Файл: Становление личности и развитие ее творческого мышления основная цель современного образования, она же является приоритетной и при обучении математике.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.12.2023
Просмотров: 29
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Становление личности и развитие ее творческого мышления –основная цель современного образования, она же является приоритетной и при обучении математике. Творческий, продуктивный процесс в любой области интеллектуальной деятельности – это многогранный,феноменально сложный процесс, содержащий множество составляю-щих; он связан с высоким напряжением всех духовных сил человека,требует интенсивной умственной деятельности и воображения, концентрации внимания, волевого напряжения, мобилизации всех знаний и опыта. Однако не всякую интеллектуальную деятельность можно назвать творческой. Умственный труд может быть и механическим с однообразно повторяющимися операциями, в основе которых лежат алгоритмы.
Творчество – это целенаправленная теоретическая и практическая деятельность человека, которая приводит к созданию новых ранее неизвестных гипотез, теорий, методов, новых технологий, про-изведений искусства и литературы. Все эти формы творчества связаны с мышлением и его производной – интеллектом. В этой связи возникает одна интересная и важная проблема, охарактеризовать которую можно следующим образом.
Известно, что изобретение компьютера сделало в отношении умственного труда по сути то же, что изобретение механического двига-теля в отношении ручного труда. Это послужило толчком для решения задачи четкого и конкретного описания мыслительных процессов человека, которые регулируют организацию поиска решения проблемы, не основываясь на идеях одной логики. Возникла необходимость в рассмотрении эвристической и учебно-эвристической деятельности,которая является одним из основных предметов исследования такой науки, как педагогическая эвристика. Последняя, в свою очередь, изучает основы организации продуктивной учебной и последующей профессиональной деятельности специалиста.
Знакомство с эвристическими методами в процессе учебно-познавательной работы составляет основу эффективности последующей научно-практической деятельности человека. По мнению зарубежных ученых, существует более прагматическое и глобальное понимание значения творчества: наличие педагогической эвристическойдеятельности в обучении, есть критерий потенциальной экономической, политической, военной мощи государства. Так, американские ученые заявляют, что «выявление и выращивание творческих личностей является проблемой общенационального значения».Одним словом, если будущий специалист готовится к такой профессиональной деятельности, при которой он должен часто принимать собственные решения в изменяющихся (динамических) и нестандартных ситуациях, то ему необходимы знания эвристики, алгоритмическая же деятельность таких знаний не требует.
Таким образом, необходимость искать практические подходы крешению проблемы развития творческих качеств мышления ни у кого не вызывает сомнения. Остается лишь вопрос – как это осуществить практически?
Активная позиция человека в процессе овладения знаниями предполагает использование методов научного познания. Их удачное преломление к процессу обучения в школе находится в центре внимания многих исследователей, поскольку обеспечивает активную позицию школьников в учебном процессе и, как следствие, повышает его эффективность. Решение теоретических и практических аспектов этой проблемы опирается на работы психологов П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, З.И. Калмыковой, А.Н. Леонтьева, Я.А. Пономарева,С.Л. Рубинштейна, Ю.А. Самарина, Н.В. Талызиной, Л.М. Фридман, Д.Б. Эльконина и др., дидактов Ю.К. Бабанского, М.Ф. Данилова, Л.Н. Ланда, Дж. Брунер и др. и методистов Х.Ж. Ганеева, З.И. Слепкань, В.М. Монахова, А.А.Столяра и др.
В условиях быстро меняющегося мира обществу необходимы творчески мыслящие люди, способные сосуществовать с окружающей средой в самом широком смысле, творчески реализовать себя в личной жизни и профессиональной деятельности. Основная тенденцияизменения приоритетных целей школьного образования проявляется в постановке на первый план задач развития личности учащихся на основе внутреннего потенциала. Образование должно позволить человеку понять самого себя, окружающую среду и содействовать его социальной роли в процессе труда и жизни в обществе.
Современному обществу нужен человек, самостоятельно и критически мыслящий, умеющий видеть и решать возникающие проблемы. Общество информационных технологий заинтересовано в том,чтобы выпускники школы были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, грамотно использовать информацию.
Проблема познания и развития продуктивных качеств мышления интересовала многих ученых. Вопросами исследования творческого мышления в той или иной степени занимались такие зарубежные и отечественные психологи и педагоги, как А.В. Брушлинский,Д.Б. Богоявленская, В.Н. Дружинин, З.И. Калмыкова, А.М. Матюшкин, Я.А. Пономарев, М.А. Холодная, И.С. Якиманская и др., а также методисты и математики Х.Ж. Ганеев, Т.П. Григорьева, Г.В. Дорофеев, О.Б. Епишева, Т.А. Иванова, Л.И. Кузнецова, И.Ф. Шарыгин и др. Ими разработаны продуктивные методы и эвристические прием обучения, способствующие развитию творческого мышления учащихся, однако в их исследованиях не в полной мере был изучен вопрос о возможностях развития творческого мышления посредством поисково-исследовательских задач.
Проблема исследовательской деятельности школьников имеет богатую историю, с момента появления в педагогике исследовательского метода основное внимание ей уделялось в естественнонаучных и гуманитарных областях (Б.В. Всесвятский, В.Е. Райков и др.); эти направления исследовательской деятельности школьников продолжают оставаться приоритетными и на сегодняшний день (В.И. Андреев,А.В. Леонтович, И.Д. Чечель и др.). Общие аспекты формирования раз-личных приемов математической исследовательской работы учащихся затронуты в трудах ученых-математиков: А.Н. Колмогорова,А.И. Маркушевича, Б.В. Гнеденко, В.Г. Болтянского, Л.Д. Кудрявцева,Д. Пойа и др.
Один из принципов новой концепции школьного математического образования состоит в том, чтобы при обучении математике «предпочитать эвристическое исследование доктринальному изложению» [183,с. 8]. Появление задач, требующих исследования, в учебниках по математике 7–9 классов под редакцией Г.В. Дорофеева, исследовательских работ в учебниках по алгебре авторов К.С. Муравина, Г.К. Муравина и Г.В. Дорофеева (7–8 класс) свидетельствует о возможности включения учебного исследования в процесс обучения математике. Однако, как показывает анализ методических публикаций, дидактических пособий, изучение опыта работы учителей, развивающий потенциал исследова-тельских заданий по алгебре и геометрии используется в повседневной школьной практике недостаточно, что определяет целесообразность проведения дальнейшей работы в этом направлении.
Среди положительных мотивов учения ведущая роль принадлежит любознательности и интересу, поэтому проблему развития творческого мышления учащихся мы рассматриваем во взаимосвязи с педагогической проблемой формирования познавательного интереса к математике. Давняя идея «учения с увлечением» приобретает сегодня новый смысл, потому что школа, перестав быть единственным «окном», через которое ученик открывает мир, «должна повысить свою конкурентоспособность по сравнению с другими, внешне привлекательными, но зачастую пустыми и даже вредными компонентами окружающей образовательной среды» [99].
Иногда считают, что творчество – это создание такого нового продукта, которое имеет положительную общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. По поводу такого определения справедливо выдвигается возражение: общественной значимости не имеет ни творчество детей, ни решение взрослым человеком головоломки; в истории известно немало случаев, когда блестящие достижения творческой мысли людей долгое время не обретали общественной значимости. К этому нужно добавить, что, если различается общественная и индивидуальная значимость, то нет сколько-нибудь веской причины для игнорирования индивидуальных интересов и индивидуального творчества. И еще одно соображение: «привязывание» творчества только к прогрессу, как в приведенном выше определении, даже при научнообъективном понимании прогресса дает повод для очерчивания излишне узкого круга явлений, относимых к творчеству.
Творчество неоднородно: многообразие творческих проявлений поддается классификации по разным основаниям. Отметим лишь, что существуют разные виды творчества: производственно-техническое, изобразительное, научное, политическое, организаторское, философское, религиозное, повседневно-бытовое и т.п.; иначе говоря, виды творчества соответствуют практической и духовной деятельности.
Осознание потребности, постановка и формулирование проблемы – это начальные рубежи процесса поиска решения проблемы. Фиксируя конкретную проблемную ситуацию и цель исследования, проблема направляет весь творческий процесс в его сложном движении к результату. Идеальное, как центральное звено творческого про-цесса, рождается под непосредственным воздействием проблемности и для удовлетворения соответствующей потребности субъекта.
К.Д. Ушинский [195], не ставя знака равенства между умом и знанием, все же считал возможным рассматривать ум вне знаний. Он понимал ум как хорошо организованную систему знаний и исходил из того, что при большом количестве знания могут быть недостаточно упорядочены между собой, не соотнесены и не соподчинены друг с другом, то есть не систематизированы. Умственная деятельность, осуществляемая на базе несистематизированных или в большей или меньшей мере изолированных друг от друга знаний, является малоэффективной. Такие знания весьма трудно применять и использовать в многообразных ситуациях. А так как динамичность умственной дея- тельности зависит от многообразия вновь образующихся знаний, то несистематизированные знания не являются залогом достаточно активного проявления мышления.
Любая исследовательская деятельность школьников невозможна без их напряженной, активной мыслительной деятельности, то есть без творческого мышления.
Потребность творчества как вида деятельности и стиля мышления диктуется самой жизнью, объективными особенностями структуры исторического времени на всех этапах деятельности человека и уходит своими корнями в самые глубокие традиции человеческой культуры. Поэтому творческое мышление можно охарактеризовать как общечеловеческий феномен. Все возрастающий объем информа-ции на современном этапе развития науки, культуры, причем информации не всегда доброкачественной, требует от субъекта переработкиее содержания и выработки своего отношения к ней. Для этого необходимы такие качества, как информированность, эвристичность, конструктивность.
Обычно, когда исследуют процесс мышления, то выделяют два основных подхода – операциональный и личностно-мотивационный.Применительно к творческому мышлению необходимо учитывать оба, так как на его формирование влияют особенности личности: эмоцио-нальные, волевые и т.д. При личностном подходе (Н.С. Лейтес [123], С.Л. Рубинштейн [172], Б.М. Теплов [185] и др.), который базируется на признании целостного характера творческой личности и ее индивидуальности, большое внимание уделяется самобытности, самоценности личности, накопленного ею опыта, умственной активности, работоспособности и др.Установлено, что для творческой личности характерны такие свойства, как:
– пытливость ума;
– любознательность;
– гибкость мышления;
– способность комбинировать и образовывать аналогии;
– открытая позиция по отношению к окружающему миру;
– умение удивляться происходящему в мире;
– готовность отказаться от привычных способов мышления;
– готовность к риску, сильная мотивация;
– высокая степень понимания проблемы и удовлетворения от ее
решения;
– готовность к интенсивному и напряженному умственному
труду;
– готовность к преодолению различных препятствий и т.д.
И.П. Волковым, Т.В. Орловой и др. показано, что целостность творческой личности, учитывая ее индивидуально-психологические особенности, достигается при наличии трех групп способностей, которые представлены в таблице 5
Группы способностей творческой личности
Мотивационные | Содержательно-операционные | Организационно- коммуникативные | ||
Познавательный интерес и стремление к самообразованию; личная значимость творческой деятельности; стремление к успеху, творческим достижениям; стремление к лидерству, к получению высокой оценки своей работы от преподавателя и сотрудников. | Интеллектуально- логические: способность анализировать и сравнивать; способность выделять главное, отбрасывать второстепенное; способность описывать явления, процессы. Способность объяснять и давать определения явлению или процессу; способность к систематике и классификации; способность доказывать, обосновывать свои суждения | Интеллектуально- эвристические: способность генерировать идеи, выдвигать гипотезы; способность к фантазии, твор- ческому вооб- ражению, ассоциативность мышления. Перенос знаний и умений в но- вые ситуации. Независимость суждений, критичность, способность к оценочным действиям. | способность видеть цель и проявлять интеллектуальные и волевые усилия для ее достижения; способность к планированию своей деятельности; способность к самоконтролю; самооценка личностью своих возможностей, личностных качеств, достижений в творческой деятельности; способность отстаивать свою точку зрения и убеждать других; способность избегать конфликтов и успешно их разрешать. |