Файл: Методические рекомендации и материалы по проведению итоговой государственной аттестации по истории узбекистана для учащихся 11 классов общеобразовательных.pdf
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 56
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО ДОШКОЛЬНОГО
И ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН
РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ЦЕНТР
ОБРАЗОВАНИЯ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И МАТЕРИАЛЫ
ПО ПРОВЕДЕНИЮ ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ
АТТЕСТАЦИИ ПО ИСТОРИИ УЗБЕКИСТАНА ДЛЯ
УЧАЩИХСЯ 11 КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ
ШКОЛ
В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ
ТАШКЕНТ-2023
Экзаменационные материалы и рекомендации обсуждены и утверждены на внеочередном научно-методическом совете Республиканского центра образования (протокол №1 от 25 марта 2023 года).
Запрещается распространять методические рекомендации и экзаменационные материалы по истории и основам государства и права в общеобразовательных школ в коммерческих целях.
Методические объединения общеобразовательных учреждений могут вносить изменения на 15-20 % в материалы итоговой государственной аттестации.
СОСТАВИТЕЛИ:
Ф. Махмудова - начальник отдела социальных наук и развития творческих навыков Республиканского центра образования.
Н. Хакимов – методист Республиканского центра образования.
А. Омонов - методист Республиканского центра образования.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Ш. Эргашев – канд. истор. наук, ст. науч. сотрудник Института истории
АН Республики Узбекистан.
Э. Абдуманнатов – факультет дошкольного и начального образования
СамГУ, преподаватель межфакультетской педагогики, доктор философии.
Қ. Эхсонов – учитель истории общеобразовательной школы №332
Янгихаётского района города Ташкента.
M. Хасанов – учитель истории общеобразовательной школы №8
Янгихаётского района города Ташкента
История Узбекистана
11 класс
Материалы итоговой государственной аттестации подготовлены в соответствии с Государственными образовательными стандартами общего среднего образования. Каждый билет состоит из трех вопросов, составленных по всемирной истории и истории Узбекистана.
Задания даны следующим образом:
1. История Узбекистана будет связана с историческими процессами и проведенными реформами.
2. Дается одно из изучаемых историко-архитектурных сооружений в истории Узбекистана.
3. Третье задание в билете будет посвящено одной из исторических личностей, внесших свой вклад в развитие науки и культуры.
ЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ ПО ПЕРВОМУ ВОПРОСУ
ОЦЕНИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ:
№
Критерии
Баллы
1
Определить время и причину, по которой произошло историческое событие
1 2
Знать деятельность инициатора (инициаторов) процесса или реформы
1 3
Рассказать о характере проводимого процесса или реформы
1 4
Возможность показать условия и последствия того периода, когда происходил процесс или реформа, а также показать место события на современной карте мира
1 5
Возможность ученика высказать свое независимое мнение о процессе или реформе
1
Общий итог:
5
ЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ ПО ВТОРОМУ ВОПРОСУ
ОЦЕНИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ:
№
Критерии
Баллы
1
Правильное определение даты или период построения архитектурного сооружения
1 2
Знание человека или лиц, построивших архитектурное сооружение
1 3
Возможность показать (с помощью современной карты), где находится архитектурное сооружение
1 4
Способность описать уникальный внешний вид архитектурного сооружения
1 5
Умение правильно определить функцию архитектурного сооружения
1
Общий итог:
5
ЗНАНИЯ УЧЕНИКОВ ПО ТРЕТЬЕМУ ВОПРОСУ
ОЦЕНИВАЕТСЯ НА ОСНОВЕ СЛЕДУЮЩИХ КРИТЕРИЕВ:
№
Критерии
Баллы
1.
Правильное определение годы (или периода) жизни исторической личности
1 2.
Рассказать информацию о жизни исторической личности в хронологическом
1
порядке
3.
Рассказать информацию о том, в каких областях науки или культуры он работал, а также знать его место в мировой истории
1 4.
Рассказать о деятельности или проделанной работы исторической личности
1 5
Рассказать о вкладе исторической личности в развитие человечества
1
Общий балл:
5
Примечание: баллы по каждому вопросу округляются (в этом случае, если округленная оценка ниже 4,5 - 4 балла, если выше - 5 баллов. Например: 5 + 4 + 5
= 14:3 = 4,6 – это 5 баллов; 4 + 4 + 5 = 13:3 = 4,3 - это - 4 балла). Оценка государственной аттестации выставляется в качестве итоговой оценки на странице классного журнала «История Узбекистана».
Ученики должны подготовить ответ в течение 20 минуты после получения билета.
Экзаменационные вопросы могут быть дополнены, изменены и утверждены школьным методическим объединением. Во время экзамена ученик может высказать свое мнение не только на основании учебников, но и на основании других источников. Также на углубленных уроках и в школах по истории экзаменационные билеты состоят из 4-х вопросов. Четвертый вопрос поэтапного контрольного экзамена для классов и школ с углубленным изучением истории составляется учителем и утверждается школьным методическим объединением.
3.
Рассказать информацию о том, в каких областях науки или культуры он работал, а также знать его место в мировой истории
1 4.
Рассказать о деятельности или проделанной работы исторической личности
1 5
Рассказать о вкладе исторической личности в развитие человечества
1
Общий балл:
5
Примечание: баллы по каждому вопросу округляются (в этом случае, если округленная оценка ниже 4,5 - 4 балла, если выше - 5 баллов. Например: 5 + 4 + 5
= 14:3 = 4,6 – это 5 баллов; 4 + 4 + 5 = 13:3 = 4,3 - это - 4 балла). Оценка государственной аттестации выставляется в качестве итоговой оценки на странице классного журнала «История Узбекистана».
Ученики должны подготовить ответ в течение 20 минуты после получения билета.
Экзаменационные вопросы могут быть дополнены, изменены и утверждены школьным методическим объединением. Во время экзамена ученик может высказать свое мнение не только на основании учебников, но и на основании других источников. Также на углубленных уроках и в школах по истории экзаменационные билеты состоят из 4-х вопросов. Четвертый вопрос поэтапного контрольного экзамена для классов и школ с углубленным изучением истории составляется учителем и утверждается школьным методическим объединением.
1-билет
1. Образование Узбекской ССР.
2. Расскажите об уникальных архитектурных стилях дворца Нуриллабая.
3. Роль Махмуда Замахшари в развитии религиозной науки в Средней Азии.
2-билет
1. Внедрение пяти важных инициатив.
2. Расскажите о дворца Ситораи Мохи Хоса.
3. Роль Мирзы Абдулкадира Бедиля в развитии восточной литературы.
3-билет
1. Расскажите о «Джизакском восстании» 1916 года и его последствиях.
2. Расскажите о мемориальном комплексе «Памяти жертв репрессий».
3. Освещение исторических событий в научном наследии Абдуллы Кадыри.
4-билет
1. Расскажите о «битве за Анкару» и ее последствиях для развития Европы.
2. Расскажите об архитектурном памятнике Минарет Калян и о его функциях.
3. Жизнь и творчество Юсуфа Хос Ходжиба, деятеля тюркской литературы.
5-билет
1. Расскажите о 72-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН и о выступлении на ней нашего президента Шавката Мирзиёева.
2. Расскажите о медресе Мир Араб и о его месте в архитектуре нашей страны.
3. Амир Тимур - великий государственный деятель и полководец.
6-билет
1. Расскажите об основании государства Исмаила Самани и о его государственном управлении.
2. Расскажите о медресе Мухаммеда Рахимхана.
3. Жизнь и творчество Ахмеда Дониша.
7-билет
1. Образование Хивинского ханства и его отличия от Бухарского ханства в области государственного управления.
2. Расскажите о мемориальном комплексе «Памяти жертв репрессий».
3. Ходжа Бахауддин Накшбанди - основатель учения накшбандия.
8-билет
1. Образование правительства Туркестанской Автономии и его действия на пути к национальной независимости.
2. Расскажите о функции архитектурного памятника Ичан-Кала.
3. Гинеальный учённый своего времени – жизнь и творчество Абу Али Ибн
Сины.
9-билет
1. Расскажите о «Грязевой битве».
2. Расскажите о медресе Кукельдаш в Ташкенте и его роли в развитии науки.
3. Абдулла Авлони – основатель узбекской национальной школы.
10-билет
1. Расскажите об образовании государства Шейбанидов и особенностях государственного управления в нем.
2. Расскажите о строительстве «Парк Победы» и его роли в развитии исторического мышления в сознании молодежи.
3. Деятельность Абулгази Бахадырхана.
11-билет
1. Расскажите об образовании Кокандского ханства и его своеобразном государственном управлении.
2. Расскажите о роли и месте медресе Тилля-Кори в восточной архитектуре.
3. Научное наследие Абу Насра Фараби и его место в мировой истории.
12-билет
1. Сравните социально-экономическую жизнь в Бухарском ханстве в период правления династии Шейбанидов и Аштарханидов.
2. Расскажите о роли и месте медресе Мир Араб в архитектуре нашей страны.
3. Жизнь и творчество ученого-просветителя Абдурауфа Фитрата.
13-билет
1. Образование государства Караханидов и его специфические аспекты в государственном управлении.
2. Расскажите о стиле строительства ансамбля Регистан.
3. жизнь и творчество Турди Фараги.
14-билет
1. Расскажите о подвиге Махмуда Тараби на пути к освобождению страны.
2. Расскажите о строительстве «Парк Победы» и его роли в развитии исторического мышления в сознании молодежи.
3. Расскажите о творчестве Алишера Навои и о его вкладе в литературное наследие мира.
15-билет
1. «
Академия Мамуна
» - основание научно-просветительского центра.
2. Расскажите об обсерватории Улугбека и развитии науки в ней.
3.Мунаввар Кари Абдурашидханов – лидер джадидского движения в
Туркестане.
16-билет
1. Принятие национальной валюты Узбекистана и ее историческое значение.
2. Назовите характерные отличия Государственного музея истории
Темуридов от других музеев.
3. О творчестве поэта –
Ажинияз Косыбай улы
17-билет
1. Основание учреждения храбрых юношей – «школы Темурбеков».
2. Назовите отличия Государственного музея истории Темуридов от других музеев.
3. Жизнь и творчество ученого - Абу Райхана Беруни.
18-билет
1. Основание Бухарского эмирата, отличия и сходства государственного управления от Бухарского ханства.
2. Расскажите об уникальных стилях архитектуры медресе Шердор.
3. Жизненный путь государственного и общественного деятеля Шарафа
Рашидова.
19-билет
1. Расскажите о создании Народно-Демократической партии Узбекистана.
2. Расскажите об обсерватории Улугбека и ее роли в развитии науки.
3. Действия Наджмиддина Кубро на пути к освобождению Родины.
20-билет
1. Завоевание Мавераннахра Амиром Темуром.
2. Расскажите о строительстве «Парк Победы» и его роли в развитии исторического мышления в сознании молодежи.
3. Вклад Имама аль-Бухари в развитии науки о хадисах.
21-билет
1. Появление наскальных рисунков на территории Узбекистана.
2. Расскажите об архитектурных стилях мавзолея Исмаила Самани.
3. Расскажите о творчестве Камалиддина Бехзада.
22-билет
1. Обретение Узбекистаном независимости и ее историческое значение.
2. Расскажите об особенностях медресе Улугбека (Самарканд).
3. Жизнь и творчество Махларайим Надиры.
23-билет
1. Образование Бухарского ханства и его отличия от Хивинского ханства в государственном управлении.
2. Расскажите о дворце Худояр-хана.
3. Вклад Ахмада аль-Фергани в развитие мировой науки.
24-билет
1. Вторая мировая война и вклад нашего народа в победу в ней.
2. Расскажите об уникальных архитектурных стилях медресе Шергазихана.
3. Жизнь правителя и поэта Захириддина Мухаммада Бабура.
25-билет
1. Узбекистан и ЮНЕСКО: предоставьте информацию о сохранении исторических памятников.
2. Расскажите о Мавзолее Гур-Эмир, уникальном шедевре среднеазиатской архитектуры.
3. Искатель звезд и планет-Мирзо Улугбек.
26-билет
1. Стратегия действий и ее сущность.
2. Расскажите о крепости Арк в Бухаре.
3. Жизнь и деятельность Амира Умархана.
27-билет
1. Освободительное движение против греко-македонских завоевателей –
восстание Спитамена.
2. Расскажите об архитектурных стилях медресе Баракхан.
3. Бердах - основатель Каракалпакской литературы.
28-билет
1. Установление Арабского халифата в Мавераннахре и государственное управление в стране.
2. Расскажите об уникальной функции памятника архитектуры Дишан-Кала.
3. Жизнь и творчество известного ученого-теолога Бурхануддина ал-
Маргинани.
29-билет
1. Образование государства Хорезмшахов.
2. Расскажите об уникальных архитектурных стилях дворца Нуриллабая.
3. Мухаммад ибн Муса аль-Хорезми - великий ученый и математик своего времени.
30-билет
1. Членство Узбекистана в СНГ.
2. Расскажите о функции архитектурного памятника Ичан-Кала.
3. Деятельность Махмудходжи Бехбуди, основателя Туркестанского джадидистского движения.