Файл: Дисциплина Психология развития и возрастная психология Практическое задание 3, Модуль Особенности психического развития от юности до пожилого возраста.rtf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 891
Скачиваний: 84
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
АНО ДПО "УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ"
Программа профессиональной переподготовки
Психологическое консультирование и психодиагностика (620)
Дисциплина: Психология развития и возрастная психология
Практическое задание 3, Модуль 3. Особенности психического развития от юности до пожилого возраста
Выполнил:
слушатель Кирсанова Анастасия Владимировна
Преподаватель:
Коломейцева Лидия Владимировна
г. Пермь – 2023
Задание 1
Цель: закрепить представления об особенности самооценки в подростковом и юношеском возрастах.
Задание: Сравните особенности самооценки в подростковом и юношеском возрасте. Заполните правую часть таблицы 1.
Таблица 1.
Самооценка | |
Подростки | Юноши |
Применительно к своему настоящему. Каков я как член коллектива? | Наступает период решения задач личностного выбора и применимо к будущему. Пригоден я к будущей жизни? |
Противоречива. На основе суждений взрослых | Бывает завышена. На основе собственного анализа |
На основе отдельных поступков | На основе совокупности всех поступков и свойств юноши |
Способны оценить простые отношения (усидчивость, смелость…) | Способны оценивать и простые и более сложные формы взаимоотношений (честь, долг) |
Задание 2
Цель: закрепить представления об особенности развития юношеского, зрелого возраста, также периода старения.
Задание:Охарактеризуйте развитие в юношеском, зрелом возрасте, также периода старения по следующим показателям: социальная ситуация развития, ведущий вид деятельности (по Д.Б.Эльконину), потребность, психологические новообразования.
Заполните таблицу 2 «Возрастная периодизация психического развития».
Таблица 2
Возрастной период | Хронологические рамки | Ведущая потребность | Социальная ситуация развития | Ведущий вид деятельности | Психологические новообразования | Кризисы возрастов |
Молодость | 18-23/25 лет | В общении | Сверстник важное взаимодействие, Взрослый как старший соратник | Учебный, профессиональный | Рефлексия, формирование системы ценностей и логического интеллекта, гипотеко-дедуктивное мышление | 15 и 17 лет |
Ранняя взрослость | 23/25-33/35 лет | В создании семьи, продолжении рода | Значимость и активное включение в социум, реализация в семье | Трудовой | Я-концепция личности, принципы коррелируются с реальностью | 30 лет |
Период зрелости | Период акме – 35-55 (60) лет. | В общественно-значимых достижениях | Реализация в профессии, достижение высокого уровня компетентности. Оценка развития семьи, воспитания детей. Итоги достигнутых целей | Передача опыта | Мудрость | 40 лет |
Период старения | от 60 до 80; дряхлость от 80 лет | Обособление, индивидуализация и «выживание» индивида, Угасающие психофиз. функции | 1. Отстранение от дел (65-70 лет) 2. Старение (70 и более лет) 3. Дряхление и возможно болезненная старость | Передача опыта, сохранение личности | Нервная система становится ригиднее, осваивать новые формы поведения сложно. Снижаются работоспособность и физические силы | 75 лет, критичная старость |
Задание 3
Для выполнения данного задания воспользуйтесь материалами, рекомендованными в списке дополнительной литературы (его можно найти вконце данной страницы).
Цель: закрепить представления об особенности протекания возрастных кризисов по Эпигенетической теории Э.Эриксона.
Задание: Заполните таблицу, опираясь на этапы эпигенетической теории Э.Эриксона, на примере своего жизненного пути или других реальных людей. Выделяя в каждом этапе: возрастной период; психосоциальную стадию; предмет конфликта развития; социальные условия; психосоциальный исход. (в таблице дан пример заполнения).
Краткий анализ Вашего жизненного пути
Таблица 3.
Возрастной период | Психосоциальная стадия | Предмет конфликта развития | Социальные условия | Психосоциальный исход |
От рождения до года | Орально-сенсорная | Конфликт между доверием и недоверием | Ребенок рожден недоношенным. Отрыв от матери. Родители заняты работой. Кормление грудь. | Доверие к миру сформировано слабо. Боязливость. Когда он вырос, испытывает на протяжении жизни синдром брошенности. |
От года до 3-х | Анальная | Конфликт между самостоятельностью и нерешительностью | Родители не ограничивают активность ребенка. Проводят время. Берут с собой на работу. Мама – культурный организатор. | Появляется самостоятельность. Навыки самоконтроля. И свободное самовыражение. |
От 3-х до 6-ти лет | Фаллическая | Конфликт между предприимчивостью и чувством вины | Ребенок растет в санатории, гуляет самостоятельно с 5 лет и исследует мир. Развивается воображение. | Нахождение на природе. Развиваются творческие способности. Склонность к рисованию. |
От 6-ти до 11-ти | Латентная | Конфликт между умелостью и чувством неполноценности | Ребенку нравится учиться. Родители хвалят и гордятся результатами. Но при этом не любит командные игры. Нет старта в дополнительных занятиях. Нет возможности посещать дополнительные секции. | Развитое трудолюбие, любовь к природе. Дружба со сверстниками, сочинение стихов. |
От 12-ти до 19-ти | | Идентификация личности и спутанность ролей | Дружба против групп и одновременно длительная дружба. Подкрепление родителями успешной учебы путешествиями со сверстниками. | Успехи в учебе. Уверенность и полноценность. |
20-25 лет | | Конфликт между близостью и одиночеством | Социальное взаимодействие. Доверие партнеру. И при этом сильное погружение в себя. | Нет душевного вовлечения, конфликт близости. |
26-64 года | | Конфликт производительности и застоя | Понимание целей своего вида деятельности. Понимание своих сильных сторон. Открытый мир. Выбор жизни на две страны. Многодетное материнство. Передача ценностей детям. Я и образ жизни – как пример детям. | Полная интеграция, реализация себя, построение семьи, собственные увлечения и друзья. |
От 65 лет | | Конфликт цельности и безнадежности | Активный образ жизни, жизнь для себя. Чтение, путешествия. Творчество. Общение по интересам. | Полное осознание периода старости. Как способ замедлиться. Наслаждаться. Для чего этот этап жизни. Итоги. |
Дополнительные пояснения к заданию 3:
1. Анализ реальных жизненных факторов, описываете в столбцах 3,4,5.
2. При заполнении таблицы постарайтесь описать кратко, емко, ключевые моменты, пример дан в таблице 3 (объем в ячейке 10-30 слов).
3. При заполнении таблицы описываете реальные факты, которые Вы знаете (если не помните сами - то со слов других людей, если периоды еще не прожиты- заполняете, прогнозируя будущее.