ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 34
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
"Саратовский государственный технический университет
имени Гагарина. Ю. А."
Кафедра "История Отечества и культуры"
Контрольная работа № 1
по дисциплине "История"
на тему : Распространение грамотности на Руси X-XIII вв.
Вариант № 4
Выполнил :
факультет "ИММ"
курс - 1
специальность Машиностроение
шифр 15.03.01
Воронин Александр Сергеевич
Проверила :
Ковалёва Дарья Николаевна
Саратов - 2020 г.
Распространение грамотности на Руси X-XIII вв.
Письменность у восточных славян существовала еще до принятия христианства. О своеобразном пиктографическом письме — «русских письменах» сообщали многие источники. Создателями славянской азбуки («глаголицы» и «кириллицы») традиционно считаются византийские монахи-миссионеры Кирилл и Мефодий. 24 мая отмечается в нашей стране как день их памяти и праздник славянской письменности и культуры.
Христианизация Руси дала мощный толчок дальнейшему развитию письменности, грамотности. На Русь со времени Владимира стали приезжать церковные грамотеи, переводчики из Византии, Болгарии, Сербии. Появились, особенно в период правления Ярослава Мудрого и его сыновей, многочисленные переводы греческих и болгарских книг как церковного, так и светского содержания. Переводятся, в частности, византийские исторические сочинения, жизнеописания христианских святых. Эти переводы становились достоянием грамотных людей: их с удовольствием читали в княжеской, боярской, купеческой среде, в монастырях, церквах, где зародилось русское летописание. В XI в. получают распространение такие популярные переводные сочинения, как «Александрия», содержащее легенды и предания о жизни и подвигах Александра Македонского, «Девгениево деяние», являющееся переводом византийской эпической поэмы о подвигах воина Дигениса.
Таким образом, грамотный русский человек XI в. знал многое из того, чем располагала письменность и книжная культура Восточной Европы, Византии.
Кадры первых русских грамотеев, переписчиков, переводчиков формировались в школах, которые были открыты при церквах со времени Владимира I и Ярослава Мудрого, а позднее при монастырях. Есть немало свидетельств о широком развитии грамотности на Руси в XI—XII вв. Однако она была распространена в основном лишь в городской среде, особенно в кругу богатых горожан, княжеско-боярской верхушки, купечества, зажиточных ремесленников. В сельской местности, в дальних, глухих местах население было почти сплошь неграмотным.
С введением христианства связано и начало школьного образования в Древней Руси. Первые школы в Киевском государстве были созданы князем Владимиром Святославовичем. «Посылал он собирать у лучших людей детей и отдавать их в обучение книжное», — сообщалось в летописи. Князь Ярослав Владимирович, вошедший в историю как Мудрый, расширил круг людей, обучавшихся грамоте, предписав священникам «по городам и иным местам» учить людей, ибо «велика ведь бывает польза от учения книжного». В Новгороде им была создана школа, в которой обучались 300 детей духовенства и церковных старост. Русский историк В. Н. Татищев писал о существовании в Киеве при Андреевском монастыре специальной женской школы, где «младых девиц» обучали писанию, ремеслам, пению, швению и иным полезным им ремеслам».
Первые русские школы создавались в основном при монастырях, преподавало в них духовенство. В школах начального типа изучали чтение, письмо, пение и богословие. Обучение велось на родном языке. В школах высшего типа для «лучших людей детей», где готовили к государственной и церковной деятельности, давали, кроме того, знания по философии, риторике, грамматике, для обучения использовались византийские исторические сочинения, географические и естественнонаучные труды, сборники высказываний античных авторов. Многие видные деятели древнерусской культуры вышли, в частности, из школы при Киево-Печерском монастыре — ведущем центре книжности. Однако самым распространенным в Киевской Руси было индивидуальное обучение.
Образованность в Киевский период ценилась очень высоко. «Книги наставляют и научают нас», книги «суть реки, напояющие вселенную», «если поищешь в книгах мудрости прилежно, то найдешь великую пользу для души своей», — такими изречениями наполнена литература этого периода. Высокий уровень профессионального мастерства, с которым исполнены дошедшие до нас древнейшие русские книги (прежде всего, самая древняя — «Остромирово Евангелие», 1057 г.), свидетельствует о налаженном производстве рукописных книг уже в XI в.
Высокообразованные люди встречались не только в среде духовенства, но и в светских аристократических кругах. «Отец мой, дома сидя, знал пять языков, оттого и честь от других стран», — писал в своем «Поучении» сыновьям князь Владимир Мономах. Такими «книжными мужами» были князья Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, его отец Всеволод, Ярослав Осмомысл, Константин Ростовский и другие.
Археологические раскопки середины ХХ в. в Новгороде, Пскове, Смоленске, других русских городах дали ценнейший материал о распространении письменности в Древней Руси. Найденные там берестяные грамоты самого различного содержания (письма, памятные записки, учебные записи и т. д.) наряду с многочисленными эпиграфическими памятниками (надписи на камнях, крестах, оружии, посуде и т. п.) стали свидетельством широкого распространения грамотности среди городского населения в Киевской Руси.
Культура становится неотделимой от церкви, культурное пространство заполняется высокодуховными храмовыми искусствами: зодчеством, иконописью, пением, строительство получило широкий размах (только в Киеве в начале XI в. было 400 церквей); развивается скульптура (мраморные саркофаги в Софийском соборе в Киеве, барельефы св. Георгия и св. Михаила, резьба по камню на стенах Дмитриевского собора во Владимире); широкое распространение получила станковая (иконы) и монументальная (фрески, мозаики) живопись; разнообразное декоративно-прикладное искусство (ювелирное искусство, техника эмали, искусство вышивки, изделия из кости и др.). Наряду со светской литературой широкое распространение получила церковная литература. Жанровое разнообразие древнерусской литературы XI -XII вв. невелико: летописание («Повесть временных лет»), житие (жизнеописания знаменитых епископов, патриархов, монахов), поучение («Поучение Владимира Мономаха») и слово («Слово о законе и благодати», «Слово о полку Игореве»)
В XI в. Ярослав Мудрый написал устав «Русская Правда», дополненный впоследствии его сыновьями. «Русская Правда» стала основным письменным законом Киевского государства, она допускает частную месть, преследование убийцы родственниками убитого, испытание раскаленным железом и кипятком. Продолжительное время духовная жизнь на Руси определялась явлением, которое принято обозначать как православно-языческий синкретизм. Возникшая на Руси ситуация двоеверия сказывалась на всех уровнях средневекового общественного сознания. В результате, несмотря на все возрастающее влияние православия и остепенное изживание прежней мифологической системы взглядов, на
Руси утверждался иной, чем в Византии, религиозно-мировоззренческий идеал, который далеко не во всех чертах повторял свой исходный прототип. Синтез славяно-русской дохристианской культуры с тем культурным пластом, который поступил на Русь с принятием христианства из Византии и приобщал страну к византийской и славянской христианской культурам, а через них - к культурам античной и ближневосточной, создал феномен русской средневековой культуры.
Также эпоха X-XIII века - это время появления и расцвета живописи, иконописи былин, именно этому периоду принадлежит переход на каменное строительство в архитектуре. Корни данного феномена лежат в искусстве Византии, принесшем в конце десятого столетия в чистую, готовую к трансформациям Русь целый сонм традиций и практического опыта.
В византийском искусстве, считавшемся в первом тысячелетии нашей эры самым совершенным в мире, и живопись, и музыка, и искусство ваяния создавались в основном по церковным канонам, где отсекалось все, что противоречило высшим христианским принципам. Аскетизм и строгость в живописи (иконопись, мозаика, фреска), возвышенность, «божественность» греческих церковных молитв и песнопений, сам храм, становящийся местом молитвенного общения людей, - все это было свойственно византийскому искусству. Если та или иная религиозная, богословская тема была в христианстве раз и навсегда строго установлена, то и ее выражение в искусстве, по мнению византийцев, должно было выражать эту идею лишь раз и на всегда установленным образом; художник становился лишь послушным исполнителем канонов, которые диктовала церковь.
И вот перенесенное на русскую почву каноническое по содержанию, блестящее по своему исполнению искусство Византии столкнулось с языческим мировосприятием восточных славян, с их радостным культом природы - солнца, весны, света, с их вполне земными представлениями о добре и зле, о грехах и добродетелях. С первых же лет византийское церковное искусство на Руси испытало на себе всю мощь русской народной культуры и народных эстетических представлений (однокупольный византийский храм на Руси XI в. преобразовался в многокупольную пирамиду, основу которой составляло русское деревянное зодчество). То же произошло и с живописью. Уже в XI в. строгая аскетическая манера византийской иконописи превращалась под кистью русских художников в портреты, близкие к натуре, хотя русские иконы и несли в себе все черты условного иконописного лика.
Наряду с иконописью развивалась фресковая живопись, мозаика. Позднее складывалась новгородская школа живописи. Ее характерными чертами стали ясность идеи, реальность изображения, доступность, а также обилие шедевров, написанных в Новгородской земле. Достаточно вспомнить, например, знаменитые фрески церкви Спаса на Нередице близ Новгорода (конец XII в.).
Широкое распространение иконописной, фресковой живописи было характерно и для Чернигова, Ростова, Суздаля, позднее Владимира-на-Клязьме, где замечательные фрески, изображающие «Страшный суд», украшали Дмитриевский собор.
Одним из главных событий, повлиявшим на распространение грамотности на Руси в XII-XII веках является монголо-татарское нашествие. Оно имело катастрофические последствия для русской культуры. Гибель населения, разрушение городов — очагов грамотности и культуры, разрыв связей с Византией и западными странами, уничтожение книжных богатств привели к понижению общекультурного уровня Древней Руси, при сожжении и разграблении городов были уничтожены памятники письменности, выдающиеся произведения архитектуры и живописи. Исчезли многие ремесленные специальности. Например, в Древней Руси знали стеклоделие -- оно возродилось в России только в XVII в. с помощью итальянских и немецких мастеров. Другие ремесла из-за упрощения технологии заметно снизили уровень качества. Как известно, секреты мастерства в средние века составляли тайну и устно передавались от отца к сыну. Во время нашествия монголов гибли целые семьи ремесленников, а тех, кто уцелел -- угоняли в плен, прерывая, таким образом, династии умельцев. Сказалось нашествие и на нравах русского народа. Нестабильность жизни, отсутствие безопасности, бессилие людей что-либо улучшить в своей жизни во все времена вели к росту преступности. Так случилось и на Руси. Появилось большое количество разбойничьих шаек, воров, убийц.
Хотя традиции письменности и книжности удалось сохранить, распространение грамотности было сосредоточено в этот период в основном в руках церкви. В монастырях и церквях создавались училища, где детей обучали представители духовенства. Сведения о таких школах содержатся в житиях русских святых — Сергия Радонежского, Александра Свирского, Антония Сийского, Зосимы Соловецкого и других. К уникальным находкам относятся берестяные «учебные тетради» новгородского мальчика Онфима, в которых содержатся буквы, слоги, фразы молитв, песен и долговых обязательств. Центрами письменности в этот период были также вечевые и княжеские канцелярии.