждой группе. (Изделия человека. Живая природа. Неживая природа.)
Задание 6.
– Дополните схемы словами и рисунками.
– Какой сегодня день?
IV. Фронтальная работа. Игра «Летние открытия».
– Приходилось ли вам летом рассматривать растения, грибы, наблюдать животных? Что интересное удалось подметить?
– Отгадайте загадки:
На бору, на яру стоит мужичок – красный колпачок. (Мухомор.)
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
Очень дружные сестрички –
Золотистые… (лисички).
– Назовите обе отгадки одним словом. (Грибы.)
– Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб, который разрушает древесину.)
– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)
– У какого гриба много названий: «дедушкин табачок», «галкина баня», «чертов табачок»? Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)
– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)
– Какой гриб лето кончает? (Груздь.)
– Какой гриб лечит? (Чага – он растет на березе.)
– Какие грибы летают? (Грибы не летают, но летает птица чомга, которую за невкусное мясо называют еще поганкой.)
– Как правильно собирать грибы?
– Прочитайте ребусы на доске.
(Заяц, волк, олень, лиса.)
– Назовите разгаданные слова одним словом. (Животные.)
– Решите кроссворд «Что за дерево такое?».
1. Клейкие почки, зеленые листочки,
С белой корой стоит под горой.
(Береза.)
2. У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
(Сосна.)
3. Что за дерево стоит –
Ветра нет, а лист дрожит!
(Осина.)
4. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,
Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки.
(Лиственница.)
5. Ее всегда в лесу найдешь –
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как ёж,
Зимою в платье летнем.
(Ель.)
6. Облетели листья, но остались кисти;
Красные, яркие – снегирям подарки.
(Рябина.)
7. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.
А меня все обижают: кору тонкую сдирают.
(Липа.)
8. Не маменька родима,
А гостинцем оделила.
(Яблоня.)
| 2 с | | | | 6 р | | |
| о | | 4 л | | я | | |
1 б | с | | и | | б | | |
е | н | 3 о | с | | и | 7 л | |
р | а | с | т | 5 е | н | и | 8 я |
ё | | и | в | л | а | п | б |
з | | н | е | ь | | а | л |
а | | а | н | | | | о |
| | | н | | | | н |
| | | и | | | | я |
| | | ц | | | | |
| | | а | | | | |