Файл: Музыкальные инструменты скрипка, фортепиано, волынка, виолончель.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока музыки
Класс: 1 А
Тип урока: Открытие нового знания.
Тема: Музыкальные инструменты: скрипка, фортепиано, волынка, виолончель
Цель: знакомство обучающихся с музыкальными инструментами.
Планируемые результаты:
Личностные:
– уметь работать в заданном темпе;
– принимать учебные цели, проявлять желание учиться;
– развивать эмоциональное восприятие произведения искусства.
Предметные:
– сформировать знания о музыкальных инструментах, об их внешнем строении, об их звучании;
– научиться различать музыкальные инструменты между собой;
– научиться проводить интонационно-образный анализ произведений, обобщать.
Метапредметные:
Регулятивные:
– осуществлять волевую саморегуляцию, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
– вносить необходимые коррективы в действие после его завершения, высказывать свое предположение.
Познавательные
– находить и выделять при помощи учителя информацию, необходимую для выполнения заданий;
– формировать устойчивый интерес к уроку через взаимосвязь учебных предметов, использование дидактических игр.
Коммуникативные:
– формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
– владение монологической и диалогической формами речи.
Методы: словесные (объяснение, беседа), практические (упражнения), наглядные (изображения).
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Дидактические средства урока: изображения музыкальных инструментов, разрезные картинки, раздаточный материал в виде карточек, доска, мел.
Музыкальный материал: «Клоуны» Д. Кабалевский, «Каприс» Н. Паганини, звучание виолончели, звучание волынки.
№ п/п | Структура занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия |
1. | Организационный момент | Проверяет готовность к уроку, настраивает на работу. Проводит дыхательную гимнастику: 1) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз); 2) «Пропеллер» - вдох через рот. Указательный палец двигается из стороны в сторону перед губами. Сильно выдувать воздух таким образом, чтобы слышался «звук пропеллера» от рассекаемого пальцем воздуха, губы при этом округлены. (3-4 раза) 3) «Ниточка» - соединяют пальцы рук, собранные в щепоть, перед грудью (как будто держат за концы короткую ниточку), а затем на выдохе начинают разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тянут длинную нить). (3-4 раза) 4) «Намотай клубочек» - дети вращают одна вокруг другой руки перед грудью и в это время длительно пропевают гласный звук на выдохе – как будто наматывают на клубок длинную звуковую ниточку. (3-4 раза) 5) Спокойный вдох-спокойный выдох (4-5 раз). | Проверяют готовность к уроку. Выполняют дыхательную гимнастику | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками Регулятивные: проявление способности к саморегуляции (формирование волевых усилий, способности к мобилизации сил). |
2. | Актуализация знаний | Напоминает детям о том, что они уже знакомились с музыкальными произведениями, но теперь им необходимо узнать, что нужно человеку, чтобы получилась музыка. Для этого учитель предлагает отгадать загадки про музыкальные инструменты и выбрать из всех инструментов тот, о котором говорилось в загадке. Когда останется один инструмент («волынка»), учитель спрашивает, знает ли кто-нибудь этот инструмент, и предлагает выбрать и этот инструмент. | Отгадывают загадки. Называют картинки обобщающим понятием: музыкальные инструменты. | Познавательные: определение предмета по его описанию. Регулятивные: развитие умения слушать мнение одноклассников. |
3. | Целеполагание и мотивация | Предлагает детям сформулировать тему урока («о чём будем говорить?») и поставить перед собой вопросы, на которые обучающиеся должны ответить на уроке («что нужно узнать об этих музыкальных инструментах?»). На доске – картинки с изображениями музыкальных инструментов. По мере знакомства они снимаются. | Формулируют тему урока «Музыкальные инструменты», ставят вопросы: «как звучат фортепиано, скрипка, виолончель, волынка?», «чем отличаются?» | Регулятивные: умение ставить и принимать учебные задачи |
4. | Первичное усвоение материала |
Сообщает обучающимся, что они начнут знакомство с фортепиано. Говорит о том, что слово «фортепиано» состоит из двух слов «форте» (громко) и «пиано» (тихо). Спрашивает, кто знает, как играют на этом инструменте. Просит показать. Затем предлагает прослушать музыкальное произведение «Клоуны» Дмитрия Кабалевского. Спрашивает, какое это произведение? какое у него настроение? понравилось ли оно? Предлагает прослушать сыграть это произведение вместе с музыкантом.
Предлагает догадаться о каком следующем инструменте будут говорить. Организует работу в парах. У каждой пары на парте лежит разрезная картинка. Просит ее собрать. Рассказывает детям о скрипке. Говорит, что она небольшая. Показывает на картинке, что у нее 4 струны. Поясняет, что звук получается с помощью смычка. Просит показать, как играют на скрипке. Предлагает прослушать музыкальное произведение Никколо Паганини. Спрашивает, как можно назвать скрипку в этой композиции? какое настроение она передает? понравилось ли оно? Предлагает еще раз прослушать музыкальное произведение и обвести изображение скрипки по точкам.
Предлагает детям найти похожий на скрипку инструмент, просит назвать его. Предлагает найти отличия скрипки и виолончели по внешним признакам. Говорит о том, что различаются эти инструменты не только размером, но и звучанием. Предлагает прослушать произведение и ответить на вопросы «похожа виолончель на скрипку? В чем сходства и различия?»
Спрашивает, видел ли кто-нибудь волынку. Рассказывает, что волынка состоит из резервуара – меха (мешок), в который вставлены трубки для нагревания и извлечения звука; применяется для сопровождения танца. Предлагает обучающимся послушать, как звучит волынка. Задает вопросы: «что вам напоминает волынка? какое настроение передает?» | Имитируют игру на фортепиано. Слушают музыкальную композицию. Отвечают на вопросы. Имитируют игру на фортепиано под музыкальное сопровождение. Речь с движениями «Рояль» Собирают разрезную картинку, догадываются, что будут говорить о скрипке. Имитируют игру на скрипке. Отвечают на вопросы Прослушивают композицию и обводят скрипку по точкам. Говорят о том, что на скрипку похожа виолончель. Называют главное внешнее отличие инструментов – их размер. Прослушивают музыкальное произведение. Находят сходства и различия скрипки и виолончели. Поют песню «Улыбка» Отвечают на вопросы, внимательно слушают учителя. Прослушивают музыкальное произведение. Отвечают на вопросы. | Коммуникативные: владение навыками осознанного развернутого речевого высказывания; развитие умения работать в парах. Регулятивные: уметь контролировать собственные действия. Познавательные: формирование новых знаний, опора на уже имеющиеся. |
5. | Применение знаний и способов действий | Предлагает обучающимся еще раз прослушать музыкальные произведения и догадаться, какой инструмент играет. | Дети отгадывают, какой инструмент звучит в произведении | Познавательные: уметь осуществлять сознанный выбор способов решения учебных задач |
8. | Подведение итогов | Задаёт вопросы по теме урока. Обобщает полученные знания | Повторяют пройденный материал. | Познавательные: обобщение полученных знаний. |
9. | Рефлексия | Предлагает оценить свою деятельность. | Оценивают свою деятельность | Регулятивные: умение оценивать свою деятельность на уроке. |
Приложение
Физкультминутка.
На рояле я играю (изображают пальцами игру на пианино)
На педали нажимаю (топают ногами)
Гамма вверх (поднимают руки вверх, тянутся на носочках)
Гамма вниз (опускают руки вниз, приседают)
А сейчас всем поклонись. (делают поклоны в разные стороны)