Файл: Рабочая программа математического кружка Развивайка.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 57
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №1 «Солнышко».
Рабочая программа
математического кружка «Развивайка»
с детьми старшего дошкольного возраста
(возраст детей 5-7 лет)
на 2022-2024 учебный год
Воспитатель:
Манукян Елена Акоповна.
Пгт. Забайкальск
2022 г.
Пояснительная записка
Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.
В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.
В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.
В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.
Актуальность программы «Развивайка».
Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном образовании детей является
актуальным.
Новизна программы «Развивайка» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.
Педагогическая целесообразность программы.
Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.
Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.
Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.
Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:
1) формирование простейших математических представлений;
2) введение в активную речь простейших математических терминов;
3) развитие логических способностей;
4) формирование образного мышления;
5) развитие зрительной и слуховой памяти;
6) формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;
7) развитие у детей основ конструирования и моделирования;
№ | Тема занятия | Программное содержание |
1 | «Поможем малышам собрать мозаику» | Цель: закрепить свойства предметов и символов (цвет, форма, размер» |
2 | «Поставим цветы в вазу» | Цель: закрепить свойства предметов и символов (цвет, форма, размер), познакомить со значками символами |
3 | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
4 | «Продолжи закономерность» | Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над. |
5 | «Считай не ошибись!» | Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном счете |
6 | «Найди предмет такой же формы», | Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой. |
7 | «Четвертый лишний» | Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева. |
8 | «Подбери обувь» | Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины |
9 | «Третий лишний» | Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов |
10 | «Сколько геометрических фигур?» | Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей |
11 | «Лабиринт. Дорисуй картинку». | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. |
12 | «Лабиринт. Дорисуй картинку». | Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать. |
13 | «Дорисуй и раскрась» | Цель: закрепить отношение: часть - целое. |
14 | «Разложи » | Цель: закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи |
15 | «Самый внимательный . Выложи по образцу» . | Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление |
16 | «Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры». | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность |
17 | «Соберем урожай» | Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность. |
18 | «Разные дома. Забор» | Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части. |
19 | «Сравнение групп предметов» | Цель: закрепить знание знаков = и ≠ |
20 | «Какой домик лишний и почему?» | Цель: закрепить представление о многоугольниках |
21 | «Какой домик лишний и почему?» Цель: закрепить представление о многоугольниках. | Цель: закрепить представление о многоугольниках. |
22 | «Круглый год» | Цель: закрепление названий месяцев в году. |
23 | «Математическое домино» | Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность. |
24 | «Выбери нужный предмет. | Найди похожие кубики». Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление. |
25 | «Поменяй признак» | Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи. |
26 | «Логические цепочки» | Цель: закрепить представление о числовом отрезке |
27 | «Найди лишний предмет. Закончи рисунок». | Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
28 | «Укрась коврик» | Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений. |
29 | «Путешествие по комнате» | Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д. |
30 | «Найди нужную деталь. Построй домик». | Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание. |
31 | «Составь задачу и запиши» | Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала. |
32 | | |
33 | «Что сначала, что потом» | Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже |
34 | «Задачи-шутки» | Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение сопоставлять, наблюдательность, внимание. |
35 | «Путешествие по клеточкам» | Цель: закрепить ориентировку в тетради по клеточкам. |
36 | «Путешествие по клеточкам» | Цель: закрепить ориентировку в тетради по клеточкам. |
8) формирование творческой активности;
9) активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.
Для успешной организации занятий с детьми по программы «Развивайка» используются:
1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:
• рассказ или беседа;
• наглядный — демонстрационный материал;
• индуктивный — от частного к общему;
• дедуктивный — от общего к частному;
• аналитический — решение логических задач;
• работа под руководством педагога;
• самостоятельная работа дошкольников.
2. Методы контроля и самоконтроля:
• устные;
• письменные;
• индивидуальные;
• фронтальные.
3.Методы стимулирования учебной деятельности:
• дидактические игры;
• занимательные задания;
• математические конкурсы, соревнования;
• поощрение
Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному усвоению программы, активизации познавательной деятельности детей, развивают их самостоятельность. У дошкольников появляется интерес к математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и применить их на практике.
4. Возраст детей.
Данная программа предназначена для детей 5-7 летнего возраста.
5. Срок реализации программы - 2 года
6. Форма детского образовательного объединения: кружок.
Режим организации занятий:
Кол-во занятий в неделю -1
Продолжительность занятия – 25 - 30 минут
Продолжительность обучения – 2 года
Кол-во занятий в год – 36
Всего занятий – 72
Первый год обучения (старшая группа).
Особенности детей. Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.
Учебно - методический план кружковой работы:
Год обучения | Кол-во занятий в неделю | Кол-во занятий в месяц | Кол-во занятий в год | Продолжи тельность занятия |
2022-2023 | 1 | 4 | 36 | 20-25 мин |
2023-2024 | 1 | 4 | 36 | 25-30 мин |
Календарно-тематическое планирование совместной деятельности
взрослых и детей 5-6 лет.
Планируемые результаты освоения программы.
При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей
5-6 лет:
-
Считает (отсчитывает) в пределах 10. -
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?» -
Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы). -
Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения. -
Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины. -
Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам. -
Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.
Второй год обучения (подготовительная к школе группа).
Особенности детей 6-7 лет. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.