ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Думаю, вы согласитесь, что каждый родитель хочет видеть своего ребенка счастливым. Поэтому сегодня я предлагаю вам поговорить о том, как влияют на становление личности ребенка взаимоотношения в семье, о том, что семья – это тот надёжный уголок, куда каждый человек должен возвращаться с радостью, о том, что прежде всего, семья начинается с любви, дружбы и взаимопонимания.
Великий русский писатель, Лев Николаевич Толстой сказал - «Счастлив тот, кто счастлив у себя дома», - думаю вы согласитесь, что эти слова и сегодня актуальны.
Что такое семья?
Всем и без разъяснения ясно. Как слова «хлеб», «вода» не требуют расшифровки, так и это понятие впитывается нами с первых сознательных мгновений нашей жизни. Вот она, рядом с каждым из нас, со своим неповторимым духом, видом, стилем. Семья - это муж и жена, это - дом, это - родители и дети, бабушки и дедушки. Это - любовь и забота, труды и радости, несчастья и печали, это - привычки и традиции.
Какая она, счастливая семья?
на основе чего создается счастливая, благополучная семья.
Истоком, где рождается счастье, является дом. У каждого человека должен быть свой дом. В теплом доме всё наполнено счастьем: взаимоотношения, эмоции, чувства, мысли.
Как чудесно звучит это слово «дом». Сразу думается о чём-то добром, хорошем, уютном.
Я дома… Мы часто произносим эти слова. Я дома – а значит суета, деловые проблемы, заботы остались где-то там, за стенами. Дом – это место, где отдыхает душа, где мы набираемся сил, где рождаются самые смелые мечты, появляется вдохновение.
В иерархии ценностей родной дом стоит на одном первых мест. Для каждого из нас та территория, на которой мы проводим существенную часть своего времени, ассоциируется с чем-то своим. Для кого-то дом – это просто место проживания, творчества, отдыха.
Для кого-то — это, в первую очередь, дружная семья, родные, близкие люди, которые тебя поймут, выслушают, пожалеют, поддержат. Здесь правят законы любви. А энергия любви наполнена огромной живительной силой. Неважно, что человек вкладывает в понятие «мой дом», важно чтобы в родных стенах он был счастлив.
Семья для ребенка — это ближайший круг общения
, в котором формируется его психика и отношения с внешним миром. Влияние родителей на детей безусловно и многопланово. По этой причине семейное воспитание играет определяющую роль в формировании личности ребенка, является важнейшим условием его развития и становления. Общеизвестно, что все усилия любого образовательного учреждения по воспитанию детей будут безрезультатны без поддержки семьи.
Родители и дети составляют одно целое, в котором родители являются основой, базой для психического развития детей. Ребенок учится у своих родителей мыслить, говорить, понимать и контролировать свои реакции. Часто родители не осознают меру ответственности за будущее развитие личности ребенка, его жизненных установок, предпочтений, привычек, стиля поведения. Они редко задумываются над тем, как их ссоры повлияют на психику ребёнка, который полностью зависит от родителей, атмосферы в семье и отношения к нему. Родители — первые наставники ребёнка и они должны объяснить ему, «что такое хорошо и что такое плохо», но только объяснения недостаточно, важен родительский пример, который оказывает решающее значение на формирование нравственных принципов у ребёнка. Данные современной психологии подтверждают, что «навешивание ярлыков», ругательства, оскорбления являются способами программирования детей. Крик же оглушает ребёнка, делает его невосприимчивым к окружающему миру.
Всю совокупность семейных отношений можно разделить на семь видов: 1) Социально-биологические (интимные) отношения охватывают сферу половозрастной структуры и численности семьи, рождаемости, общей гигиены, гигиены пола и половой жизни, физического совершенствования и наследственности, включают заботу о потомстве и физическом здоровье членов семьи, учет вопросов воспитания детей;
2) Хозяйственно-экономические отношения образуют материальную основу бытия семьи и включают: организацию и ведение домашнего хозяйства, распределение обязанностей между членами семьи, материальное обеспечение семейного бюджета, заботу и уход за маленькими детьми, престарелыми родителями и другими членами семьи;
3) Правовые (юридические) отношения характеризуют правовое регулирование брака и развода, соблюдение личных и имущественных прав и обязанностей между супругами, между родителями, детьми и другими родственниками, вопросы наследования и усыновления, предупреждение правонарушений и других антиобщественных проступков детей;
4) Нравственные отношения охватывают вопросы нравственных ценностей семьи, прежде всего любви и долга, заботы о нравственном воспитании детей и взрослых и их самовоспитании, а также уважение к старшим, воспитание любви к труду;
5) Психологические отношения представляют сферу взаимодействия членов семьи и их совместимости, определяют психологический климат в семье и способствуют формированию чувств и межличностных отношений, обеспечивают развитие ребенка как личности;
6) Педагогические отношения прямо касаются вопросов семейной педагогики и реализации воспитательных функций семьи;
7) Эстетические отношения определяют эстетику поведения, речи, одежды, жилища, использование достижений культуры.
Все виды семейных отношений взаимосвязаны и влияют друг на друга. Центральное же место в семейных отношениях всегда занимают дети. «Семья начинается с детей», говорил А. И. Герцен. «Главный замысел и цель семейной жизни — воспитание детей. Главная школа воспитания — это взаимоотношения мужа и жены, отца и матери». (В. А. Сухомлинский)
Коротко можно выделить следующие типы семейных отношений, которые обязательно оставляют свой след в воспитании: Авторитарная семья.
В авторитарном типе семьи очень четко выделяется авторитет, а все остальные подчиняются. Часто думают, что авторитетом в семье является исключительно папа, но не всегда такое убеждение может быть верным. Есть семьи, где авторитетом является женщина. «Лидер», занимающий авторитарную позицию часто критикует и не одобряет инициативу и вмешательства в собственные планы. Самое важное то, что говорит «лидер». В такой модели семьи на ребенка «лидер» семьи оказывает самое непосредственное влияние. Авторитет родителя подавляет, игнорирует интересы ребенка, родители в жесткой форме диктуют свои условия жизни, поведения, морали. Часто эмоциональное насилие над детьми переходит в физическое.
Сотрудничество в семье. Здесь семейные отношения построены на доверии. Отношения между мужчиной и женщиной в этом семействе строятся на равноправии и полном доверии. Если возникают в семье какие-либо разногласия в первую очередь, каждый из супругов относится уважительно друг к другу и при ребенке не выясняют отношения. Чаще идут на компромисс и отличаются мирным взаимодействием между собой.
Опекающая семья
. В такой семье ребенку уделяется чрезмерная забота и опека со стороны родителей. Родители стараются вложить в ребенка все материальные и моральные ценности. Они полагают, что так будет лучше, если родители будут опекать свое чадо от трудностей и сложных ситуаций в жизни. В последствии ребенок становится инфантильным, безразличным. Ему будет тяжело наладить отношения со своими сверстниками или коллегами. Они не могут сделать ни одного шага без участия родителей.
Безразличная семья. В этой семье происходит независимое друг от друга сосуществование взрослых и детей. Родители очень пассивно относятся к мыслям, поступкам, действиям своих детей. Родителям безразлично, чем увлекается их ребенок, т. е. воспитание пущено на самотек. Хорошо, если ребенок понимает, что ему в этой жизни нужно стремиться к чему-то большему, чем просто болтаться по улицам.
Качества, формируемые у ребенка при различных типах семейных отношений
Типы семейных отношений | Краткая характеристика | Формируемые качества |
Авторитарная семья | Систематическое подавление одними членами семьи (преимущественно взрослыми) инициативы и чувства собственного достоинства у других | Сопротивление ребенка, который отвечает на нажим и принуждение лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью, искоренение самостоятельности, чувства собственного достоинства, инициативности, веры в себя и в свои возможности. |
Опекающая семья | Система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких-либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. | В центре воспитательных воздействий основным является — удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его от трудностей, вследствие чего возникает проблема — неприспособленность к жизни в коллективе, частые срывы в переходном возрасте, отсутствие самостоятельности, инициативы. |
Безразличная семья | Система межличностных отношений в семье, строящаяся на признании возможности и даже целесообразности независимого существования взрослых от детей. Пассивность родителей как воспитателей. | Эгоизм, полное отсутствие внимания к другим родственникам, безразличие, срывы от отсутствия внимания в подростковом возрасте, пагубное влияние дурной компании |
Сотрудничество в семье | Опосредованность межличностных отношений в семье общими целями и задачами совместной деятельности, ее организацией и высокими нравственными ценностями. Преодолевается эгоистический индивидуализм ребенка. Семья обретает особое качество, становится группой высокого уровня развития — коллективом. | Все самые положительные качества, которые только можно сформировать: уважение к старшим, любовь, доверие, взаимопомощь. |
Как часто мы сталкиваемся с одной и той же проблемой: читаем детям нотации о том, как вести себя, даём им полезные советы, предостерегаем от ошибок, а в итоге получаем противоположные результаты. Так происходит, может быть потому, что наши поступки не всегда соответствуют тому, о чём мы говорим? Дети – наши постоянные свидетели, они видят наши падения, срывы, провалы, как бы мы не старались этого скрыть. Дело в том, что дети учатся жить, глядя на нашу жизнь.
Задание родителям
- Попробуем выяснить, чему же может научиться ребёнок, когда он оказывается в определённых ситуациях. Предлагаем закончить предложение, используя слова для справок:
- ЕСЛИ:
- ребёнка постоянно критикуют, он учится… (ненавидеть);
- ребёнок живёт во вражде, он учится… (быть агрессивным);
- ребёнок растёт в упрёках, он учится… (жить с чувством вины);
- ребёнок растёт в терпимости, он учится… (понимать других);
- ребёнка хвалят, он учится… (быть благодарным);
- ребёнок растёт в честности, он учится… (быть справедливым);
- ребёнок растёт в безопасности, он учится… (верить в людей);
- ребёнка поддерживают, он учится… (ценить себя);
- ребёнка высмеивают, он учится… (быть замкнутым);
- ребёнок живёт в понимании и дружелюбии, он учится… (находить любовь в этом мире).
Обсуждение ответов и беседа.
Отчего же возникают отрицательные эмоции в семейных взаимоотношениях:
- неудовлетворение потребностей: в любви, взаимопонимании, уважении, свободе:
- страдание ребенка: боль, страх, обида;
- отсутствие взаимопонимания :гнев, злоба, агрессия.
Заполнить диаграмму: Составные элементы счастья и благополучия в семье (данная диаграмма заполняется на доске).
«Конверт откровений».
Каждый родитель получает вопрос из конверта откровений и отвечает на данный вопрос.
Перечень вопросов на листках в конверте откровений:
По каким внешним признакам, вы определяете, что Ваш ребенок в смятении, ему трудно?
В чем на Ваш взгляд уникальность Вашего ребенка?
Считаете ли Вы себя хорошими родителями? Почему?
Умеете ли Вы прощать своего ребенка?
Считаете ли Вы необходимым для себя вести доверительные разговоры со своим ребенком?
Какие методы наказания своего ребенка Вы используете?
Каким Вы видите своего ребенка в будущем?
Назовите лучшие черты характера своего ребенка.