Файл: Мир велик и прекрасен.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 374

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Урок 1
Тема: Мир велик и прекрасен

Цели: ввести понятие «природа»; учить выделять объекты живой и неживой природы; выделить признаки живого организма; развивать умение читать и составлять схемы; воспитывать любовь к природе.

Оборудование: фотографии и рисунки с изображением объектов живой и неживой природы; ребусы; загадки; кроссворд.

Ход урока

I. Сообщение темы урока.

– Прочитайте ребус на доске.



(Природа.)

– Сегодня на уроке мы узнаем, что называют природой.

II. Работа по учебнику.

– Какие три большие группы предметов окружающего мира вы знаете? (Живые предметы, неживые предметы, изделия человека.) Какие группы живых существ вам известны? (Растения, животные, грибы.)

– Назовите предметы неживой природы. (Солнце, облака, воздух.) Прочитайте текст учебника на с. 4.

– Что такое природа? (Природа – все существующее во Вселенной.) Назовите существенные признаки живой природы. (Все живые существа дышат, питаются, растут, развиваются, умирают.)

– Назовите предметы, изображённые в учебнике. Разделите их на группы. (Объекты неживой природы: солнце, горы, водоёмы, облака, камни. Объекты живой природы: грибы, цветы, медведь. Изделия человека: фонари, фонтан, дома.)

Задание 1 (составление схем).

Задание 2 (подбор к схеме соответствующего предложения: «Все живые существа дышат, питаются, растут, развиваются и умирают»).

Задание 3.

– Рассмотрите схему. О чём можете рассказать, опираясь на неё? (К неживой природе относятся солнце, облака, горы, водоёмы.)

– Перечислите изделия человека, которые находятся в классе. (Доска, стол, стулья, шкафы, книги, тетради и т. д.)

– Перечислите предметы живой природы, которые находятся в классе. (Комнатные растения, девочки, мальчики.)

– Каких предметов больше? (В классе больше изделий человека, чем предметов живой природы.)

III. Работа в тетради на печатной основе.


Задание 1.

– Назовите природные объекты. (Солнце, облака, деревья, птицы, насекомые, рыбы, земноводные и т. д.) Назовите изделия человека. (Вертолёт, палатка, видеокамера, телефон, телевизор, лодка, парашют.)

– Сколько разных животных насчитают ребята?

– Укажите отличительные признаки рыб, птиц, насекомых, земноводных, млекопитающих, пресмыкающихся.

Название

группы животных

Отличительные

признаки

Представители

группы на рисунке

Рыбы

Чешуя

Окунь

Птицы

Перья

Сорока, лебедь, иволга

Насекомые

6 ног

Кузнечик, божья коровка

Земноводные

Голая кожа

Лягушка

Пресмыкающиеся

Сухие чешуйки

Ящерица

Млекопитающие

Шерсть, кормят

детей молоком

Белка, ёж, козёл


Задание 2 (решение кроссворда).







1

м

а

л

и

н

а



















2

к

р

ы

ж

о

в

н

и

к













3

б

р

у

с

н

и

к

а




4

г

о

л

у

б

и

к

а






















5

з

е

м

л

я

н

и

к

а


– Подчеркните слова, которые характеризуют арбуз. (Растение родного края, культурное. Травянистое растение. Растёт на бахче. Используют плоды.)

Задание 3.

– Решите кроссворд, назвав группу, к которой относится каждое животное.

1

н

а

с

е

к

о

м

о

е







2

з

е

м

н

о

в

о

д

н

о

е







3

п

т

и

ц

а



















4

р

ы

б

а
















– К какой группе животных относится овца? (К млекопитающим.) Подчеркните слова, которые относятся к этому животному. (Домашнее животное. Обитает на скотном дворе. Млекопитающее, растительноядное. Используют мясо, шерсть.)

Задание 4.

– Дайте общее название каждой группе природных объектов.

 Щука, дятел, комар, рысь – животные.

 Кустарники, деревья, травы – растения.

 Сосна, ель, лиственница – хвойные растения.

 Морж, кит, дельфин – млекопитающие.

 Бабочка, пчела, кузнечик – насекомые.

Задание 5 (запись слов из списка в колонки).

книга

ручка

велосипед

телефон

лампа

собака

берёза

сыроежка

ландыш

синица

камень

Солнце

капля росы

Луна

снежинка


– Дайте название каждой группе. (Изделия человека. Живая природа. Неживая природа.)

Задание 6.

– Дополните схемы словами и рисунками.



– Какой сегодня день?

IV. Фронтальная работа. Игра «Летние открытия».

– Приходилось ли вам летом рассматривать растения, грибы, наблюдать животных? Что интересное удалось подметить?

– Отгадайте загадки:

На бору, на яру стоит мужичок – красный колпачок. (Мухомор.)

Ходят в рыженьких беретах,

Осень в лес приносят летом.

Очень дружные сестрички –

Золотистые… (лисички).

– Назовите обе отгадки одним словом. (Грибы.)

– Может ли гриб съесть дом? (Может. Это домовый гриб, который разрушает древесину.)

– Какие птицы едят грибы? (Глухари.)

– У какого гриба много названий: «дедушкин табачок», «галкина баня», «чертов табачок»? Каково настоящее название гриба? (Дождевик.)

– Какие грибы появляются первыми? (Сморчки, строчки.)

– Какой гриб лето кончает? (Груздь.)

– Какой гриб лечит? (Чага – он растет на березе.)

– Какие грибы летают? (Грибы не летают, но летает птица чомга, которую за невкусное мясо называют еще поганкой.)

– Как правильно собирать грибы?

– Прочитайте ребусы на доске.



(Заяц, волк, олень, лиса.)

– Назовите разгаданные слова одним словом. (Животные.)

– Решите кроссворд «Что за дерево такое?».

1. Клейкие почки, зеленые листочки,

С белой корой стоит под горой.

(Береза.)

2. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви – только на макушке.

(Сосна.)

3. Что за дерево стоит –

Ветра нет, а лист дрожит!

(Осина.)

4. Есть у родственницы ёлки неколючие иголки,

Но, в отличие от ёлки, опадают те иголки.

(Лиственница.)

5. Ее всегда в лесу найдешь –

Пойдем гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

(Ель.)

6. Облетели листья, но остались кисти;


Красные, яркие – снегирям подарки.

(Рябина.)

7. С моего цветка берет пчелка самый вкусный мед.

А меня все обижают: кору тонкую сдирают.

(Липа.)

8. Не маменька родима,

А гостинцем оделила.

(Яблоня.)




2 с










6 р










о




4 л




я







1 б

с




и




б







е

н

3 о

с




и

7 л




р

а

с

т

5 е

н

и

8 я

ё




и

в

л

а

п

б

з




н

е

ь




а

л

а




а

н










о










н










н










и










я










ц






















а