ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 31
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Анализ стихотворения И.А. Бунина «Крещенская ночь»
История создания
Итак, свое произведение о Крещенской ночи Иван Бунин написал, еще будучи подростком 16 лет, однако писал он его целых пять лет, окончив по достижению 21 года в 1901 году, так что это стихотворение можно отнести к периоду раннего творчества. Название стиха относилось к празднику, а в главной теме описывалась природная красота и ее постоянство.
Сам праздник имеет большое количество примет и суеверий. Например, год считали благоприятным для земледелия, если в ночь перед праздником стоял трескучий мороз. Однако Бунин начал произведение с описания именно ночи, отодвинув религиозный подтекст на второй план. Он описывает предпраздничную ночь и ее чарующее время.
При прочтении стиха создается впечатление, будто автор написал его, находясь в лесной чаще, но его дневник это опровергает. Поэт пребывал на Украине, а стихотворение писал, ностальгируя о своем родном крае. Окончил он его спустя 5 лет, во время путешествия в столицу, где гулял ночью в лесу зимой.
Жанр
По своему жанру произведение Ивана Бунина «Крещенская ночь» является лирическим. Стихотворение имеет средний объем. Оно говорит о чувствах писателя и показывает нам красу и волшебство праздничной ночи. Помимо этого, лирический стих носит пейзажный характер, Его размер – это трехстопный анапест, который подчеркивает и усиливает мелодичность.
Композиция
Произведение состоит из трех частей. В первой части находятся начальные пять куплетов, в которых нам показана ночь в лесу, окутанная зимним величием, которое придают ей нотки волшебства в атмосфере. Природа словно оживает и обличается, наблюдая за всем. В этом нам показана важность природы и ее значимость для человека, ибо так было еще издревле.
А во вторая часть резко отличается от предыдущей своим контрастом, в котором состояние умиротворения сменяется напряжением, характерным для человека. Однако величие природы сохраняется. Но во второй части указывается, что человек разобщен с природой и не верит в мудрость Бога. В этом демонстрируется страх человека остаться наедине с самим собой. Впрочем, несмотря на то, что человек отделился от природы, он, тем не менее, стремится быть поближе к ней.
А к третьему фрагменту относятся всего два последних куплета, которые Бунин посвятил утраченному покою человека и его мудрости, которые постепенно возвращаются.
Образы
В произведении очень разнообразна система образов. Так, например, применяется образ звезды, причем, весьма символично, потому что, благодаря ей, люди прознали, что явился на свет Иисус Христос. Следовательно, есть возможность спасти свои души. Помимо этого, звезда – путеводная, по ней ориентировались, чтобы найти дорогу домой.
Также образом является и сторожка, которая символизирует собой одиночество души. Эти два образа встречаются в прозаических произведениях «Мелитон», в котором упоминается такой же образ одинокой жизни, и в «Сосны» — звезда, ее образ.
Главный герой произведения является чувственным, эмоционально отзывчивым человеком, который тонко улавливает все изменения в природе и ощущает ее могучий потенциал. Душа его творческая, он подобен художнику, поскольку видит и отличает все детали окружающей его красоты. Помимо того, он причисляет себя к природе, погружается в ее атмосферу, понимая и осознавая, что лишь праматерь всего живого может даровать душе успокоение.
Проблематика
Лирика произведения носит художественный характер пейзажа, и основная тематика с проблематикой вытекают из этого, а именно:
Тематика природы, которая имеет плотную взаимосвязь с человеческими эмоциями и чувствами, всегда умиротворяя и успокаивая человека, внутренне подталкивает его к единству со своими собратьями.
Второй темой является тема красоты атмосферы мира, которая показана через описание зимних пейзажей.
Третья тема произведения заключается в описании значимости природы для существования человека, над которой часто задумывался писатель.
Последней темой можно определить смену настроения в стихотворении, потому что оно переменное. Так, изначально стихотворение носит характер спокойствия и могущества, а во второй части меняется, напрягаясь и тревожась. Третья часть погружает нас в праздничную атмосферу.
Основная идея
Многие поэты воспевали зимнее очарование в своих произведениях, описывая его. Однако автор решил выбрать не обычную ночь, а праздничную, во время которой он соотносит себя с природой, которая имеет прежде всего высокую духовную ценность.
Смысл же произведения заключается в том, что родные края даруют автору душевный покой, а он уезжает надолго, за что приносит извинения.
Выразительные средства
Произведение очень богато различными средствами выразительности, такими как эпитеты, олицетворения, антитезы, аллитерации, ассонансы. Автор рисует состояние покоя, установившееся в зимней природе.
Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)
История создания
Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.
Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:
«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»
Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.
Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.
Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.
Жанр, направление, размер
-
Жанр стихотворения «Одиночество» – элегия, так как речь в нём идёт о глубоко личных печальных переживаниях и чувствах лирического героя. Однако это элегия с элементами послания. Герой обращается к ушедшей возлюбленной, как бы желая сообщить ей о своих чувствах. -
Размер: «Одиночество» написано чередованием анапеста и амфибрахия. Анапест – трёхсложный размер с ударением на последнем слоге. Амфибрахий – трёхсложный размер, с ударением на втором слоге. Рифмовка использована как перекрёстная, так и параллельная. Рифма мужская, так как ударение всегда падает на последний слог в слове. -
Тип рифмы интересен тем, что в каждом шестистишии в первых четырёх строках использована перекрёстная рифмовка, а последние две строки – всегда с параллельной рифмой. Такое построение соответствует ходу мыслей героя: последние две строки – это либо переход от описания к более личным переживаниям, либо переход к выводу, решению как в последнем шестистишии: «Что ж! Камин затоплю, буду пить…/ Хорошо бы собаку купить».
Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.
Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.
Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.
Образы и символы
Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.
Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.
Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.
Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества