Файл: Рабочая программа математического кружка Развивайка.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.12.2023

Просмотров: 57

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №1 «Солнышко».

Рабочая программа

математического кружка  «Развивайка»

с детьми старшего дошкольного возраста

 (возраст детей 5-7 лет)

на 2022-2024 учебный год

Воспитатель:

Манукян Елена Акоповна.

Пгт. Забайкальск

2022 г.

Пояснительная записка

 

Направленность. Дети должны обучаться математике с самого раннего возраста, поскольку такие занятия успешно развивают умственные способности, служат необходимой основой дальнейшего обогащения знаний об окружающем мире, успешного овладения системой общих и математических понятий в школе.

В старшем дошкольном возрасте освоение математического содержания направлено, прежде всего, на развитие познавательных и творческих способностей детей, умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать их, предвидеть результат и ход решения творческой задачи.

В этом возрасте дети проявляют повышенный интерес к выполнению арифметических действий с числами, к знаковым системам, моделированию, к самостоятельности в решении творческих задач и оценке результата.

В системе кружковой работы занятия математикой способствуют развитию творческих способностей ребенка на широкой интегративной основе, которая предполагает объединение задач обучения детей элементарной математике с содержанием других компонентов дошкольного образования, таких как развитие речи, изобразительная деятельность, конструирование и др.

Актуальность  программы «Развивайка».

Несмотря на наличие обширной литературы по проблемам дошкольного воспитания и развития, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников математике в системе дополнительного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности каждого ребенка. Поэтому создание программы обучения детей 5-7 лет элементарным математическим представлениям и формированию основ логического мышления в дошкольном образовании детей является 
актуальным.

Новизна программы «Развивайка» заключается в том, что педагогическая технология, на которой строится математическое образование, предусматривает знакомство детей с математическими понятиями на основе деятельного подхода, когда новое знание дается не в готовом виде, а постигается ими путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков.

Педагогическая целесообразность программы.

Обучение математике в дошкольном возрасте является своевременным, носит общеразвивающий характер, оказывает влияние на развитие любознательности, познавательной активности, мыслительной деятельности, формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни, обеспечивая тем самым готовность к обучению в школе.

Занятия по программе «Развивающая математика» также способствуют воспитанию у дошкольника интереса к математике, умения преодолевать трудности, не бояться ошибок, самостоятельно находить способы решения познавательных задач, стремиться к достижению поставленной цели. Этому способствует интегративный подход, направленный не только на появление у детей математических представлений, но и на развитие ребенка в целом. Познавательная деятельность по математике организуется с учетом индивидуального темпа продвижения ребенка.

Цель программы - всестороннее развитие дошкольников, формирование их умственных способностей и творческой активности.

Выполнению поставленной цели способствует решение следующих задач:

1)  формирование простейших математических представлений;

2)  введение в активную речь простейших математических терминов;

3)  развитие логических способностей;

4)  формирование образного мышления;

5)  развитие зрительной и слуховой памяти;

6)  формирование умения анализировать, сравнивать, обобщать, группировать;

7)  развитие у детей основ конструирования и моделирования;



Тема занятия

Программное содержание

1

«Поможем малышам собрать мозаику»

Цель: закрепить свойства предметов и символов (цвет, форма, размер»

2

«Поставим цветы в вазу»

Цель: закрепить свойства предметов и символов (цвет, форма, размер), познакомить со значками символами

3

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

4

«Продолжи закономерность»

Цель: закрепить пространственные отношения: на, под, над.

5

«Считай не ошибись!»

Цель: усвоение порядка следования чисел натурального ряда, упражнение в прямом и обратном  счете

6

«Найди предмет такой же формы»,

Цель: соотнесение формы предмета с геометрической фигурой.

7

«Четвертый лишний»

Цель: закрепление пространственные отношения: справа, слева.

8

«Подбери обувь»

Цель: сравнение предметов по всем показаниям величины

9

«Третий лишний»

Цель: закрепить умение сравнивать группы предметов

10

«Сколько геометрических фигур?»

Цель: закрепление названий геометрических фигур, знания их особенностей

11

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

12

«Лабиринт. Дорисуй картинку».

Цель: развивать пространственные представления, умение обобщать.

13

«Дорисуй и раскрась»

Цель: закрепить отношение: часть - целое.

14

«Разложи »

Цель: закреплять  порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов. Повторить свойства предметов, форму геометрических фигур, актуализировать умение выражать свойства предметов в речи

15

«Самый внимательный . Выложи по образцу» .                                                                          

Цель: развивать зрительную память, умение моделировать. Развивать логическое мышление

16

«Что сначала, что потом? Покажи одинаковые цифры».

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность

17

«Соберем урожай»

Цель: развивать умение понимать последовательность, наблюдательность, умение видеть закономерность.

18

«Разные дома. Забор»

Цель: развивать умение делить предметы на 4 части. Сравнение целого и части.

19

«Сравнение групп предметов»

Цель: закрепить знание знаков   = и ≠

20

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках

21

«Какой домик лишний и почему?»

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

Цель: закрепить представление о многоугольниках.

22

«Круглый год»

Цель: закрепление названий месяцев в году.

23

«Математическое домино»

Цель: развивать умение соотносить число и количество предметов. Развивать внимание, воображение, наблюдательность.

24

«Выбери нужный предмет.

Найди похожие кубики».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение сопоставлять. Логическое мышление.

25

«Поменяй признак»

Цель: закрепить пространственные отношения: внутри - снаружи.

26

«Логические цепочки»

Цель: закрепить представление о числовом отрезке

27

«Найди лишний предмет. Закончи рисунок».

Цель: развивать умение классифицировать и обобщать, развивать логическое мышление, умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

28

«Укрась коврик»

Цель: закрепление знаний геометрических фигур, развитие пространственных представлений.

29

«Путешествие по комнате»

Цель: закрепление понятий вверху, внизу, слева, справа, над, под и т.д.

30

«Найди нужную деталь. Построй домик».

Цель: развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание.

31

«Составь задачу и запиши»

Цель: развивать умение решать задачи. Закрепить порядковый счет. Повторить изученного материала.

32







33

«Что сначала, что потом»

Цель: закрепить временные отношения: раньше - позже

34

«Задачи-шутки»

Цель: упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток. Развивать умение  сопоставлять, наблюдательность, внимание.

35

«Путешествие по клеточкам»

Цель: закрепить ориентировку в тетради по клеточкам.

36

«Путешествие по клеточкам»

Цель: закрепить ориентировку в тетради по клеточкам.


8)  формирование творческой активности;

9)  активизация навыков использования полученных знаний и умений на практике.

Для успешной организации занятий с детьми по программы «Развивайка» используются:

1.Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

•    рассказ или беседа;

•    наглядный — демонстрационный материал;

•    индуктивный — от частного к общему;

•    дедуктивный — от общего к частному;

•    аналитический — решение логических задач;

•    работа под руководством педагога;

•    самостоятельная работа дошкольников.

2. Методы контроля и самоконтроля:

•    устные;

•    письменные;

•    индивидуальные;

•    фронтальные.

3.Методы стимулирования учебной деятельности:

•    дидактические игры;

•    занимательные задания;

•    математические конкурсы, соревнования;

•    поощрение

Данные методы способствуют выполнению поставленной цели, успешному усвоению программы, активизации познавательной деятельности детей, развивают их самостоятельность. У дошкольников появляется интерес к математике, желание овладеть новыми знаниями, умениями, навыками и применить их на практике.

4. Возраст детей.

Данная программа предназначена для детей  5-7 летнего возраста.

5. Срок реализации программы - 2 года

6. Форма детского образовательного объединения: кружок.

Режим организации занятий: 

Кол-во занятий в неделю -1

Продолжительность занятия – 25 - 30 минут

Продолжительность обучения – 2 года

Кол-во занятий в год – 36

Всего занятий – 72

Первый год обучения (старшая группа).

Особенности детей. Интенсивно начинают развиваться память, воображение, мышление, речь, восприятие и т.д. К пятилетнему возрасту все психические процессы у детей активно развиваются и начинают приобретать произвольный характер. Появляются зачатки ответственности за порученное дело. Много занятий в данной части программы посвящены осознанию собственной личности и личности других, а также общению. Однако ведущий тип деятельности в этом возрасте – игра, поэтому все занятия насыщены играми, присутствуют персонажи и соблюдается игровой сюжет и мотивация. В данном возрасте активно развиваются все психические процессы, свойства и состояния (восприятие, внимание, мышление, память, воображение, речь, эмоции). В развивающих играх даются задания на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления  ( разрезные картинки, сюжетные картинки), эмоциональной сферы (расширение представлений об эмоциях: радость, грусть, злость, удивление, страх, спокойствие), памяти, внимания, воображения, пространственной  ориентировки (графические диктанты, рисунки по клеточкам) и саморегуляции.  


Учебно - методический план кружковой работы:

Год обучения

Кол-во занятий

в неделю

Кол-во занятий

в месяц

Кол-во занятий

в год

Продолжи

тельность

занятия

2022-2023

1

4

36

20-25 мин

2023-2024

1

4

36

25-30 мин


Календарно-тематическое планирование совместной деятельности

взрослых и детей 5-6 лет.

Планируемые результаты освоения программы.

При успешном освоении программы достигается следующий уровень сформированности элементарных математических представлений детей

5-6 лет:

  • Считает (отсчитывает) в пределах 10.

  •  Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными (в пределах 10), отвечает на вопросы: «Сколько?», «Который по счету?»

  • Уравнивает неравные группы предметов двумя способами (удаление и добавление единицы).

  • Сравнивает предметы на глаз (по длине, ширине, высоте, толщине); проверяет точность определений путем наложения или приложения.

  • Размещает предметы различной величины (до 7-10) в порядке возрастания, убывания их длины, ширины, высоты, толщины.

  •  Выражает словами местонахождение предмета по отношению к себе, другим предметам.

  • Знает некоторые характерные особенности знакомых геометрических фигур (количество углов, сторон; равенство, неравенство сторон). Называет утро, день, вечер, ночь; имеет представление о смене частей суток. Называет текущий день недели.

Второй год обучения (подготовительная к школе группа).

Особенности детей 6-7 лет. Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов. Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут. У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т. д. В результате правильно организованной образовательной работы у детей развивается диалогическая и некоторые виды монологической речи. В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; дети осваивают формы позитивного общения с людьми: развивается половая идентификация, формируется позиция школьника. К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития.