Файл: Тема Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Гражданская оборона Безопасность жизнедеятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 32

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
очень сложно, что придает ему особую опасность и не позволяет предсказать последствия.
Вопрос 2. Гражданская оборона и защита населения и
территорий в чрезвычайных ситуациях.
Особого внимания заслуживает проблема подготовки и обучения всего населения действиям по предупреждению чрезвычайных ситуаций, мерам защиты в чрезвычайных ситуациях и ведения гражданской обороны, так как с трудом удается преодолевать инертность и пренебрежительное отношение значительной части людей к систематическому обучению по вопросам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям.
Наличие определенного уровня подготовки всего населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций является обязательным условием качественного планирования, организации и ведения мероприятий по гражданской обороне, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
Каждый человек должен знать о своих действиях, правах и обязанностях и быть готовым противостоять превратностям жизни.
Если человек сумеет распознавать источники опасности и будет всегда наготове – ему легче защитить себя, или, по крайней мере, он не будет застигнут врасплох.
Применение оружия массового поражения, высокоточного оружия, нарастание угрозы терроризма, техногенные аварии и катастрофы, усиление тяжести последствий стихийных бедствий, проблемы экологии, угрозы эпидемий – все это потребовало пересмотра основных направлений, содержания, организации и порядка подготовки и реализации мероприятий в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Основным законодательным актом в области гражданской обороны является Федеральный закон Российской Федерации «О гражданской обороне», который определяет задачи, правовые основы их осуществления и полномочия органов государственной власти
Российской Федерации, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций в области гражданской обороны.
Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.


Гражданская оборона призвана обеспечить жизнедеятельность населения и государства в экстремальных условиях военного времени.
Она была, есть и остается важной государственной функцией.
Главным достоинством гражданской обороны является то, что она выступает как одна из форм участия всего населения страны, органов власти и местного самоуправления в обеспечении обороноспособности и жизнедеятельности государства, выполняя оборонную, социальную и экономическую функции.
Основными задачами в области гражданской обороны являются:
– обучение населения в области гражданской обороны;
– оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;
– предоставление населению убежищ и средств индивидуальной защиты;
– проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;
– проведение аварийно-спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;
– борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;
– обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;
– санитарная обработка населения, обеззараживание зданий и сооружений, специальная обработка техники и территорий;
– восстановление и поддержание порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также вследствие чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;
– разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;
– обеспечение постоянной готовности сил и средств гражданской обороны.


Принципы организации и ведения гражданской обороны:
1.
Организация и ведение гражданской обороны являются одними из важнейших функций государства, составными частями оборонного строительства, обеспечения безопасности государства.
2.
Подготовка государства к ведению гражданской обороны осуществляется заблаговременно в мирное время с учетом развития вооружения, военной техники и средств защиты населения от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
3.
Ведение гражданской обороны на территории России или в отдельных ее местностях начинается с момента объявления состояния войны, фактического начала военных действий или введения
Президентом РФ военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Руководство гражданской обороной:
1.
Руководство гражданской обороной в Российской
Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
Государственную политику в области гражданской обороны осуществляет
Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Президентом Российской Федерации на решение задач в области гражданской обороны.
2.
Руководство гражданской обороной в федеральных органах исполнительной власти и организациях осуществляют их руководители.
3.
Руководство гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований осуществляют соответственно главы органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и руководители органов местного самоуправления.
4.
Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской
Федерации, органов местного самоуправления и организаций несут персональную ответственность за организацию и проведение мероприятий по гражданской обороне и защите населения.
Органами,
осуществляющими
управление
гражданской
обороной, являются:
1. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области гражданской обороны;
2. территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и

ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации;
Территориальные органы – региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и органы, уполномоченные решать задачи гражданской обороны и задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций по субъектам Российской
Федерации, комплектуются военнослужащими войск гражданской обороны, лицами начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданским персоналом.
Руководители указанных территориальных органов назначаются в установленном порядке руководителем федерального органа, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, из числа военнослужащих войск гражданской обороны, лиц начальствующего состава Государственной противопожарной службы и гражданского персонала;
3. структурные подразделения федеральных органов исполнительной власти, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны;
4. структурные подразделения (работники) организаций, уполномоченные на решение задач в области гражданской обороны, создаваемые (назначаемы) в порядке, установленном Правительством
Российской Федерации.
Силы гражданской обороны:
1.
Силы гражданской обороны – воинские формирования, специального предназначенные для решения задач в области гражданской обороны, организационно объединенные в войска гражданской обороны, а также аварийно-спасательные и спасательные службы.
2.
Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Для решения задач в области гражданской обороны воинские части и подразделения Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск и воинских формирований привлекаются в порядке, определенном Президентом Российской Федерации.
3.
Аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основным законодательным актом в области организации и защиты населения, материально-культурных ценностей и территорий от чрезвычайных ситуаций является Федеральный закон Российской
Федерации "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", который определяет

общие для РФ организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории РФ, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах РФ или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Действие настоящего федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы и населения в области защиты населения и территорий от ЧС.
Права граждан РФ в области защиты населения и территории
от чрезвычайных ситуаций:
Граждане Российской Федерации имеют право:

на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в соответствии с планами ликвидации чрезвычайных ситуаций использовать средства коллективной и индивидуальной защиты и другое имущество органов исполнительной власти субъектов
РФ, органов местного самоуправления и организаций, предназначенное для защиты населения от чрезвычайных ситуаций;

быть информированными о риске, которому они могут подвергнуться в определенных местах пребывания на территории страны, и о мерах необходимой безопасности;

обращаться лично, а также направлять в государственные органы и органы местного самоуправления индивидуальные и коллективные обращения по вопросам защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций;

на медицинское обслуживание, компенсации и льготы за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;

на бесплатное государственное социальное страхование, получение компенсаций и льгот за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций;

на пенсионное обеспечение в случае потери трудоспособности в связи с увечьем или заболеванием, полученным при выполнении обязанностей по защите населения и территорий от