Файл: Теоретические основы доходов населения в современной экономике 5.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Трансфертные платежи – различные пособия социального характера, такие как: пенсии, стипендии, пособия на уход за детьми, на медицинское обслуживание, пособия по безработице, содержание временно нетрудоспособных граждан и др.
1.2. Показатели дифференции доходов населения
Основные показатели дифференциации доходов. Степень неравенства доходов можно увидеть на кривой Лоренца, приведенной на рис.2. Доля семей расположена на оси абсцисс, а доля дохода – на оси ординат. Теоретическая возможность абсолютно равного распределения дохода представлена биссектрисой, она указывает на то, что любой данный процент семей получает соответствующий процент дохода. Это значит, что если 20% семей получают 20% совокупного дохода, то 40% - 40% совокупного дохода и т. д. Соответствующие точки будут расположены на биссектрисе. Абсолютное неравенство представлено точкой А, когда 1% семей получает 100% дохода, а другие не имеют ничего. В этом случае кривая Лоренца совпадает с осями системы координат, образуя прямой угол с вершиной в точке А, как показывают жирные линии на графике.

Область между линией, обозначающей абсолютное равенство, и кривой Лоренца указывает на степень неравенства доходов. Отношение площади этой области к площади треугольника ОВА называют коэффициентом Джинни по имени итальянского экономиста и статистика Коррадо Джинни (1884-1965). Очевидно, что чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и следовательно тем больше коэффициент Джинни, он будет приближаться к 1.


Рисунок 2 – Кривая Лоренца
Кривую Лоренца и коэффициент Джинни можно использовать, чтобы сравнивать распределение доходов в различные периоды времени, или в различных странах, или между различными группами, принимая во внимание доходы до и после вычета налогов.

S тр.OBA=S фиг.R+S фиг.Z

k Джинни=Sфиг.R/Sтр.OBA=1-Sфиг.Z/Sтр.OBA=1-∫F/Sтр.OBA=

1-∫F/5000,
где F – функция, задающая кривую Лоренца,

5000 – площадь треугольника ОВА, в ед.

Чем более выгнута вниз кривая Лоренца, тем сильнее неравенство доходов в данном обществе, тем больше площадь фигуры между биссектрисой и кривой Лоренца, тем больше коэффициент Джинни. И наоборот, чем меньше коэффициент Джинни, тем равномерней распределены доходы в обществе.


В Российской Федерации на фоне роста экономики отмечается довольно высокий уровень расслоения населения по уровню доходов. Имеется ряд исследований российских авторов, посвященных данной проблеме, где используются разные данные (как по качеству, так и по охвату времени), результаты которых также неоднозначны.
1.3. Государственная политика регулирования доходов населения
Неравенства распределения доходов в обществе вызывает необходимость социальной защиты государством. Данная проблема становится наиболее актуальной в период экономического спада, когда происходит сокращение объёмов производимой продукции, рабочих мест. В таких условиях задача социальной политики государства состоит в защите населения от сокращения объёмов потребления материальных и нематериальных благ. К таким категориям населения, которые нуждаются в социальной защите можно отнести: пенсионеры, студенты, инвалиды, многодетные семьи, матери – одиночки, семьи, потерявшие кормильца и т.д.

Социальная поддержка населения в данном случае проявляется в различных формах:

1. Пенсии:

- по потери кормильца;

- по инвалидности;

- по выслугу лет.

2. Пособия:

- субсидии (жилищные);

- по болезни;

- на образование.

3. Медицинское обслуживание.

Социальная защита населения предполагает выплату государством трансфертных, т.е. безвозвратных платежей.

Социальные трансферты – это бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций. Они могут осуществляться в натуральной и денежной формах.

В натуральной форме могут производиться некоторые выплаты из социальных фондов, сюда относятся также продукты, произведенные в личных подсобных хозяйствах, и услуги, оказываемые членами семьи в домашнем хозяйстве.

Все названные элементы образуют государственную систему социальной защиты населения.

Определение круга людей, нуждающихся в социальной помощи – это дело сложное. Однако главным направлением в социальной политике государства должна быть адресность, то есть преобладать должен принцип: «помогать только тем, кто не может помочь себе самому». Наиболее распространённый вид социального обеспечения – пенсионное обеспечение. Пенсии выплачиваются из государственного бюджета за счёт фонда социального страхования, которой пополняется (образуется) за счёт отчислений из фонда оплаты труда организаций.



Государство оказывает социальную защиту в период инфляции. Для того, чтобы рост цен на товары и услуги не приводил к катастрофическому снижению потребления, проводится индексация величины денежных доходов. Это означает, что заработанная плата, пенсии, пособия увеличиваются по мере роста розничных цен на товары и услуги. В развитых странах действует автоматическая индексация доходов.

Социальная защита безработных предоставляется в виде выплаты пособия по безработице (официально зарегистрированным безработным).

В период перехода Российской Федерации к рыночной экономике неизбежное частичное использование денежных средств населения и предприятий на нужды здравоохранения в плане платной и страховой медицины

Страховая медицина предусматривает формирование страховых фондов из заработанной платы и других отчислений организаций.

Слово «социальный» характеризует все то, что связано с жизнью и отношениями людей в обществе. Многие вопросы социальной политики решает рынок. Он справедливо распределяет доходы по конечным результатам труда, повышая эффективность производства, создает базу для роста благосостояния народа, заставляет производителей работать на максимальное удовлетворение разнообразных запросов населения исходя из спроса.

Политика занятости предполагает меры государства по стимулированию роста занятости, увеличению рабочих мест, расширению форм и условий для подготовки и переподготовки работников, социальную защиту безработных.

Политика регулирования доходов и социальной защиты населения имеет целью совершенствование механизма формирования медицинской помощи для всех и распределения доходов, улучшение системы социальной защиты населения. Социальная ориентация экономики – социальное подчинение народного хозяйства задачам развития личности. Государство принимает меры по превращению рыночной экономики в социально ориентированную рыночную экономику, сочетающую преимущества современного высокоразвитого рыночного хозяйства с обеспечением социальной справедливости и эффективной социальной защиты населения.

Глава 2. Исследование дифференции доходов в экономике России
2.1 Оценка динамики и структуры доходов населения России
При переходе к рыночной экономике в России произошли значительные изменения в структуре денежных доходов населения, выразившиеся в снижении доли оплаты труда и повышении доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности. С переходом к рынку число различных видов доходов населения значительно увеличилось, а их размеры доходов в большей степени стали определяться трудовой и экономической активностью, инициативой людей, то есть в конечном счете их адаптацией к новым экономическим условиям.


Доходы населения выражаются в виде заработной платы. На рисунке 3 рассмотрим динамику реальной и номинальной заработной платы населения РФ.



Рисунок 3 – Доходы и заработная плата населения РФ
Данные рисунка 3 свидетельствуют росте реальных доходов населения с начала 2017 года: в январе 2018 года совокупные денежные доходы составили 100% от уровня января 2017 года (без учета назначенной в прошлом году единовременной доплаты к пенсиям; с учетом этой выплаты доходы за январь текущего года составили 93,0% от уровня января 2017 года), в феврале — увеличились на 4,3% по сравнению с тем же месяцем прошлого года, а в марте — на 4,1%. По итогам первого квартала 2018 года прирост реальных доходов населения составил 3,0%. По отношению к показателям за март 2014 года реальные доходы населения в марте 2018 года составили 97,4%, а по отношению к марту 2013 года — 92,0%.

Реальная заработная плата в первом квартале текущего года продолжила рост, начавшийся с августа 2016 года. В январе 2018 года она увеличилась на 11,0% по отношению к январскому показателю прошлого года, в феврале — на 10,5% к уровню за соответствующий месяц 2017 года, а в марте — на 6,5%. В среднем по итогам первого квартала текущего года прирост реальной заработной платы составил 9,5% к уровню 2017 года; такие темпы увеличения последний раз наблюдались только в начале 2012 года. По отношению к показателю за март 2014 года реальная заработная плата за март текущего года составила 99,6%, а к показателю за март 2013 года — 103,4%, что говорит о практически полном восстановлении уровня оплаты труда в видимом секторе экономики до показателей, наблюдавшихся до начала экономического спада.

На рисунке 4 рассмотрим динамику доходов, заработной платы и пенсий РФ.

Из рисунка 4 можно сделать вывод, что средний размер назначенных пенсий в реальном выражении в первом квартале 2018 года также увеличивался: в январе прирост по отношению к уровню прошлого года составил 4,9% без учета единовременной выплаты в размере 5 000 рублей в базе для сравнения (с учетом выплаты статистика фиксирует сокращение реальных пенсий в январе на 25,2%), в феврале прирост составил 1,1%, а в марте — 0,8% по отношению к соответствующим месяцам 2017 года (рисунок).




пенсий в 2012-2018 годах, в % к соответствующему месяцу предшествующего года

Источник: оперативные данные Росстата




Подробнее структуру денежных доходов населения РФ рассмотрим на рисунке 5.




Рисунок 5 – Структура денежных доходов населения РФ

В структуре денежных доходов населения в первом квартале 2018 года сохраняется высокая доля поступлений от социальных выплат: она составила 20,2%, что выше показателей за первые кварталы всех предшествующих лет, за исключением 2017 года, когда под влиянием единовременной выплаты пенсионерам в размере 5 000 рублей вес социальных поступлений в структуре доходов населения поднялся до 21,7%. В зоне низких значений по-прежнему остаются доли доходов от предпринимательской деятельности и собственности: их вес снова сократился на фоне роста заработных плат и пенсий и составил 7,0% и 5,1% в первом квартале текущего года соответственно.



Рисунок 6 – Прожиточный минимум и доля населения с доходами ниже его
В текущий момент одним из сдерживающих факторов для роста неравенства на фоне восстановления заработных плат в сегменте формальной занятости становится повышение минимального размера оплаты труда: с 7 800 рублей в месяц до 9 489 рублей с 1 января 2018 года. Дальнейшее повышение МРОТ с мая 2018 года — до величины прожиточного минимума за второй квартал предшествующего года — будет сдерживать рост дифференциации доходов в течение года. Кроме этого, снижение неравенства обеспечивается сокращением концентрации доходов в относительно обеспеченных группах населения — за счет падения доходов от предпринимательства и собственности.

В структуре денежных доходов населения в первом квартале 2018 года

Хотя душевой доход среди субъективно благополучного населения заметно выше (медиана — 20 000 против 12 500 рублей), но более значительна его дисперсия. Кроме того, в зоне субъективного благополучия оказываются как высокодоходные россияне, так и представители низко- и среднедоходных групп, хотя их распределение отличается от характерного для зоны субъективного неблагополучия (табл. 1).

Таблица 1 – Доходная стратификация в 2018г., %

Доходные группы

Зона субъективного благополучия

Промежуточная зона

Зона субъективного неблагополучия

Низкодоходные (менее 0,75 медианы)

13

24

40

Медианная группа (0,75—1,25 медианы)

31

34

38

Среднедоходные (1,25—2 медианы)

37

34

18

Высокодоходные (более 2 медиан)

19

8

4