Файл: Контрольная работа допущена к Контрольная работа защищена с защите оценкой 2023 г. 2023 г.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Федеральное государственное бюджетное образовательное
учреждение высшего образования
«Калининградский государственный технический университет»
(ФГБОУ ВО «КГТУ»)
Институт отраслевой экономики и управления
Кафедра экономики и финансов
Контрольная работа допущена к Контрольная работа защищена с
защите оценкой
«_____» _____________ 2023 г. «_____» __________ 2023 г.
Руководитель работы Руководитель работы
________________________________________________________
(подпись) (подпись)
Контрольная РАБОТА
по дисциплине
Платежные системы и технологии
Вариант 13
Руководитель:
(уч. степень, уч. звание, ФИО)
Выполнил:
студент учебной группы _______________
(ФИО)
Калининград
2023
Содержание
Введение 3
1.Банковские платежные агенты и субагенты 4
2.История развития Национальной системы платежных карт 11
Список использованных источников 16
Введение
Процесс развития рыночной экономики требует наличия соответствующей платежной системы, позволяющей осуществлять расчеты в народном хозяйстве в соответствии с общепринятыми мировыми стандартами.
На сегодняшний день проблема формирования национальной платежной системы на территории нашего государства очень актуальна. Это связано с тем, что возможна финансовая нестабильность на мировом рынке, штрафные санкции со стороны США в отношении российских граждан, прекращение выполнения обязательств VISA и MasterCard, взятых перед российскими клиентами, эти и многие другие причины могут тормозить развитие экономики нашей страны.
В этой связи на первый план выходят надежность, безопасность, а также срочность осуществления платежей.
Национальная платежная система, которая соприкасается со всеми аспектами экономической деятельности государства, является сегодня стратегически важным каналом, делающим возможным четкое и качественное проведение финансовых транзакций.
Целью контрольной работы является изучение теоретических основ платежных систем и технологий.
Задачи контрольной работы:
1.Изучить банковских платежных агентов и субагентов
2. Дать исторические особенности Национальной системы платежных карт.
1.Банковские платежные агенты и субагенты
Определение платежных агентов дано в ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О национальной платежной системе".
В соответствии со ст. 2 ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О национальной платежной системе" платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые занимаются деятельностью по приему платежей физических лиц. [2]
Под деятельностью но приему платежей физических лиц понимается прием платежным агентом от плательщика наличных денежных средств, направленных на исполнение денежных обязательств последнего перед поставщиком по оплате товаров (работ, услуг), в том числе внесение платы за жилое помещение и коммунальные услуги, а также осуществление платежным агентом последующих расчетов с поставщиком.
Денежное обязательство физического лица перед поставщиком считается исполненным в размере внесенных платежному агенту денежных средств за минусом комиссионного вознаграждения, с момента их передачи платежному агенту.
В соответствии с ФЗ от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О национальной платежной системе" платежными агентами являются операторы по приему платежей и платежные субагенты.
Оператором по приему платежей является юридическое лицо, заключившее с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц. Платежным субагентом является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заключившие с оператором по приему платежей договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.
Таким образом, основное отличие оператора по приему платежей от платежного субагента заключается в том, что первый взаимодействует с поставщиком товаров (работ, услуг) напрямую, а платежный субагент — только через оператора по приему платежей. При этом платежный субагент не вправе привлекать других лиц для осуществления приема платежей (т.е. заключать последующие субагентские договоры).
Требования, предъявляемые к деятельности операторов по приему платежей и платежных субагентов, состоят в следующем.
1. Оператор по приему платежей должен заключить с поставщиком товаров (работ, услуг) договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, по условиям которого оператор по приему платежей вправе от своего имени или от имени поставщика и за счет поставщика осуществлять прием денежных средств от плательщиков — физических лиц в целях исполнения их денежных обязательств перед поставщиком, а также обязан осуществлять последующие расчеты с поставщиком.
Аналогичный договор должен быть заключен между оператором по приему платежей и платежным субагентом с той лишь разницей, что платежный субагент осуществляет прием платежей от своего имени или от имени оператора по приему платежей, а в случае, если это оговорено в договоре об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц, заключенном оператором по приему платежей с поставщиком, — от имени поставщика и в соответствии с требованиями п. 2 ст. 1009 ГК о передоверии полномочий. [1]
2. Оператор по приему платежей вправе осуществлять прием платежей только после его постановки на учет в Росфинмониторинге и согласования правил внутреннего контроля в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Платежный субагент не вправе осуществлять прием платежей на сумму, превышающую 15 тыс. руб., по достижении которой начинается «противо легализационный» контроль, а поэтому на него не возложена обязанность по постановке на учет в Росфинмониторинге и по согласованию правил внутреннего контроля.
3. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления на них наличных денежных средств, полученных от физических лиц, и для осуществления последующих расчетов с поставщиком.
По таким специальным банковским счетам могут осуществляться только следующие операции:
-
а) зачисление принятых от физических лиц наличных денежных средств; -
б) зачисление денежных средств, списанных с другого специального банковского счета платежного агента; -
в) списание денежных средств на специальный банковский счет платежного агента или поставщика1; -
г) списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету платежного агента не допускается. Например, с такого счета нельзя списывать денежные средства на счета по вкладам (депозитам) или для оплаты банковских комиссий. На специальный банковский счет нельзя зачислять денежные средства с расчетных и иных «неспециальных» банковских счетов.
Платежные агенты обязаны сдавать в кредитную организацию все полученные от плательщиков наличные денежные средства для их зачисления на специальные банковские счета.
4. Операторы по приему платежей и платежные субагенты обязаны использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации». [3]
Поставщик товаров, работ, услуг при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет.
Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом от физических лиц в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами. По специальному банковскому счету поставщика могут осуществляться только следующие операции:
а) зачисление денежных средств, списанных со специального банковского счета платежного агента;
б) списание денежных средств на банковские счета.
Осуществление других операций по специальному банковскому счету поставщика запрещено.
5. Согласно постановлению Правительства РФ от 15.11.2010 № 920 операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать:
-
а) лотерейные ставки (за исключением всероссийских государственных лотерей, проводимых в режиме реального времени); -
б) платежи за лотерейные билеты, квитанции и иные документы, удостоверяющие право на участие в лотерее; -
в) ставки для участия в азартных играх. [5]
6. Операторы по приему платежей и платежные субагенты при приеме платежей физических лиц вправе использовать платежные терминалы, функционирующие в автоматическом режиме. Требования, предъявляемые к платежным терминалам, установлены в ст. 6 Закона о платежных агентах.
В силу ч. 21 ст. 4 ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 03.06.2009 N 103-ФЗ кредитные организации не вправе выполнять функцию операторов по приему платежей или платежных субагентов, а также заключать договоры об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц с поставщиками или операторами по приему платежей. Соответственно, операторы по приему платежей и платежные субагенты не вправе принимать денежные средства в пользу кредитных организаций.
Банковские платежные агенты и банковские платежные субагенты осуществляют свою деятельность в соответствии с требованиями ст. 14 ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" от 03.06.2009 N 103-ФЗ.
Банковским платежным агентом является юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которые привлекаются кредитной организацией на основании агентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.
Смысл деятельности банковского платежного агента — выполнение от имени кредитной организации трех функций:
-
а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств; -
б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования; -
в) проведение в соответствии с требованиями Закона о противодействии отмыванию доходов идентификации или упрощенной идентификации клиента — физического лица в целях осуществления перевода денежных средств без открытия банковского счета, в том числе электронных денежных средств, а также предоставления указанному клиенту — физическому лицу электронного средства платежа.
Банковским платежным субагентом может быть юридическое лицо, за исключением кредитной организации, или индивидуальный предприниматель, которое привлекается банковским платежным агентом на основании субагентского договора в целях оказания услуг по переводу денежных средств.
Правом на использование услуг банковского платежного субагента обладают только банковские платежные агенты, являющиеся юридическими лицами, если такое право предусмотрено в агентском договоре с кредитной организацией. Банковские платежные агенты — индивидуальные предприниматели не вправе привлекать для осуществления своей деятельности банковских платежных субагентов. При этом банковский платежный субагент осуществляет свои функции от имени кредитной организации.
Функции банковского платежного субагента, следующие:
-
а) принятие от физического лица наличных денежных средств и (или) выдача физическому лицу наличных денежных средств в суммах, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии легализации; -
б) предоставление клиентам электронных средств платежа и обеспечение возможности их использования в случаях, не требующих идентификации физического лица в соответствии с Законом о противодействии отмыванию доходов.
Банковскому платежному субагенту запрещено заключать последующие субагентские договоры.
Банковский платежный агент и банковский платежный субагент обязаны использовать специальные банковские счета для зачисления в полном объеме полученных от физических лиц наличных денежных средств. По такому счету могут осуществляться только следующие операции: